автор: Варлавина Елена Михайловна
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Ставропольский Дворец детского творчества
Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-пропись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе «Чудо-пропись»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Чудо-пропись» имеет социально-педагогическую направленность. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудо-пропись» могут использоваться дистанционные общеобразовательные технологии, электронное обучение.
Программа «Чудо-пропись» является важнейшей составной частью работы по профилактике и устранению нарушений чтения и письма, привитию интереса к русскому языку. Уже в начальных классах появляются затруднения в изучение родного языка у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ребёнок: репродуктивно – фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Программа «Чудо-пропись» предполагает использование игровых технологий как на занятиях, так и при проведении диагностики, аттестации и итогов реализации программы.
Данная программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; -Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726- р;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; – СанПиН 2. 4. 4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Устав МАУ ДО СДДТ Т. Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся
Актуальность программы “Чудо-пропись” отражает потребности сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем. Педагогический опыт, анализ детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги позволяет сделать вывод о том, что данная программа может отвечать требованиям сегодняшнего дня.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленной профилактике всех видов дисграфии и дислексии. Используются современные образовательные технологии. Она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графо-моторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки. Программа основана на наглядности, позволяет развивать когнитивные процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления) воспитанников.
Региональный компонент. Данная программа предусматривает комплексный подход к воспитанию и обучению ребёнка, осуществление социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Программа базируется на личностно-ориентированной модели педагогического процесса, органически вписывается в образовательную программу. Несколько тем программы связанны с ознакомлением явлений природы Ставропольского края.
Цель: пробуждение интереса к русскому языку с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Задачи:
обучающие:
– учить анализировать смысл и структуру слова, делать выводы;
– расширять и углублять запас знаний по грамматике;
– формировать лингвистические компетенции;
– учить различать смешиваемые звуки;
– учить делать фонематический анализ и синтез слов;
развивающие:
– формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной и устной речью;
– развивать различные виды памяти и внимания;
воспитательные:
– воспитывать интерес и уважение к языку и культуре своего народа;
– воспитывать коммуникативную современную личность;
-воспитывать инициативу, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
Данная программа приведена в соответствие с современными требованиями, переработаны некоторые прежние подходы и положения программы, учтены рекомендации новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания, развития и адаптации детей к реалиям современной жизни.
В новой программе делается акцент на особенности работы со школьниками младшего и среднего возраста.
Данная программа отличается от уже существующих тем, что научный материал подается в игровой форме в сочетании с компьютерными игровыми программами, а также устными творческими заданиями. Программа рассчитана на обучение детей 8-11 лет, срок реализации 1 год (144 часа). Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Детское объединение по форме организации учебного процесса является группой.
Программа носит ознакомительно-практический характер, выполняет обучающую и развивающую функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе. К реализации программы привлечена психологическая служба Дворца, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Внимание.
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание.
Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы. Мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания.
Воображение.
При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом. И его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и в последующие их возрастные периоды жизни.
Мышление.
У младших школьников ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов.
Умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответсвующих условий, т.е. при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.
Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.
Речь. Общие задачи в развитии речи учащихся:
А) обеспечить для них хорошую речевую(языковую) среду(восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.)
Б) создавать ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
В) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;
Г) развивать не только речь-говорение, но и аудирование. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и педагога.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога, и потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение.
Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, введение в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.
В программе заложено использование этой особенности при выполнении творческих заданий.
Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. В программе учитывается это через осуществление групповых заданий.
Занятие по типу может быть комбинированным, новых знаний, теоретическим, практическим, диагностическим, обобщающим, тренировочным и др.
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, индивидуально-групповая и др.
Формы проведения занятий: сказка, беседа, соревнование, викторина, «мозговой штурм», открытое занятие, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, экскурсия, конкурс.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В процессе обучения дети должны научиться различать близкие по звучанию или написаю звуки и буквы родного языка, проводить звуко-буквенный анализ слов, усвоить лексические и словообразовательные особенности слов, уметь понимать и различать омонимичные языковые единицы, составлять словосочетания и предложения. У детей должен развиться интерес к языку, самостоятельность в приобретении знаний.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы:
– текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
– промежуточный (проводится в форме тестовых работ);
– итоговый (проводится в форме конкурса)
Программа базируется на учебно-методических материалах по логопедии и по русскому языку: тесты, творческие задания, компьютерные игровые программы, презентации, кроссворды, лингвистические игры, опорные конспекты.
Задачи обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с педагогом и другими учащимися.
