автор: Васильчикова Светлана Михайловна
преподаватель
ГУДО ДШИ №1 г. Маркса Саратовской области
Актерское мастерство и хореографический образ в танцах
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» №1 г Маркса Саратовской области
Методическая работа на тему:
«Актерское мастерство
и хореографический образ в танцах»
Автор: Васильчикова Светлана Михайловна,
преподаватель хореографии первой категории
2025г.
Содержание
Ведение.
Глава 1. Актерское мастерство на уроках хореографии.
1.1. Использование актерского мастерства при постановке танцев.
1.2. Методы развития актерского мастерства.
Глава 2. Хореографический образ в танцах.
Глава 3. Сценический образ и выразительные средства.
Заключение
Список литературы и интернет ресурсов
Введение
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, сочетая в себе не только эмоциональную сторону искусства. Танец приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, всесторонне раскрывая духовные силы человека, а также воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Есть множество прекрасных танцевальных стилей и направлений, и у каждого из них свои цели и задачи, своя красота и уникальность, свои особенности. Учитывая высоту, которую достигло хореографическое искусство к 21 веку, можно с уверенностью сказать, что танец, какого бы стиля он не был – это тоже в своем роде спектакль. Исходя из этого, танцор должен уметь полностью передать его сюжет и задумку зрителю не только технически, но и эмоционально – он должен владеть актерским мастерством.
Глава 1. Актерское мастерство на уроках хореографии.
Актерское мастерство в танце представляет собой умение вжиться в роль, умение заставить зрителя испытать нужную эмоцию. Другими словами это возможность прожить другую жизнь, открыть себя нового.
В танцах, как в спектакле или кино, необходимо чувствовать образ и тогда успех у зрителей не заставит себя ждать. Актерское мастерство для детей очень важно, так как помогает преодолеть различные психологические барьеры и приобрести уверенность в себе на сцене. А если ребенок уверен в себе, открыт миру, знает, как передать в танце образ своего героя и нужную энергетику – его непременно ждет успех у зрителей. Кроме того, работа над образом исполняемого произведения требует полной самоотдачи. В связи с этим важно донести до учеников, что для артиста в равной степени, важное значение имеют воображение и художественный вкус. Именно они, наравне с их танцевальным и актерским талантом, являются определяющими в актерской интерпретации роли.
Само исполнение, однако, должно каждый раз быть «свежим», искренним, естественным. Эта «естественность», как правило, является результатом хорошей подготовки и напряженной работы над произведением, но для зрителей она должна выглядеть абсолютно натуральной.
- Использование актерского мастерства
при постановке танцев.
С развитием индивидуальности ребенка от младшего к старшему возрасту постепенно усложняются задачи, стоящие перед учениками, формируются новые умения и навыки, эстетический вкус, потребность в общении с искусством. На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику.
Воспитание творческой личности – процесс очень сложный и ответственный. Дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха на занятиях. Это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребѐнок добивается хороших результатов, что ведѐт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лѐгкости» процесса обучения. Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо.
- Методы развития актерского мастерства.
В педагогической практике существуют следующие приёмы, которые можно использовать на уроках:
- метод режиссерского показа. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку.
- метод, так называемого «играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений. Это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.
- метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопрос с ответом для учебной работы по осмыслению нового материала.
Главный смысл беседы — побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.
Глава 2. Хореографический образ в танцах.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является создание хореографическою образа.
Что же такое хореографический образ? Это конкретный характер человека, который проявляется в его отношении к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в поведении, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства.
Искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Хореограф, к сожалению, не часто имеет возможность обратиться к композитору для написания музыки задуманного им хореографического произведения. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение. В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан отразить всё это.
Но следует помнить, что в хореографии свои специфические средства художественной выразительности, свой язык, свои композиционные приемы. На протяжении веков хореографическое искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части композиции танца, становился разнообразнее рисунок. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере.
Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет скорость движения, быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, характер произведения. Таким образом, динамика и темп являются и средствами выразительности танца.
Большое значение в создании образа героя имеет знание хореографом музыкальной психологии. Он должен, проанализировав музыкальное произведение, уметь определить его форму, стиль, характер, музыкальные характеристики каждого персонажа; уметь связать развитие хореографических образов с развитием музыкальной формы. Также немаловажно знать хореографический фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами. Это дает педагогу возможность не только понимать встречающиеся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать, сначала в своем воображении, а потом и на сцене, линию поведения героев хореографического произведения
Глава 3. Сценический образ и выразительные средства.
Из каких же компонентов складывается хореографический образ, какие выразительные средства использует хореограф для создания сценического образа в хореографическом искусстве?
Во-первых, хореограф сам сочиняет хореографический текст. Именно в его возможности создать для действующих лиц такой текст, который будет способствовать выявлению их характеров, раскрытию идеи произведения. С одной стороны, идея является определяющим моментом при создании хореографического образа, с другой – она может раскрываться через сценические образы.
Педагог-хореограф в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале.
Линия поведения героя в процессе сценического действия дает возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой.
В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Именно через пластику, через танцевальный язык зритель и воспринимает замысел хореографа. Не умаляя значения других компонентов, играющих роль в создании образа, скажем, что танцевальный текст, музыкальный материал, на котором он рождается, играют первостепенную роль.
Но не только в танцевальном тесте, а и во всей композиции танца раскрывается образ действующего лица. Поэтому правильная органичная композиция поможет исполнителю ярче выявить данный образ.
Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Всё это придает действующему лицу те или иные индивидуальные черты.
Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.
Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор (педагог-хореограф) должен твердо знать, на основе какого национального танцевального языка будет построена хореографическая лексика данного действующего лица. Поэтому танцевальный текст, раскрывающий хореографический образ, должен создаваться хореографом исходя из основ народной хореографии, народного танца.
В том случае, если хореограф сумеет правдиво отобразить всё это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.
В работе хореографа чрезвычайно большое значение имеет его творческая фантазия. Она проявляется не только в сочинении танцевальных сцен, не только в создании хореографических композиций, но и в сочинении сюжета танца, разработке композиционного плана. Творческая фантазия – главный помощник в создании образов и умении поставить эти образы в необходимые сценические ситуации, в которых бы они (образы), раскрывая себя, раскрывали сюжет, идею произведения.
Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ так же не может создаваться без учета этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией и кульминация, и развязка. Хореограф должен помнить об этом всегда.
Слушая музыку, педагог-хореограф в своем воображении создает хореографические образы. Сначала перед ним возникает как бы общий контур, потом отдельные детали образа; чтобы сделать его живым, хореограф должен дать ему возможность заговорить хореографическим языком, для этого он сочиняет его танцевальный текст.
Хореограф должен так придумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия.
Вывод
Каждый педагог-хореограф должен поставить перед собой задачу постоянно обогащать духовный мир своих воспитанников, участников коллектива, а также формировать такие качества человеческой личности, как гражданственность, патриотизм, гуманность.
Хореографическое искусство, наряду с другими видами искусства, должно служить высоким идеалам современности, раскрывая мысли и чувства, созвучные нашей эпохе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения.
Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Список литературы и интернет ресурсы
Список использованных источников
- Барышникова Т. «Азбука хореографии». — М., 1999
- Бахто С.Е. «Ритмика и танец».- М., 1980
- Смирнов И.В. «Искусство балетмейстера». — М., Просвещение, 1986
- Александрова Н.А. «Танцы. Мини-энциклопедия для детей» BHV,2018
- Бахтов С.М. Программы для хореографических школ искусств. М.,1984
