автор:

Васильева Наталия Анатольевна

учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №45 «Журавлики» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Прокопьева Наталия Геннадьевна

учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №45 «Журавлики» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект интегрированного занятия педагога — психолога и учителя — логопеда по коррекции звукопроизношения и развития пространственного представления с использованием элементов балансотерапии с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР «Варежка»

 

Конспект интегрированного занятия

педагога — психолога и учителя — логопеда

по коррекции звукопроизношения и развития пространственного представления с использованием элементов балансотерапии с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР

«Варежка»

 

Аннотация: Конспект представляет собой коррекционно-развивающее занятия в группе компенсирующей направленности для детей с особенностями возрастного здоровья с тяжелыми нарушениями речи. Занятие проводится педагогом – психологом совместно с учителем-логопедом. Целевая группа – старший дошкольный возраст. Данная работа включает второе занятие из цикла занятий с использованием балансиров.

Ключевые слова: Балансотерапия, балансировочная доска Бильгоу, кинезиологические упражнения, зрительно-моторная координация, словарный запас, звукопроизношение.

Цель: повышение эффективности психолого-логопедической работы по преодолению личностных и речевых нарушений.

Задачи:

Образовательные:

– расширить знания об окружающем мире;

– автоматизировать поставленные звуки;

– расширить словарный запас.

Развивающие:

– способствовать развитию слуховой памяти, переключению и концентрации внимания;

– совершенствовать креативность мышления;

– продолжить формирование произвольности деятельности;

-развивать зрительно-моторную координацию, общую моторику, балансировку и синхронизацию межполушарного взаимодействия;

– формировать  развитие пространственных представлений.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, работать в паре;

– воспитание в ребенке уверенности в себе и своих действиях.

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение;

– наглядные: применение раздаточного материала;

– практические: работа в паре, самостоятельная работа ребенка.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование и материалы: игровая комната, балансировочные доски или балансировочные подушки по одной на два человека, массажные коврики, простые карандаши, лист формата А5 с нанесенными рисунком, новогодняя коробка, снежки (мячи), рукавичка, картинки с изображением животных (мышка, лягушка, заяц, лиса). 

Длительность: 30 минут.

Ход занятия:

Занятие № 4

Предварительная работа:

Повторение сказки «Рукавичка». 

Задачи: развивать осознание себя субъектом деятельности, межполушарное взаимодействие,  вестибулярно – моторную активность, концентрацию и произвольность внимания, формировать графо-моторные умения, формировать умение ориентироваться на плоскости, действуя по словесной инструкции, автоматизация поставленных звуков в словах.

Ритуал приветствия.

Дети проходят в игровую комнату, по просьбе педагога встают в круг.

Педагог – психолог: «Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятия начнём с приветствия».

Упражнение «Дружная семья»

«Я, ты, он, она

Мы команда, хоть куда.

Руку дай соседу справа.

А теперь соседу слева.

Улыбнись соседу слева,

А теперь соседу   справа.

Обними соседа справа,

А теперь соседа слева.

Основная часть:

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, какая красивая  новогодняя коробка. Я придумала одну очень интересную игру.  Предлагаю наполнить ее снежками. 

  1. Упражнение на балансировочной доске «Попади в цель». 

 (Дети, стоя на балансире, закидывают снежки в коробку). 

Педагог-психолог: Давайте посчитаем, сколько снежков нам удалось закинуть. (Дети считают и находят на дне коробки рукавичку).

Учитель – логопед: Ребята, это не простая рукавичка, а сказочная.  Кто знает, в какой сказке она встречается?

Дети: Из сказки «Рукавичка».

Логопед: Вспомните, кто потерял в сказке рукавичку?

Дети: Дедушка.

Учитель-логопед: Кто нашел рукавичку, какие животные? Какой добрый поступок мы можем с вами сделать?

Дети: вернуть рукавичку дедушке.

Педагог заглядывает в рукавичку и видит изображения животных (Приложение 1). 

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, в рукавичке, как в сказке, спрятались животные. И прежде, чем вернуть рукавичку дедушке, мы должны помочь животным добраться до своих жилищ. 

Давайте посмотрим, кто там спрятался (Педагог достаёт картинку с изображением мышки).

  • «Помоги мышке дойти до норки» – лабиринт (Приложение 2).

Мышке мы помогли добраться до своей норки. 

 

Учитель-логопед: Посмотрим, кто еще есть в рукавичке.

  • Упражнение на развитие фонематического восприятия «Определи на слух. (Приложение 3).

Учитель-логопед достаёт картинку с изображением лягушки и предлагает выполнить задание на развитие фонематического восприятия. На столах у детей лежит набор картинок. Задача ребенка найти две правильные картинки. (Ребенку предлагается на слух три слова, из которых он должен выбрать два слова, похожих по звучанию. )

Лягушка – торты – шорты; шапки – болото – тапки.

Учитель-логопед: Какие две картинки оказались лишние?

Дети: лягушка и болото. 

Учитель-логопед: Мы выполнили задание, и теперь лягушка может смело отправляться в своё болото. 

Учитель-логопед достаёт картинку с изображением зайца.

  •  Кинизиологическая дорожка «Следы зайца» (Приложение 4).

Учитель-логопед: Ребята, заяц предлагает вам выполнить следующее задание. (На столах у детей лежит кинизиологическая дорожка «Следы зайца»).  Пройдите указательным и средним пальцами по следам зайца, произнося автоматизированный звук в словах. 

Самостоятельная работа детей

Учитель-логопед: С помощью вас, заяц смог добраться до своего домика.

  • Упражнение на балансировочной дорожке «Покажи дорожку».

Педагог-психолог достаёт следующую картинку с изображением лисы и предлагает детям помочь лисе вернуться в лес, а рукавичку вернуть деду. Дети идут по балансировочной дорожке (или массажному коврику), меняя направление движения на каждую секцию, согласно инструкции. 

Учитель-логопед – Спасибо вам, ребята, вы выполнили все задания и помогли животным вернуться в свои жилища. А рукавичку оставим в коробке, чтобы дедушка смог её забрать, как в сказке.

Ритуал.

  1. Заключительный этап:

Педагог-психолог: «Ребята, я предлагаю вам встать, перейти на ковер и, образуя круг, взяться за руки. Чем мы сегодня занимались? Какое упражнение понравилось? Какое вызвало затруднение? 

Ответы детей.

 Педагог-психолог: «Замечательно. Я очень рада нашей встрече, повторяйте за мной. (Проводится упражнение «Дружная семья»).

Педагог:  На этом мы прощаемся с вами, до новой встречи.

Занятие окончено, ребята уходят в свою группу.

 

 

Конспект интегрированного занятия педагога — психолога и учителя — логопеда по коррекции звукопроизношения и развития пространственного представления с использованием элементов балансотерапии с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР «Варежка»