Формы проведения занятий: урок применения знаний на практике, уроки навуков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего учащегося главной фигурой образовательного процесса.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
– работа под руководством учителя;
– коллективная и групповая работа;
– самостоятельная работа;
– работа в группах, парах;
– индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как качества личности.
Тематический план
1 год обучения
Количество часов | Формы
аттестации/ контроля |
|||
Теория | Практика | Всего | ||
Раздел 1 Введение в образовательную программу. Содержание, цель и задачи. | 2 | 2 | 4 | беседа |
Раздел 2 «Формирование фонематического восприятия». Пишу красиво и различаю буквы. | 48 | 48 | 96 | тест |
Раздел 3 «Работа на лексическом уровне». Слоговой анализ. | 4 | 8 | 12 | тест |
Раздел 4. «Работа на синтаксическом уровне» Словосочетание и предложение.
Согласование слов. |
14 | 14 | 28 | тест |
Итоговые занятия. | 2 | 2 | 4 | Тест |
Всего часов | 72 | 72 | 144 |
Учебно-тематический план
«Чудо-пропись»
144 часа
Содержание разделов и тем |
Количество часов | Формы
аттестации, контроля |
||||
Теор. | Прак. | Всего | ||||
1 | Вводное занятие. Педагогическая диагностика Инструктаж по технике безопасности и поведении во Дворце детского творчества. | 2 | Тестирование | |||
Итого по разделу: | 2 | 2 | тест | |||
Раздел.2 Формирование фонематического восприятия . | ||||||
2 | Пишу красиво и различаю Ц – С | 1 | 1 | 2 | ||
3 | Пишу красиво и различаю П – Б | 1 | 1 | 2 | ||
4 | Пишу красиво и различаю Ж – Ш | 1 | 1 | 2 | ||
5 | Пишу красиво и различаю Д – Т | 1 | 1 | 2 | ||
6 | Пишу красиво и различаю С – З | 1 | 1 | 2 | ||
7 | Пишу красиво и различаю В – Ф | 1 | 1 | 2 | ||
8 | Пишу красиво и различаю Ш -С | 1 | 1 | 2 | ||
9 | Пишу красиво и различаю Р -Л | 1 | 1 | 2 | ||
10 | Пишу красиво и различаю К – Г | 1 | 1 | 2 | ||
11 | Пишу красиво и различаю З –Ж. Экскурсия по Дворцу детского творчества. | 1 | 1 | 2 | Экскурсия | |
12 | Пишу красиво и различаю И -У | 1 | 1 | 2 | ||
13 | Пишу красиво и различаю О – А | 1 | 1 | 2 | ||
14 | Пишу красиво и различаю Б – Д | 1 | 1 | 2 | ||
15 | Пишу красиво и различаю Л -М | 1 | 1 | 2 | ||
16 | Пишу красиво и различаю Е – Ю | 1 | 1 | 2 | ||
17 | Пишу красиво и различаю И – Ы | 1 | 1 | 2 | Тест | |
18 | Пишу красиво и различаю Ч –Щ | 1 | 1 | 2 | ||
19 | Пишу красиво и различаю Ч –ТЬ | 1 | 1 | 2 | ||
20 | Пишу красиво и различаю Ч – Ш | 1 | 1 | 2 | ||
21 | Пишу красиво и различаю Ч – Ш | 1 | 1 | 2 | ||
22 | Пишу красиво и различаю Ш-Щ | 1 | 1 | 2 | ||
23 | Пишу красиво и различаю Х – Ж | 1 | 1 | 2 | ||
24 | Твердый знак | 1 | 1 | 2 | ||
25 | Мягкий знак. | 1 | 1 | 2 | ||
Итого по разделу: | 24 | 24 | 48 | Тестирование | ||
Раздел 3. Работа на лексическом уровне | ||||||
26 | Слоговой анализ односложных, двусложных слов. Ударение. | 1 | 1 | 2 | ||
27 | Слоговой анализ слов со стечением согласных. | 1 | 1 | 2 | ||
28 |
Слоговой анализ трехсложных слов. |
1 | 1 | 2 | Тестирование | |
Раздел 4. Работа на синтаксическом уровне | ||||||
29 | Словосочетание и предложение. Тема «Семья». | 1 | 1 | 2 | ||
30 | Словосочетание и предложение. Тема «Весна». Особенности весны в нашем крае. | 1 | 1 | 2 | ||
31 | Согласование слов. Тема ««Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах» | 1 | 1 | 2 | ||
32 | Согласование слов. Тема «Растения весной». Знакомство с растительным миром края. | 1 | 1 | 2 | ||
33 | Согласование слов. Тема «Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыб. | 1 | 1 | 2 | ||
34 | Текс. Сравнение текста и набора предложений. | 1 | 1 | 2 | ||
35 | Составление рассказа на определенную тему. Тема: «Лето». | 1 | 1 | 2 | ||
36 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | Тестирование | ||
Итого по разделу: | ||||||
Итоговые занятия по всем разделам первого года обучения. | 36 | 36 | 72 |
Раздел 1. Введение
Тема 1 Цель и задачи образовательной программы «Чудо-пропись».
