автор: Валикина Джамиля Хасуковна
Учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» г. Салехард, ЯНАО
Программа дополнительного образования “Ступеньки” (сенсомоторное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Программа
дополнительного образования
«Ступеньки»
(сенсомоторное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Учитель-дефектолог: Валикина Д.Х.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Направленность образовательной программы
- Принципы образовательной программы
- Цель и задачи образовательной программы
- Характеристика возраста
- Ожидаемые результаты
- Целевые ориентиры
- Мониторинг результатов освоения программы
- Содержательный раздел
- Направления и содержание образовательной деятельности
- Учебный план
- Условия реализации программ
- Формы, методы приёмы
- Планирование работы с детьми
- Годовое планирование
- Календарно-тематическое планирование
- Материально-техническое обследование программы
- Методическое обеспечение
Аннотация
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека, когда закладывается основа интеллекта и мышления. Это период интенсивного развития речи, сенсорики, социальной сферы, двигательной сферы.
Удовлетворить детские потребности в любознательности, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания – позволит специально организованная деятельность педагога – специалиста в специально подготовленной развивающей среде по программе «Ступеньки».
Программа дополнительного образования ориентирована на дошкольников 3-4 лет.
В основу данной программы положены ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова с идеей развивающего обучения, которое позволят открыть в детях потенциальные интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение увлекательным»), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера о самоценности дошкольного периода развития («Основной путь развития – это путь обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского («Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого обучения существуют оптимальные сроки»). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников.
Программа имеет познавательную направленность, является синтезированной модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей»,и системы М. Монтессори, а также учитывались положения базисной программы развития дошкольника «Истоки» и составлена с учётом ФГОС и требований СанПиН.
- Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию ориентирована на дошкольников 3-4 лет для работы в дошкольно – образовательных учреждениях. Основана программа на теории развития (где развитие – объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени) и положении о ведущей роли игрового обучения, которое является движущей силой психического развития.
В основу данной программы положены ведущие идеи: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова с идеей развивающего обучения, которое позволят открыть в детях потенциальные интеллектуальные и личностные способности («Старайся сделать обучение увлекательным»), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера о самоценности дошкольного периода развития («Основной путь развития – это путь обогащения формами и способами деятельности»), Л.С.Выготского («Обучение идет впереди развития и ведет его за собой, для всякого обучения существуют оптимальные сроки). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников.
1.1.Направленность образовательной программы
Развивающе – игровая программа дополнительного образования по сенсомоторному развитию имеет познавательную направленность, является синтезированной модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей»,и системы М. Монтессори, а также учитывались положения базисной программы развития дошкольника «Истоки» и составлена с учётом ФГОС и требований СанПиН.
В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
1.2.Принципы образовательной программы
Программа базируется на следующих принципах:
– принцип развития (предлагает выделение тех задач, трудностей,
этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка; организация педагогического воздействия осуществляется с учётом ведущей деятельности ребёнка – игры);
– онтогенетический принцип (учёт возрастных особенностей);
– интегративный характер занятий (позволяющий решать несколько разноплановых задач,
преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия);
– комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности педагога и ребёнка, а также в самостоятельной детской деятельности.
– принцип системности и последовательности (требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов);
принцип постепенности (следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным);
– принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных
возможностей, чтобы обучаемый ребёнок не испытывал интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;
– принцип систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются
основой-эталонами обследования любого предмета, т. е. ребёнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребёнок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета;
– принцип повторяемости материала, позволяющий формировать и закреплять механизмы реализации функции;
принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана развития);
– принцип дифференцированного подхода (ребёнок – уникальная личность ценится его индивидуальность);
– принцип психологического комфорта каждого ребенка адекватности требований и нагрузок (проявляется в понимании, деликатности, терпимости и такте при воспитании
детей, в восхищении их инициативой и мельчайшей самостоятельностью – что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях). В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха;
– принцип вариативности (предполагает определенную позицию педагога, обеспечивающую
самореализацию каждого воспитанника в обучении. Для этого необходимо оснастить педагогический процесс специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем детям возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения занятий, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность педагога в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный подход;
1.3.Цель и задачи образовательной программы
Цель рабочей программы – обогащение чувственного опыта ребёнка дошкольного возраста (3-4 года), формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.
Задачи рабочей программы:
- создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта ребёнка в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Круг задач сенсомоторного воспитания:
- совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков;
- развитие тактильно-двигательного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- развитие зрительного восприятия (формы, величины, цвета);
5.Развитие восприятия особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
- Развитие восприятия пространства и времени.
