Вариативность творческой работы, как способ развития творческого воспитания и способностей
Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту Российской Федерации, процесс начального обучения в школах – это не только учебный план, который составляют педагоги, но также и внеурочная деятельность.
Кружки в начальной школе помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои интересы, увлечения, собственное «я». Самое главное, что внеурочная деятельность позволяет школьнику самому сделать выбор, свободно проявить свою волю. Чтобы дополнительная образовательная деятельность стала полноценным пространством образования и воспитания, важно заинтересовать детей занятиями после уроков.
Кружковая деятельность в общеобразовательной школе проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству.
При организации кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:
Обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учетом личных склонностей детей;
Опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;
Знакомить детей с новыми видами творчества.
Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках.
Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы гак, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку и т.д.).
В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготавливают на уроках трудового воспитания.
Поэтому преподавателю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразность, вариативность работы с детьми только на уроках технологии, во внеурочной и кружковой деятельности.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага является инструментом творчества, который доступен каждому.
В наше время мы видим множество красивых шкатулок, картин, предметов декора сделанных на фабриках. Это продукт массового производства, лишенный, в большинстве случаев, индивидуальности. Эти предметы создаются машинами, производятся в огромном количестве и отвечают последним тенденциям массовой моды. Мода приходит и уходит, а предметы выполненные и оформленные своими руками будут особенно цениться всегда. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети должны видеть не только «наштампованные» машинами однотипные и простые предметы декора, но и уметь изготавливать их своими руками, украшая, например, любые подручные вещи. Каждый из предметов, изготовленный или оформленный своими руками, – индивидуален в своём роде. Сейчас особо остро стала ощущаться потребность в оригинальных, не тиражированных декорированных изделиях.
Моей целью является разработка методических пособий по данной технике и внедрение во внеурочную деятельность по технологии.
Выбранная мной тема исследования является актуальной еще и потому, что техника «пейп-арт» – это использование бумаги в составлении композиций, иными словами – это новый вид декорирования различных предметов.
Во внеурочной деятельности или на кружках дети выполняют работы из различных материалов, делают различные поделки, так почему бы не включить в программу изучение новой, малоизвестной, но очень обширной в своём применении, технику декорирования бумаги «пейп-арт».
Что же такое «пейп-арт»?
Это техника декорирования бумажными салфетками, имитирующая другие, более дорогостоящие техники изображение, например, такие как резьба, чеканка, ткачество. В ходе выполнения работ в этой технике у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета.
Так же дети совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их. В этом труде будет присутствовать новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой учеников, во время изготовления предметов декора из различный материалов, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы – очень важны для общего развития.
Никто не оспаривает того, что художественная обработка бумаги, как вид творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем, учителя на практике сталкиваются именно с таким положением.
Однако, работать по стандартным темам, техникам, во внеурочной деятельности по технологии уже не особо интересно. Более того, современное поколение, дети, которым интересно что-то новое, малоизвестное, «нуждаются» в переменах, изменениях и нововведениях. Поэтому, разработка методического пособия данной темы послужит только в улучшение творческого воспитания.