ТЕОРИЯ. Цель и задачи образовательной программы «Чудо-пропись». Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.
Раздел 2. «Формирование фонематического восприятия»
Тема 2 Звуки С—С’, Ц.
ТЕОРИЯ. Звуки С—С’, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы С, Ц.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков С—С’, Ц. с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 3 Звуки Б—Б’, П—П’.
ТЕОРИЯ. Звуки Б—Б’, П—П’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы Б,П.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков с Б—Б’, П—П’ символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 4 Звуки Ж—Ш.
ТЕОРИЯ. Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ж—Ш с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 5 Звуки Д—Д’, Т—Т’.
ТЕОРИЯ. Звуки Д—Д’, Т—Т’. Дифференциация звуков Д—Д’, Т—Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы Д, Т.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Д—Д’, Т—Т’. с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 6 Звуки 3—3′, С—С’.
ТЕОРИЯ. Звуки 3—3′, С—С’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы З,С.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков 3—3′, С—С’. с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 7 Звуки В—В’, Ф—Ф’.
ТЕОРИЯ. Звуки В—В’, Ф—Ф’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы В,Ф.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков В—В’, Ф—Ф’ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 8 Звуки С—С, Ш.
ТЕОРИЯ. Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы С, Ш.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков С—С, Ш с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 9 Звуки Р—Р’—Л—Л’.
ТЕОРИЯ. Звуки Р—Р’—Л—Л’ . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы Р,Л.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Р—Р’—Л—Л’ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 10 Звуки Г—Г’, К—К’.
ТЕОРИЯ. Звуки Г—Г’, К—К’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы К,Г
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Г—Г’, К—К’ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 11 Звуки З—З’, Ж.
ТЕОРИЯ. Звуки З—З’, Ж.. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы З,Ж.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков З—З’, Ж. с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 12 Дифференциация гласных букв У—Ю.
ТЕОРИЯ. Дифференциация гласных букв У—Ю. Развитие фонематического восприятия, внимания.
ПРАКТИКА. Написание гласных букв У,Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Тема 13. Гласная буква Я. А
ТЕОРИЯ. Гласная буква Я, А Дифференциация гласных букв А—Я. ПРАКТИКА. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Тема 14 Гласные буквы Е.Э
ТЕОРИЯ. Гласные буквы Е,Э. Дифференциация гласных букв Э—Е изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
ПРАКТИКА. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 15 Звуки Й, Л—Л’.
ТЕОРИЯ. Звуки Й, Л—Л’. Дифференциация звуков Й, Л—Л’ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Й, Л—Л’ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 16 Гласные буквы Е.О.
ТЕОРИЯ. Гласные буквы Е, О. Дифференциация гласных букв О—Е.. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
ПРАКТИКА. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Написание и различение гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Тема 17. Гласные буквы И. Ы.
ТЕОРИЯ. Гласные буквы И, Ы. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
ПРАКТИКА. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Написание и различение гласных букв Ы – И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 18. Звуки Ч—Щ.
ТЕОРИЯ. Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Буквы Ч, Щ.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ч—Щ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 19. Мягкий знак.
ТЕОРИЯ Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
ПРАКТИКА. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
Тема 20. Звуки Ч—ТЬ.
ТЕОРИЯ. Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буква Ч.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ч—ТЬ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Ч—Ш
Тема 21. Звуки Ч—Ш.
ТЕОРИЯ. Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ч—Ш с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 22. Звуки Ч—Ц.
ТЕОРИЯ. Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы Ц,Ч
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ч—Ц с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 23. Звуки Ш-Щ.
ТЕОРИЯ. Звуки Ш-Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Буквы Ш,Щ.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков Ш-Щ с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 24. Знакомство со звуками ТС—Ц.
ТЕОРИЯ. Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
ПРАКТИКА. Соотнесение звуков ТС – Ц с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Тема 25 Твердый знак.
ТЕОРИЯ. Твердый знак.