1.4. Характеристика возраста
Возрастная характеристика детей 3-4 лет
Физическое развитие
3-хлетний ребёнок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети этого возраста испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребёнок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-личностное развитие
К трем годам ребёнок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребёнка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребёнок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства – радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребёнка трех лет – самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры – цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательно-речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает
свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут. Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
2.Ожидаемые результаты
2.1.Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам «Сенсорное развитие» образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
3-4 года:
-различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.);
-использует эталоны в разных видах практической деятельности;
-группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
-находит общие и отличительные признаки, выстраивает сериационные ряды из нескольких предметов по одному признаку;
-различает количественные группы предметов и определяют их словами(один-много), определяют отношения (больше-меньше- поровну ) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому;
- имеет первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции;
-получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия;
-использует устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах;
-группирует однородные предметы, резко различающиеся по одному из сенсорных признаков: цвет, форма, величина;
-группирует предметы, более близкие по цвету, величине, форме;
-группирует однородные предметы 2-х разновидностей по одному из сенсорных признаков;
-соотносит разнородные предметы, резко различающиеся по одному из сенсорных признаков;
-соотносит разнородные предметы, более близкие по одному из сенсорных признаков;
-соотносит разнородные предметы по одному из сенсорных признаков, осуществляя выбор свойств из 2-х разновидностей;
-различает пространственные характеристики объектов-протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (СВЕРХУ, СНИЗУ, НАД, ПОД и др.);
-выстраивает 5 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере;
-различает сенсорные свойства в предметах окружающей действительности;
-соотносит разнородные предметы по цвету, величине и форме, осуществляя выбор из 3 -4возможных;
-учитывает сенсорные свойства в различных видах продуктивной деятельности;
-использует знания о сенсорных свойствах и качествах предметов в продуктивной деятельности.
3.Мониторинг результатов освоения программы за учебное полугодие
Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется на основе показателей развития по всем разделам программы сенсорного развития. В качестве основных методов, позволяющих выявить реализацию программы и оценить уровень развития ребёнка, применяются наблюдение, беседы, игровые упражнения.
ЦВЕТ
Параметры | Выбирает цвет по названию | Находит такой же цвет | Называет цвет самостоятельно | Группирует по цвету | Чередует по цвету | Различает оттенки цвета | ||||||
Фамилия, имя ребёнка | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. |
ФОРМА
Параметры | Выбирает по названию | Находит такую же по форме | Называет форму самостоятельно | Группирует по форме | Чередует по форме | |||||
Фамилия, имя ребёнка | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. |
ВЕЛИЧИНА
Параметры | Выбирает по названию | Находит такую же по величине | Называет величину самостоятельно | Группирует по величине | Выстраивает по форме | |||||
Фамилия, имя ребёнка | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Выполнение задания | Кто где живёт? «Теремок» | Помоги ёжику | Конструктивный праксис (по подражанию) | Конструктивный праксис (по образцу) | «Путь машины по схеме» | |||||
Фамилия, имя ребёнка | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. |
ГРАФО – МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
Выполнение задания | «Трудные
виражи» |
«Нарисуй такую же фигуру» | Рисунок по трафарету | Штриховка и раскрашивание | Обвести по контуру | |||||
Фамилия, имя ребёнка | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. | с.м. | к.м. |
ПОКАЗАТЕЛИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Критерии | Возраст/3-4 года |
Восприятие цвета | Красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный;
чередование в 2 цвета; 3 оттенка |
Восприятие формы | Круг, квадрат, треугольник, овал;
тела: шар, куб; чередование 2 формы |
Восприятие величины | Большой – маленький Длинный – короткий Высокий – низкий |
Восприятие пространства | Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу |
Развитие внимания | Что изменилось: 3-5 Непохожий: 3 ряда. Собрать картинку: 4-6 частей. Найти похожий: 1 из 6 |
Развитие графо-моторных навыков | Виражи: прямая, волна
Обведи: по контуру Штриховка: 2 фигуры, 2 направления Копирование: 3 фигуры |
Ведущие линии усвоения программного содержания по сенсорному воспитанию
- Группирует однородные предметы, резко различающиеся по одному из сенсорных признаков: цвет, форма, величина;
- Группирует предметы, более близкие по цвету, величине, форме;
- Группирует однородные предметы 2-х разновидностей по одному из сенсорных признаков;
- Соотносит разнородные предметы, резко различающиеся по одному из сенсорных признаков;
- Соотносит разнородные предметы, более близкие по одному из сенсорных признаков;
