автор: Вавилова Оксана Леонидовна

учитель – логопед МБДОУ – Змиевский детский сад комбинированного вида №1

Конспект занятия НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе “Поможем Буратино”.

 

МБДОУ – Змиевский детский сад комбинированного вида №1

«Поможем Буратино»

(обобщение по теме «Гласные звуки и буквы»)

(Конспект занятия НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе)

Составила:

учитель-логопед

Вавилова О.Л.

Цель: обобщить представления детей о гласных звуках и буквах.

 

Задачи:

 

Коррекционно – образовательные:

  • Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах;
  • Закреплять умения детей определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове.

 

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление, творческое воображение, тонкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать зрительное  внимание и восприятие, фонематический слух, любознательность.

 

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

 

 

Оборудование:

Магнитофон, аудиозапись «Чарльстон», «Песенка гласных букв» Воскобович, экран, проектор, интерактивная игра «Мерсибо», доска, игрушка Буратино, деревянный конструктор «Буквы», звуковые полоски с тремя делениями, красные фишки, предметные картинки: «дом», «аист», «лук», «роза», «арбуз», шарики-липучки, карточки с изображением гласных букв, красные воздушные шары с буквами.

 

Предварительная работа:  прослушивание песни «Гласные буквы» Воскобовича, разучивание артикуляционной гимнастики под музыку, занятия с интерактивной игрой «Свинки – копилки» на индивидуальных занятиях, конструирование букв их цепляющихся шариков.

 

 

 

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в группу, приветствуют гостей. Становятся в круг, и произносят вместе с логопедом.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед предлагает детям занять свои места на стульчиках и прослушать музыкальную композицию. Звучит песня «Гласные буквы» Воскобович.

– Дети, вы догадались о чём сегодня мы с вами будем говорить? (Ответы детей). Правильно! Сегодня мы с вами вспомним с какими гласными звуками мы уже знакомы. Сегодня нас ждёт с вами много интересных заданий. Но вначале я предлагаю вам вспомнить одно наше правило:

– Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

 

– А что бы правильно и красиво говорить, нам необходимо каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Предлагаю вам сейчас под весёлую музыку выполнить нашу гимнастику.

 

  1. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика под музыку «Чарльстон»). После выполнения гимнастики дети вытирают губы салфетками.

 

  1. Мотивация : логопед знакомит детей с игрушкой Буратино.

Буратино:
Я пришёл сюда из книжки:
Есть и куртка и штанишки.
Я весёлый, я румяный,
Ничего что деревянный.
Был поленом, стал мальчишкой
И весёлым шалунишкой.

Логопед: Ребята, вы узнали кто это?
ДетиБуратино.
Логопед:  Буратино, а ты знаешь: наши ребята на следующий год в школу пойдут. В детском саду они готовятся к школе : изучают буквы, звуки, решают примеры.

Буратино: Я тоже хочу учиться, Азбуку продал,  и я ничего не знаю.  

Логопед: Ребята, поможем Буратино выучить гласные звуки и буквы?  

 

  1. Закрепление терминов «звук», «буква»

Логопед: Ребята, давайте мы вспомним чем отличается звук от буквы и назовём с вами гласные буквы и звуки. А Буратино внимательно послушает.

(Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. В русском языке существует 6 основных гласных звуков и букв: А, О, У, Э, И, Ы). Почему мы называем эти звуки «гласными»? А каким цветом мы обозначаем гласные буквы?

 

  1. Конструирование букв из деревянного конструктора по схеме.  

Буратино: Ребята, помогите мне! Нам в школе дали задание сконструировать три буквы из деревянного конструктора. Помогите справиться с этой задачей.

Дети делятся по парам, каждой паре выдаётся конверт с элементами букв и схемы. Дети по образцу выкладывают буквы. Придумывают слова на этот звук.

 

  1. Работа за столами со схемами слов и фишками. (Определение места заданного звука в словах).

Логопед: Ребята, давайте научим Буратино работать со схемами и фишками. Сначала, скажите, что обозначает полоска с тремя окошками? (слово). Что обозначает первое окошко? Второе? Третье? (начало, середина и конец слова).

(Каждому ребёнку раздаются полоски с тремя делениями и красные фишки).

Логопед: Я буду работать на доске, а вы в со своими комплектами.

Вывешивается на доску картинка «ДОМ». Ребята, разделить слово на слоги. Прохлопаем это слово. Сколько слогов в этом слове? Один. Правильно. Какой гласный звук мы слышим в этом слове? Звук О. Где он находится? В середине слова. Поставили фишку во второе окошко.

Следующее слово – «Аист». Сколько гласных звуков мы слышим в этом слове? Назовите их. Правильно! Я попрошу вас найти место звука А в этом слове. Следующие слова: «ЛУК», «РОЗА», «АРБУЗ».

 

  1. Физ. пауза.

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

(А) – на астре расцветает,

(И) – на Иволге летает.

(О) – на ослике сидит,

(У) – на улицу глядит.

(Э) – на Эхо отозвался,

(Ы) – во внутрь слов забрался,

Сыром тыкву закусил

И добавку попросил.

 

  1. Интерактивная игра «Свинки – копилки » программы «Мерсибо»

Логопед приглашает детей занять места на стульчиках перед экраном и предлагает поиграть в интерактивную игру.

 

 

 

  1. Конструирование букв из шариков-липучек.

Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сконструировать гласные буквы из шариков-липучек. Но для начала я предлагаю вам вспомнить как выглядят эти буквы. На доску вывешиваются картинки гласных букв.

Дети садятся за столы и после выполнения пальчиковой гимнастики с колпачками от фломастеров приступают к конструированию букв.

Звуки голоса польются,

 их  читаем, как поём, 

 Звуки  гласными  зовутся,

 в каждом слове их найдём.

 А, О, У, Э, И, Ы

  Гласные  пропели мы.

 

 

 

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вот я думаю, что Буратино теперь многое узнал о гласных звуках и буквах.

Буратино: Спасибо, ребята! Я теперь без труда буду выполнять все задания в школе! Вы мне очень помогли!

Логопед: Буратино? А что тебе больше всего понравилось сегодня на нашем занятии?

Буратино: Мне всё очень понравилось!

Логопед: А тебе Арина, что больше всего запомнилось и понравилось? А тебе, Глеб? И т.д. (ответы детей).

Буратино: Ребята, за то что вы такие старательные и такие умницы и многому меня научили я вам подарю воздушные шарики! Но не простые, а шарики гласных букв и звуков.

(Детям раздаются красные воздушные шарики и с буквами).

Логопед: Дети, что мы скажем Буратино?

Дети: Спасибо! И до новых встреч!

 

 

Конспект занятия НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе “Поможем Буратино”.