ПРАКТИКА. Соотнесение твердого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется твердый знак. Твердый знак в функции разделения. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Раздел 3. «Работа на лексическом уровне».
Тема 26 Слоговой анализ.
ТЕОРИЯ. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Слоговой анализ слов. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. Понятие об односложных и многосложных словах.
ПРАКТИКА. Тренировка произнесения и определения ударного гласного звука в словах. Составление слов из слогов, деление слов на слоги в многосложных словах, в словах со стечением согласных. Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных. Выработка навыка послогового проговаривания при письме. Взаимосвязь слухового восприятия и речедвигательных процессов. Различение гласных звуков и уточнение их артикуляции. Работа с условно-графическими схемами, обобщающими словами, установление причинно- следственных связей.
Тема 27 Слоговой анализ.
ТЕОРИЯ. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Часть2 Слоговой анализ слов. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. Понятие об односложных и многосложных словах.
ПРАКТИКА. Тренировка произнесения и определения ударного гласного звука в словах. Составление слов из слогов, деление слов на слоги в многосложных словах, в словах со стечением согласных. Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных. Выработка навыка послогового проговаривания при письме. Взаимосвязь слухового восприятия и речедвигательных процессов. Различение гласных звуков и уточнение их артикуляции. Работа с условно-графическими схемами, обобщающими словами, установление причинно-следственных связей.
Раздел 4. «Работа на синтаксическом уровне».
Тема 28. Слова-«неприятели» (антонимы)
ТЕОРИЯ. Предупреждение аграмматизма в речи. Слова-«неприятели» (антонимы),
ПРАКТИКА. Уточнение и расширение словарного запаса по темам: «Семья» Тренировка в преодолении аграмматизма в речи. Обогащение фразовой и связной речи. Упражнения на увеличение объема словарного запаса. Очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
Тема 29. Слова-«приятели» (синонимы)
ТЕОРИЯ Тренировка в преодолении аграмматизма в речи. Обогащение фразовой и связной речи. Упражнения на увеличение объема словарного запаса. Очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
ПРАКТИКА Уточнение и расширение словарного запаса по темам: «Весна», «Животные леса».
Тема 30. Слова-«близнецы» (омонимы)
ТЕОРИЯ Тренировка в преодолении аграмматизма в речи. Обогащение фразовой и связной речи. Упражнения на увеличение объема словарного запаса. Очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
ПРАКТИКА Уточнение и расширение словарного запаса по темам: «Растения леса»
Тема 31. Согласование слов.
ТЕОРИЯ Слова-признаки Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
ПРАКТИКА Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой
Тема 32. Согласование слов.
ТЕОРИЯ. . Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Развитие словаря признаков.
ПРАКТИКА Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами.
Тема 33. Согласование слов.
ТЕОРИЯ Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Развитие словаря признаков. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.
ПРАКТИКА Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
Тема 34. Текст.
ТЕОРИЯ. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Конструирование текста из предложений.
ПРАКТИКА. Работа над текстом. Определять последовательность действий. Связь предложений в тексте, слов в предложении. Конструирование текста из предложений
Тема 35. Составление рассказа по теме.
ТЕОРИЯ. Основная мысль текста Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на план и без него. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.
ПРАКТИКА. Определять последовательность действий. Связь предложений в тексте, слов в предложении. Конструирование текста из предложений по теме6 «Лето». Выделение значимых частей текста вступление, основная часть, заключение. . Определять последовательность действий. Соблюдать причинно-следственные связи при составлении связного речевого высказывания.
Тема 36. Заключительное занятие. Тест.
После освоения программы каждый учащийся должен
-знать:
– все элементы грамоты: навыки чтения и правильного написания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
– что предложение состоит из слов; определять количество и последовательность слов в предложении, составлении схемы.
–морфологические признаки слова
-теорию по лингвистике;
-уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
—самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
– фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
– грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
– иметь навык
– раздельного и правильного написания слов;
– словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшитель-ласкательных и увеличительных форм существительных;
– пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
-определения структуры слова.
– владеть навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами. К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного материала, методразработки и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Стартовый уровень» программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Программа курса разработана с опорой на методические работы А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой и предназначена для работы с группой обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в формировании письма.
Дополнительным методическим пособием является рабочая программа по обучению письму “Чудо-пропись” В.А. Илюхиной. Данные методики применяются при составлении и выполнении грамматических заданий, ребусов, рисунков к правилам, заданий связанных с правильным написанием букв.