- Соотносит разнородные предметы по одному из сенсорных признаков, осуществляя выбор свойств из 2-х разновидностей;
- Различает сенсорные свойства в предметах окружающей действительности;
- Соотносит разнородные предметы по цвету, величине и форме, осуществляя выбор из 3-4 возможных;
- Учитывает сенсорные свойства в различных видах продуктивной деятельности;
- Использует знания о сенсорных свойствах и качествах предметов в продуктивной деятельности
П. Содержательный раздел
- Направления и содержание образовательной деятельности
Материалы для развития зрения:
– материалы для различения размеров и развития глазомера (цилиндры – вкладыши, башня, лестница, штанги);
– материалы для различения цветов и их оттенков (Цветные таблички)
– материалы для различения формы плоских фигур (геометрический комод)
– материалы для различения размеров и формы плоских фигур и пространственных тел (конструктивные треугольники, биологический комод);
Материалы для развития осязания: доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани;
Материалы для развития слуха: шумящие коробочки, звоночки;
Материалы для развития обоняния: коробочки с запахами;
Материалы для развития чувства тяжести: весовые таблички;
Материалы для развития чувства тепла: тепловые бутылочки, тепловые таблички;
Материалы для развития вкуса: вкусовые баночки;
Материалы для развития «стереогностического чувства»: геометрические тела, сортировка, волшебный мешочек;
Работа с сенсорным материалом:
– работа с предметами по изучению свойства;
– составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов;
– построение сериационного ряда по степени исследуемого свойства;
– упражнения на повторение показанного способа действия с предметами и решения предлагаемой задачи практического и познавательного характера, применение показанного способа действия к другим предметам из того же материала, овладение другими способами действия с теми же предметами;
– контроль ошибок сначала производится при помощи того органа чувств, который развивается при работе с данным сенсорным материалом, а затем – другим способом;
Обустройство сенсорной зоны:
- Дидактический стол (пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, объёмные вкладыши – миски, стаканы, матрёшки, рамки вкладыши с основными формами, с цветными монолитными формами, разными по величине, цветные палочки, цветные кубики, сортировочный ящик с прорезями разной формы, чудесный мешочек.);
- Коврограф («притворщик», дерево на основе липкой ленты, «семья», цветы, листья, бабочки, геометрические фигуры.);
- Стеллажи (размещаются все сенсорные материалы, дидактические игры);
- Индивидуальные коврики для работы с материалом, подушечки;
- Настенные модули с набором цветов, дидактическое дерево для ощупывания;
- Зона умственного развития
Зона умственного развития делится:
– упражнения по математике;
– упражнения в развитии языка;
– упражнения по ознакомлению с окружающим миром;
Математическое развитие.
Детский ум, одновременно впитывая многообразный сенсорный и моторный опыт, развивает при этом математические способности. Ребёнок определённым образом действует с тем или иными предметами, учится сравнивать, дифференцировать или объединять, анализировать свои действия.
Организация упражнений с математическим материалом:
– представлять детям математику не как готовый предмет, а как самостоятельную деятельность человека;
– не передавать идеи, а повторно открывать их с ребёнком;
– путь к познанию лежит через связи, а не через отдельные явления;
– понимание, а не навыки;
Классификация упражнений
- Материалы для подготовки к математике (блоки цилиндров, геометрический комод, рамки – вкладыши, башня, лестница, штанги)
- Математические материалы по освоению счёта до 10, счёта , соотнесению количества с символом – цифрой (красно – синие штанги, веретёна, шершавые цифры, кружки и цифры…)
Задачи математического развития:
– знакомство с качественными признаками предметов (форма, величина, цвет);
– определение отношения групп предметов по размеру, выраженному определениями: больше-меньше, длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, одинаковые;
– определение отношения групп предметов по количеству, выраженному общими определениями: много – мало, больше – меньше, столько же;
– определения положения предметов в пространстве (внизу, вверху, сзади, впереди.);
– изучение временных отношений (утро, день, вечер, ночь)
– определение и классификация множеств по качественному признаку;
– группировка однородных множеств по их численности;
– группировка по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками;
– количественные характеристики множеств по качественному признаку;
– уточнение представлений о геометрических фигурах через организацию зрительного, осязательно – двигательного восприятия формы;
– обучать способам действия с предметами, формируя умение различать правую и левую руку;
– развивать навыки ориентировки на плоскости;
Развитие языка
«Для овладения речью малышу требуется совершенно иная форма умственных способностей, тип разума, отличный от взрослого – абсорбирующий разум» М. Монтессори.
Устная речь начинается у ребёнка тогда, когда слово, произнесённое им, выражает понятие; речь начинается, когда она сложилась в отношении к восприятиям. Когда слово воспринимается и ассоциируется с предметом, который оно представляет, – тогда ребёнок начинает говорить.
Классификация упражнений по развитию речи.
Основными упражнениями по развитию речи служит наглядно – образное расширение словарного запаса ребёнка и разного рода классификации предметного словаря. Классификация представляет слова трёх групп: человек, животные, растения.
