автор: Вавилова Оксана Леонидовна
учитель – логопед МБДОУ – Змиевский детский сад комбинированного вида №1
Конспект занятия НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе “Поможем Буратино”.
МБДОУ – Змиевский детский сад комбинированного вида №1
«Поможем Буратино»
(обобщение по теме «Гласные звуки и буквы»)
(Конспект занятия НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе)
Составила:
учитель-логопед
Вавилова О.Л.
Цель: обобщить представления детей о гласных звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах;
- Закреплять умения детей определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление, творческое воображение, тонкую и артикуляционную моторику.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, фонематический слух, любознательность.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Магнитофон, аудиозапись «Чарльстон», «Песенка гласных букв» Воскобович, экран, проектор, интерактивная игра «Мерсибо», доска, игрушка Буратино, деревянный конструктор «Буквы», звуковые полоски с тремя делениями, красные фишки, предметные картинки: «дом», «аист», «лук», «роза», «арбуз», шарики-липучки, карточки с изображением гласных букв, красные воздушные шары с буквами.
Предварительная работа: прослушивание песни «Гласные буквы» Воскобовича, разучивание артикуляционной гимнастики под музыку, занятия с интерактивной игрой «Свинки – копилки» на индивидуальных занятиях, конструирование букв их цепляющихся шариков.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети входят в группу, приветствуют гостей. Становятся в круг, и произносят вместе с логопедом.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед предлагает детям занять свои места на стульчиках и прослушать музыкальную композицию. Звучит песня «Гласные буквы» Воскобович.
– Дети, вы догадались о чём сегодня мы с вами будем говорить? (Ответы детей). Правильно! Сегодня мы с вами вспомним с какими гласными звуками мы уже знакомы. Сегодня нас ждёт с вами много интересных заданий. Но вначале я предлагаю вам вспомнить одно наше правило:
– Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
– А что бы правильно и красиво говорить, нам необходимо каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Предлагаю вам сейчас под весёлую музыку выполнить нашу гимнастику.
- Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика под музыку «Чарльстон»). После выполнения гимнастики дети вытирают губы салфетками.
- Мотивация : логопед знакомит детей с игрушкой Буратино.
Буратино:
Я пришёл сюда из книжки:
Есть и куртка и штанишки.
Я весёлый, я румяный,
Ничего что деревянный.
Был поленом, стал мальчишкой
И весёлым шалунишкой.
Логопед: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Буратино.
Логопед: Буратино, а ты знаешь: наши ребята на следующий год в школу пойдут. В детском саду они готовятся к школе : изучают буквы, звуки, решают примеры.
Буратино: Я тоже хочу учиться, Азбуку продал, и я ничего не знаю.
Логопед: Ребята, поможем Буратино выучить гласные звуки и буквы?
- Закрепление терминов «звук», «буква»
Логопед: Ребята, давайте мы вспомним чем отличается звук от буквы и назовём с вами гласные буквы и звуки. А Буратино внимательно послушает.
(Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. В русском языке существует 6 основных гласных звуков и букв: А, О, У, Э, И, Ы). Почему мы называем эти звуки «гласными»? А каким цветом мы обозначаем гласные буквы?
- Конструирование букв из деревянного конструктора по схеме.
Буратино: Ребята, помогите мне! Нам в школе дали задание сконструировать три буквы из деревянного конструктора. Помогите справиться с этой задачей.
Дети делятся по парам, каждой паре выдаётся конверт с элементами букв и схемы. Дети по образцу выкладывают буквы. Придумывают слова на этот звук.
- Работа за столами со схемами слов и фишками. (Определение места заданного звука в словах).
Логопед: Ребята, давайте научим Буратино работать со схемами и фишками. Сначала, скажите, что обозначает полоска с тремя окошками? (слово). Что обозначает первое окошко? Второе? Третье? (начало, середина и конец слова).
(Каждому ребёнку раздаются полоски с тремя делениями и красные фишки).
Логопед: Я буду работать на доске, а вы в со своими комплектами.
Вывешивается на доску картинка «ДОМ». Ребята, разделить слово на слоги. Прохлопаем это слово. Сколько слогов в этом слове? Один. Правильно. Какой гласный звук мы слышим в этом слове? Звук О. Где он находится? В середине слова. Поставили фишку во второе окошко.
Следующее слово – «Аист». Сколько гласных звуков мы слышим в этом слове? Назовите их. Правильно! Я попрошу вас найти место звука А в этом слове. Следующие слова: «ЛУК», «РОЗА», «АРБУЗ».
- Физ. пауза.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
(А) – на астре расцветает,
(И) – на Иволге летает.
(О) – на ослике сидит,
(У) – на улицу глядит.
(Э) – на Эхо отозвался,
(Ы) – во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавку попросил.
- Интерактивная игра «Свинки – копилки » программы «Мерсибо»
Логопед приглашает детей занять места на стульчиках перед экраном и предлагает поиграть в интерактивную игру.
- Конструирование букв из шариков-липучек.
Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сконструировать гласные буквы из шариков-липучек. Но для начала я предлагаю вам вспомнить как выглядят эти буквы. На доску вывешиваются картинки гласных букв.
Дети садятся за столы и после выполнения пальчиковой гимнастики с колпачками от фломастеров приступают к конструированию букв.
Звуки голоса польются,
их читаем, как поём,
Звуки гласными зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы
Гласные пропели мы.
- Итог занятия.
Логопед: Ребята, вот я думаю, что Буратино теперь многое узнал о гласных звуках и буквах.
Буратино: Спасибо, ребята! Я теперь без труда буду выполнять все задания в школе! Вы мне очень помогли!
Логопед: Буратино? А что тебе больше всего понравилось сегодня на нашем занятии?
Буратино: Мне всё очень понравилось!
Логопед: А тебе Арина, что больше всего запомнилось и понравилось? А тебе, Глеб? И т.д. (ответы детей).
Буратино: Ребята, за то что вы такие старательные и такие умницы и многому меня научили я вам подарю воздушные шарики! Но не простые, а шарики гласных букв и звуков.
(Детям раздаются красные воздушные шарики и с буквами).
Логопед: Дети, что мы скажем Буратино?
Дети: Спасибо! И до новых встреч!