Освоение программы способствует целенаправленному формированию умственного развития обучающихся через отработку конкретных приемов умственной деятельности: прежде всего синтеза и анализа, затем абстрагирования, сравнения, обобщения и аналогии.
Для пробуждения творческого мышления используются все средства: в первую очередь наглядность и практическая направленность. Логика выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. Вместе с тем, логика составляет основу рассуждений и практических действий. В работе педагога модели опорных конспектов помогают передать в схемах и рисунках основной материал.
Приобщив к творческому процессу учащихся, можно не только найти новый подход к освоению изучаемого материала, но и активизировать мышление учащихся, желание познавать логику языка.
Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему понятий, относящихся:
– к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, звуко-буквенный анализ, обозначение звуков буквами);
– к слову (состав слова, части речи и их соотношение с членами предложения);
– к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений);
– к тексту (типы текстов, структурные элементы текста).
На занятиях выполняются:
- Упражнения по дифференциации звуков в в словах, предложениях, играх.
- Упражнения для тренировки неразрывного написания прописных букв.
- Кроссворды или сканворды на определенную тему. Например, проверяемая безударная гласная. Чтобы разгадать каждое последующее слово, необходимо в клеточки правильно вписать предыдущее. Ведь раскрытые буквы станут наводкой для следующего правильного ответа. Таким образом, отгаданное слово с ошибкой сделает невозможным следующую отгадку.
В орфографических раскрасках каждой секции соответствует своё слово и свой цвет. Поэтому в конечном счете она должна иметь определенный вид. Если цвет секции не соответствует, значит, сделана ошибка.
- Отгадывание загадок с ответами на определённую тему: метаграммы, шарады.
5.Проговаривание чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок, стихов для автоматизации, дифференциации звуков и букв.
- Работа с криптограммами, где зашифрован текст или пословицы.
7.Использование компьютерных программ по логопедии и русскому языку.
Так как программа носит в основном практический характер, структура состоит в чередовании устной и письменной работы на одну тему. С обязательным проведением физминутки в середине занятия.
Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
– гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
– представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
– трудолюбия, стремления к профессионализму, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
– эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности конкурентоспособности;
– физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Условия реализации программы
Занятия проходят в кабинете. Для реализации программы в кабинете созданы необходимые условия: имеется компьютер, доска, дидактические материалы. По согласованию с родителями дети обеспечиваются всем необходимым для занятий (тетради, ручки, др.канцелярские принадлежности, рабочие тетради); также родителями оплачивается участие в интернет-олимпиадах различного уровня. Участие в олимпиадах по желанию детей и их родителей.
ЛИТЕРАТУРА для педагога
1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 2019 г.
2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год
3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2017 г.
4.Лалаева Р.И. “Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы”, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
5.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
6.Садовникова И.Н. “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 2018 г.
7.Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников.- М.,2017.
8.ИшимоваО.А.,БондарчукО.А.Логопедическая работа. Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей-М.: Просвещение,2019.
9.Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль: Академия развития,2019.
10.Козырева Л.М. И свистящие,ишипящие,и самые звонкие.Тетр.Для лог.Занятий.-М.:Ярославль:Академия развития,2016.
11.КозыпеваЛ.М.Загадки звуков,букв,слогов.Тетр.Для лог.Занятий.-М.:Ярославль:Академия развития,2016.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки.Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии(в двух частях).-М.:изд.Гном и Д,2007.
Программы для начальной школыпо русскому языку УМК «Школа России», УМК «Перспектива».-М.: «Просвещение»,2019.
ЛИТЕРАТУРА для обучающихся и родителей:
1.Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 2020.
- Мазанова Е.В.Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М.:изд.Гном и Д,2017.
3.Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях).-М.:изд.Гном и Д,2017.
4.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2015.
5.Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — Изд. 4-е. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2015.
6.Успенский Л.В. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. — М.: Дет. лит., 2017.
7..Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 2015.
8.Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика: Материалы для работы по русскому языку на уроке и во внеклассное время. – Киев: Радянська школа, 2018.
9.На уроке и после уроков: Материалы по занимательной грамматике /Сост. А.Прудникова. – М.: Учпедгиз, 2016.
10.Цыганкин Д.В., Приставкин Н.К. Занимательная грамматика. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016.
11.В.Г.Лысаков 1000 загадок.Москва 2019
12.Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка .Поиски и находки».Дрофа Москва 2019
13.Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников.-М.,2019.
- Коваленко В.В. Безударные гласные в корне слова:рабочая тетрадь для детей 6-9 лет.-М.:ГНОМ,2017.