Новые слова вводятся через трёхступенчатый урок:
– Это.
– Дай мне.
– Что это.?
Слова, которые не могут быть представлены, появляются в речи через ситуативное рассмотрение в конкретном жизненном эпизоде.
Упражнения:
– артикуляционная и дыхательная гимнастика;
– пальчиковая гимнастика;
– упражнения на внимание;
– слова в коробочках;
– карточки со словами;
– драматизация сказок;
– игры – разговоры, игры – вопросы
– игры на запоминание,
– игры на узнавание предметов;
– игры – поручения;
– игры – описания;
Задачи по развитию речи:
– учить правильному звукоподражанию, учить произносить гласные, согласные звуки в звукоподражательных упражнениях;
– способствовать развитию речевого дыхания, слухового внимания;
– развивать артикуляцию и мимику.
– обогащать активный словарь существительными – названиями предметов;
– обогащать активный словарь прилагательными;
– обогащать активный словарь глаголами – названиями действий;
– обогащать словарь наречиями (высоко – низко.);
– учить правильно употреблять существительными во мн. числе
– учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
– учить правильно употреблять предлоги;
– формировать умение отвечать на вопросы;
– формировать диалогическое общение;
– учить внимательно слушать речевой материал, узнавать, называть;
– повторять речевые образцы;
– эмоционально воспринимать речевой материал;
Условия реализации задач по развитию речи:
– общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности и как следствие доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить;
– удовлетворение потребности ребёнка в общении с детьми;
– высокая культура речи взрослых;
– содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребёнка;
– обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
– проведение специальных игр и упражнений по развитию речи;
– предоставление детям в достаточном количестве дидактических материалов, игрушек, книг, картин.
Ознакомление с окружающим миром
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их Ио знакомства с окружающим к его пониманию.
Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
Задачи по ознакомлению с окружающим миром:
– сообщение доступных знаний о предметах, явлениях, отношениях, действительности – формирующие отчётливые представления, умения различать и называть эти предметы и их основные признаки, что способствует развитию речевой деятельности и умению связывать слово с содержанием;
– расширять представления о предметах окружения, находить части предметов, их детали, знакомить с назначением предмета, учить понимать элементарные причинные связи между явлениями, подбирать и группировать предметы, находить обобщающее слово;
– ознакомление с доступными явлениями природы, с временами года;
– расширять представления о животном и растительном мире: узнавать и называть;
иметь представление о строении; о характерных признаках; знать некоторые особенности образа жизни – что и как едят, какие звуки издают, где живут, как объединяют в группы; находить объект по указанному признаку;
– учить принимать участие в уходе и наблюдениях за неживой и живой природой;
– воспитывать сочувствие, сопереживание.
Классификация упражнений
– чудесный мешочек;
– рамки – вкладыши;
– найди, что покажу, назову;
– найди такой же;
– угадай;
– чего не стало, что изменилось;
– что сначала, что потом;
– чей голос, хвост, нос, ноги, тень;
– игры – лабиринты;
– мамы – малыши;
– подбери пару;
– наблюдения;
– что для чего, что из чего;
– кто где живёт, кто что ест, что где растёт;
– путаница;
– светофор;
– лото зоологическое, ботаническое;
– бывает – не бывает;
– следопыты;
– круглый год;
– половинки;
– собрать целое;
- Зона ручного труда
Зона ручного труда является продолжением сенсомоторной зоны, т. к. дети здесь приобретают и сенсорный и сенсорно – моторный опыт». Красоту цветовых пятен, выразительность линий дети познают в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки.
Задачи изобразительной деятельности:
– развивать интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов
– формировать представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета свойства форм, величин, поверхности:
– учить эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта, произведения искусства;
– учить осваивать простейшие элементы: линии, штрихи, мазки, спирали;
– формировать умение действовать орудиями труда: кистью, мелком, карандашом, палочкой, краской;
– дать представления о свойствах материалов и инструментов;
– формировать пространственное образное мышление, становление руки и глаза, ориентировку на листе бумаги;
Задачи аппликации:
– учить раскладывать и составлять из готовых форм на бумаге образ, состоящий из 2-3 частей, одинаковых и разных форм, наклеивать их.
– учить обрывать бумагу и составлять из частей образ с последовательным наклеиванием;
– использовать разные материалы: ткань, вату, бумагу;
– учить составлять узоры из геометрических элементов (готов форм) чередуя: по форме, цвету, величине;
Задачи лепки:
– знакомить со свойствами пластилина;
– осваивать способы создания знакомых образов путём отрывания кусочков, скатывания для получения округлых форм, раскатывание, расплющивание, сдавливание, присоединение двух форм, делать углубления на поверхности;
– формировать умение узнавать в изображении знакомые образы предметов;
– развивать моторику руки, становление координации руки и глаза
Задачи конструирования:
– дать представление об основных свойствах объёмных геометрических форм, узнавать и называть фигуры
– уметь анализировать объект, видеть основные части и детали;
– приобретать умения воссоздавать знакомые предметы на горизонтальной плоскости;
Характеристика упражнений:
– формы – вкладыши;
– прищепки;
– рисование разными предметами (палец, мелок, кисть, ватная палочка)
– игры на бумаге (дорожки, догонялки, соединялки, волны, прятки);
– игры с пластилином (вдавливание мелких предметов, рисунки на пластилине)
– вышивание на картоне;
– складывание мозаики;
– печатки;
– штриховка и обводка;
– обведение шершавых форм и угадывание изображения;
– упражнения на коврографе с материалом на липкой основе;
– дидактические игры: «Почини», «Исправь», «Чего не хватает?», «Собери»;
– игры с конструктором: «Обезьянка», «Переделки», «Зеркало», «Запоминалка», «Чертёж»
- Учебный план
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятия 20- 25 минут. Занятия проводятся с 1 февраля по 31 мая.
Количество
недель за курс |
Количество часов | |
в неделю | за период обучения | |
15 | 2 | 30 |
3.Условия реализации поставленных задач
- Создание среды (сенсомоторный кабинет) подходящей для свободного и полноценного развития ребёнка, дающая возможность выбора и самостоятельной деятельности, при ограничении прямого воздействия педагога; такой среды, где ребёнок будет упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания среды ребёнок научится приводить в систему свой прежний опыт.
- Разделение среды на зоны:
– зона упражнений в практической жизни
– сенсороная зона
– зона умственного развития
– зона ручного труда
- Помощь развитию осуществляется посредством комплекса материалов, распределённым по зонам и относящихся к разделам:
- упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности – зона упражнений в практической жизни;
- упражнения в развитии сенсорики – зона сенсорики;
- развитие речи,- зона умственного развития;
- математическое развитие – зона умственного развития;
- знакомство с окружающим миром и человеческой культуры – зона умственного развития;
- художественно-творческое развитие – зона ручного труда;
- приобретение навыков письма – зона ручного труда;
- развитие моторики – все зоны;
- Воспитание и обучение опирается на сензитивные периоды– периоды повышенной восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования.
Они являются временными и служат для того, чтобы дать возможность приобрести определённую способность. Так развивается каждое качество характера на основании некоторого импульса и в течение тесно ограниченного промежутка времени. Как только одно пламя ослабевает – зажигается другое, и так ребёнок движется от одной победы к другой. Это и есть радость и счастье детства.
- период развития чувства порядка в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых до 3-х лет.
- период развития движений, действий, моторики до 5 лет;
- период развития речи до 6 лет;
- период развития органов чувств до 5 лет;
- период развития социальных навыков до 6 лет
- период восприятия мелких предметов до 5 лет;
- Все упражнения носят характер игры.
- Воспитание и обучение происходит через работу.
- Все упражнения подразумевают физическое развитие, т.к. используются разные виды движений всеми частями тела.
- Упражнения проходят с реальными предметами.
- Работа проходит в малых группах или индивидуально.
- Особое внимание уделяется воспитанию самостоятельности.
- Подача упражнений происходит через презентацию материала – показ как обращаться с материалом.
- Педагог не вмешивается в работу ребёнка без нужды. Каждая предоставленная ребёнку помощь, не являющаяся действительно необходимой, служит препятствием его развития.
- Предоставление основных свобод:
- свобода передвижения по помещению;
- свобода выбора материала.
- свобода выбора места работы (стол, коврик);
- свобода выбора момента начала работы, её продолжение, окончание, число повторений;
- Использование специальных материалов:
- в материале заключены цели прямые и косвенные;
- материал автодидактический, имеющий способы самоконтроля;
- материал соответствует сензитивным периодам, что способствует духовному становлению ребёнка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики.
- материал привлекателен и эстетичен, для повышения мотивации к самостоятельной работе;
- материал доступен;
- отвечает стремлению к движению (совершенствуется координация глаз, рук и ног – точечные, гармоничные движения). Движения, соединённые с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие;
-материал способствует «поляризации внимания», достигается глубокое проникновение в суть выбранной деятельности.
- В центре внимания ребёнок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями.
- Оснащение среды дидактическими пособиями, игрушками, играми, реальными предметами
4.Формы, методы и приёмы
Формы организации образовательной деятельности:
- проблемная ситуация;
- занятие-игра;
- сказка;
По дидактической цели:
- практическое занятие;
- занятие по систематизации и обобщению знаний;
- комбинированные формы занятий;
Методы (способ деятельности) в основе которых лежит способ организации занятия:
Методы словесной передачи и слухового восприятия (устное изложение, беседа, рассказ, чтение, объяснение);
Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ способа действия, работа по образцу и др.):
Методы практической передачи и тактильного восприятия (трудовые действия, упражнения, опыты)
Методы стимулирования мотивации к познавательной деятельности (Создание ситуации занимательности, проблемные ситуации)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности ребёнка:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию:
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности:
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- индивидуально-групповая – чередование индивидуальных и групповых форм работы:
- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
Приёмы (конкретное проявление определенного метода на практике):
-вербальные (вопросы, словесные игры, обсуждения, чтение литературы, малые фольклорные формы)
-невербальные: мимические упражнения, пантомимика, пальчиковый игротреннинг,
артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки и динамические паузы, игротреннинг (методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию, в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных каналов восприятия (слуха, зрения, ощущения, обоняния и осязания), либо в форме тренинга с включением педагогических приемов по организации учебно- воспитательного процесса, основанных на элементах невербального общения (язык жестов, мимики, звуковых сигналов);
-пуговичный игротреннинг (система игровых упражнений с пуговицами)
-пескография (рисунки и игры на песке и с песком)
- магнитные лабиринты
(магнитная доска с рельефными дорожками: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, по которому путешествуют шарики). При помощи 2 магнитных ручек ребенок сможет провести шарик выбранного цвета по дорожке разной конфигурации, отражающей основные приёмы написания букв, что помогает развивать такие важные навыки, как координацию, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, способствует приобретению графомоторных навыков, развивает мелкую моторику, в том числе координацию движений, является хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость, аккуратность, внимание. Помогает понять причинно-следственные связи, научить принимать решения и ориентироваться в сложной обстановке соревнования, когда думать и решать надо быстро.
При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.
Педагог предлагает алгоритм действий – зрительный анализ линии, её называние (прямая, волнистая, зигзагообразная); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии магнитом – игрушкой.
- тактильные тренажёры
(доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными) из шершавого материала)
-Использование нетрадиционных техник, способствующих развитию ручной умелости:
– штампы;
– обрывание бумаги;
– ниткография;
– бумажные шарики;
– рисование на стекле;
– рисование ватными палочками.
- Планирование работы с детьми
5.1 Годовое планирование (возраст 3-4 года)
№ | Тема | Часы |
1 | Диагностика
(Параметры: восприятие цвета, формы, величины, моторные навыки) |
1 |
2 | Игрушки
(«Сортировка», «Магазин игрушек». Сухой бассейн) |
1 |
3 | Явления природы. Солнце.
(«Лучики-прищепки», «Горячо – холодно») |
1 |
4 | Явления природы. Дождь.
( «Капельки и тучка», «Мокро – сухо», «Тонет-не тонет») |
1 |
5 | Овощи. Фрукты.
( «Корзинки» – сортировка, « Половинки», «Чудесный мешочек», «Тактильная поляна») |
1 |
6 | Одежда. Обувь.
(«Волшебные пуговицы», «Шнурки- застёжки», «Цветное ателье») |
1 |
7 | Зима. Снежинки.
(«Половинки», «Пары») |
1 |
8 | Мой город.
(«Разноцветные дома», «Штампы», «Величина», «Дома-окошки», «Новоселье») |
1 |
9 | Транспорт наземный.
(«Цветные машинки», «Гаражи», « Гайки-болты») |
1 |
10 | Праздник к нам пришёл.
(« Найди пару», «Игрушки – сортировка», « Подарки», « Тактильные игры») |
1 |
11 | Домашние животные.
(«Ферма», « Загоны», «Половинки») |
1 |
12 | Домашние птицы.
(«Корм – сортировка», «Семейка») |
1 |
13 | Дикие животные.
(« Парочки», « Корм – сортировка», « Чья мама?») |
1 |
14 | Зимующие птицы.
(« Корм – сортировка», «Что изменилось?») |
1 |
15 | Животные жарких стран.
(«Лабиринт», « Чья мама?») |
1 |
16 | Животные холодных стран.
(«Лабиринт», «Пингвины – прищепки») |
1 |
17 | Транспорт.
( «Геометрический паровоз», «Паровоз – пазлы») |
1 |
18 | Транспорт водный.
(«Порт», «Лабиринт», « Цветные кораблики», « Груз-сортировка») |
1 |
19 | Транспорт воздушный.
(« Ракета из фигур», « Половинки») |
1 |
20 | Путешествие.
(« Мозаика магнитная», «Что изменилось?») |
1 |
21 | Весна.
(«Весенняя прогулка», « Игры на внимание») |
1 |
22 | Весна. Птицы.
(« Кто как поёт», « Птенчик потерялся», « Яйца-вкладыши») |
1 |
23 | Наши помощники.
(«Лото», «Чудесный мешочек») |
1 |
24 | Весёлый цирк.
(« Воздушные шары», «Ленточки», «Клоуны») |
1 |
25 | «Мышкины игры».
(«Сырный ломтик», « Где мышонок?») |
1 |
26 | Кто живёт в воде?
( «Рыбалка», « Магниты») |
1 |
27 | Пруд и все, все, все.
(«Лягушата – тактильная книжка», « Попрыгушки») |
1 |
28 | Весна цветущая.
(«Цветы на лугу», «Мозаика», «Парочки») |
1 |
29 | Весна. Насекомые.
(«Каждой бабочке свой цветок», « Божьи коровки», Штриховка). |
1 |
30 | Диагностика.
(Параметры: восприятие цвета, формы, величины, моторные навыки) |
1 |
5.2 Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество занятий | Содержание |
1 | Диагностика | 1 | Параметры: восприятие цвета, формы, величины, графо-моторные навыки, пространственная ориентация. |
2 | Игрушки | 1 | Определение отношения групп предметов по размеру «больше – меньше», различение размеров и форм предметов, развитие мелкой моторики, обогащение словаря по теме «Игрушки»
«Сортировка» «Магазин игрушек» Игры в сухом бассейне («Узнай на ощупь») |
3 | Явления природы. Солнце. | 1 | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, тактильных ощущений, обогащение словаря по теме.
«Лучики-прищепки» «Горячо – холодно» Работа с кистью и красками (отработка положения пальцевого захвата, навыка закрашивания двумя цветами) |
4 | Явления природы. Дождь. | 1 | Развитие глазомера, зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений, обогащение словаря.
«Капельки и тучка» «Мокро – сухо» «Тонет-не тонет» Работа с пластилином (отработка умения ощипывать от большого куска маленькие) |
5 | Овощи. Фрукты. | 1 | Развитие осязательного, зрительного восприятия, навыков ориентировки на плоскости. Закрепление цвета и формы.
«Корзинки» – сортировка «Половинки» «Чудесный мешочек» «Тактильная поляна» Штриховка фигур круглой, овальной формы линиями сверху-вниз |
6 | Одежда. Обувь. | 1 | Группировка предметов по нескольким признакам (2 предмета), развитие зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, обогащение словаря по теме.
«Волшебные пуговицы» «Шнурки – застёжки» «Цветное ателье» Работа с карандашами (отработка положения пальцевого захвата, навыка закрашивания двумя цветами) |
7 | Зима. Снежинки. | 1 | Ознакомление с сезонными признаками времени года-зима (снег, снежинки, сугробы и т.д.). Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря по теме.
«Половинки» «Пары» Работа с пластилином (отработка умения раскатывать колбаски прямыми движениями между ладоней) |
8 | Мой город. | 1 | Группировка предметов по нескольким признакам (2 признака: высота, ширина), развитие зрительного и цветового восприятия, мелкой моторики рук, обогащение словаря по теме.
«Разноцветные дома» «Штампы» «Величина» «Дома-окошки» «Новоселье» Работа с ножницами (учить правильно держать, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по начерченной прямой) |
9 | Транспорт наземный. | 1 | Обучение умению расставлять предметы в порядке убывания (возрастания) их величины. Закрепление навыка счёта. Развитие цветового и зрительного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря по теме.
«Цветные машинки» «Гаражи» «Гайки-болты» Работа с трафаретами (внутренний, внешний) |
10 | Праздник к нам пришёл. | 1 | Сравнение двух групп предметов, отработка приёма наложения. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обогащение словаря по теме.
«Найди пару» «Игрушки – сортировка» «Подарки» «Тактильные игры» Работа с бумагой (ознакомление со свойствами качеством бумаги – опыты с бумагой) |
11 | Домашние животные. | 1 | Расширение представлений о домашних животных, обогащение словаря по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Ферма» «Загоны» «Половинки» Штриховка по внутреннему и внешнему контуру. |
12 | Домашние птицы. | 1 | Расширение представлений о домашних птицах, обогащение словаря по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Корм – сортировка» «Семейка» Работа с пластилином (отработка навыка лепки предметов круглой формы, разной величины, используя приём кругового раскатывания между ладонями) |
13 | Дикие животные. | 1 | Расширение представлений ребёнка о диких животных, обогащение словаря по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Парочки» «Корм – сортировка» «Чья мама?» Штриховка сверху-вниз |
14 | Зимующие птицы. | 1 | Расширение представлений о зимующих птицах, обогащать словарь по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Корм – сортировка» «Что изменилось?» Работа с ножницами и клеем (продолжать учить правильно держать ножницами, учить приемам аккуратного наклеивания) |
15 | Животные жарких стран. | 1 | Расширение представлений о животных жарких стран, обогащать словарь по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Лабиринт» «Чья мама?» Работа с красками и кистью (отработка положения пальцевого захвата, навыка закрашивания двумя цветами) |
16 | Животные холодных стран. | 1 | Расширение представлений о животных холодных стран, обогащать словарь по теме, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Лабиринт», «Пингвины – прищепки» Штриховка слева-направо |
17 | Транспорт. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, уточнение представлений о геометрических фигурах, обогащение словаря по теме.
«Геометрический паровоз» «Паровоз – пазлы» Работа с пластилином (закреплять приёмы работы с пластилином) |
18 | Транспорт водный. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, уточнение представлений о геометрических фигурах, обогащение словаря по теме.
«Порт» «Лабиринт» «Цветные кораблики» «Груз-сортировка» Штриховка слева-направо |
19 | Транспорт воздушный. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, уточнение представлений о геометрических фигурах, обогащение словаря по теме.
«Ракета из фигур» «Половинки» Работа с бумагой |
20 | Путешествие. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, уточнение представлений о геометрических фигурах, обогащение словаря по теме.
«Мозаика магнитная» «Что изменилось?» Работа с песком (ознакомление со свойствами качеством песка – игры с песком) |
21 | Весна. | 1 | Ознакомление с сезонными признаками весна, (сосульки, почки, ручейки, проталины), развитие зрительного и слухового восприятия, обогащение словаря по теме.
«Весенняя прогулка» «Игры на внимание» Работа с ножницами (упражнять навык вырезывания по прямой) |
22 | Весна. Птицы. | 1 | Расширение представлений о перелетных птицах, обогащение словаря по теме, ознакомление с сезонными признаками весна, развитие зрительного восприятия, воспитывать сочувствие, сопереживание.
«Кто как поёт» «Птенчик потерялся» «Яйца-вкладыши» Работа с красками |
23 | Тело. Предметы ухода за телом. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильных ощущений, обогащение словаря по теме.
«Лото» «Чудесный мешочек» Работа с трафаретом по внутреннему контуру |
24 | Весёлый цирк. | 1 | Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильных ощущений, обогащение словаря по теме.
«Воздушные шары» «Ленточки» «Клоуны» Штриховка сверху-вниз |
25 | «Мышкины игры». | 1 | Развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря по теме.
«Сырный ломтик» «Где мышонок?» Работа с пластилином (закреплять приёмы работы с пластилином) |
26 | Кто живёт в воде? | 1 | Ознакомление ребёнка с обитателями водоемов.
Развитие цветового, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильных ощущений, обогащение словаря по теме. «Рыбалка» «Магниты» Работа с ножницами (учить вырезывать предметы круглой формы по контуру) |
27 | Обитатели водоёмов | 1 | Расширение представлений об обитателях водоёмов, развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря по теме.
«Лягушата – тактильная книжка» «Попрыгушки» Работа с карандашами (закреплять навык пальцевого захвата, закрашивания двумя цветами) |
28 | Весна цветущая. | 1 | Ознакомление с сезонными признаками весна (деревья, цветы), развитие зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильные ощущения, обогащение словаря по теме.
«Цветы на лугу» «Мозаика» «Парочки» Работа по внешнему трафарету |
29 | Весна. Насекомые. | 1 | Расширение представлений о насекомых, обогащение словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильных ощущений, обогащение словаря по теме.
«Каждой бабочке свой цветок» «Божьи коровки» Штриховка по диагонали |
30 | Диагностика. | 1 | Параметры: восприятие цвета, формы, величины, моторные навыки |
- Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения программы имеется всё необходимое для всех видов образовательной деятельности (в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
- комплекты различных развивающих игр;
- помещения для занятий, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
- Методическое обеспечение
- Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. С-П.,2004
- Борисенко М. Г. В помощь маленькому мыслителю. С-П., 2003
- Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возрастаМ., 1991
- Венгер Л.А., Э.Г. Пилюина Воспитание сенсорнй культуры
- Венгер Л.А Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969
7.Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития От 4-х до 7 лет «Теревинф», 2010
- Кирпичникова Н.А. развиваем сенсорику и мелкую моторику. «Дошкольное воспитание», 2005 №2
- Кипхард Э.И Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития От рождения до четырёх лет. «Теревинф», 2009
- Нищеева Н. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Детство- Пресс., 2011
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983г.
- Пилюина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста М., «Просвещение», 1983
- Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996
- Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1989
- Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей М.. «Просвещение», 2009
- Хилтунен Е. Практическая монтессори – педагогика. М., 2005
- Хилтунен Е. Школа для малышей. М. ,1992
- Хилтунен Е. Воспитание чувств. М., 2005