автор: Васько Зинаида Витальевна
воспитатель МБДОУ №23 , г.Томск
Ознакомление с окружающим миром “Кто живет в лесу?”
Ознакомление с окружающим миром
“Кто живет в лесу?”
(первая младшая группа)
Васько З. В.,
воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка, детский сад № 23, г. Томск Томской области.
Цель: расширять представления детей о растениях и животных (елка, елки; заяц, лисичка, медведь).
Задачи:
– развитие внимания и наглядно-действенного мышления;
– закрепление в речи названий дерева (елка, елки), животных и их признаков (использование игрушек, картинок);
– расширение активного словаря за счет введения новых слов (“пушистый”, “мягкий”, “теплый”, “мохнатый”);
– обучение ориентированию в пространстве;
– знакомство с загадками;
– развитие мелкой моторики кистей рук;
– воспитание коммуникативных способностей.
Развивающаяся среда. Интерактивная доска; елочки (высокие и низкие); игрушки (зайчик, лисичка, мишка); картинки с изображением детенышей (зайчонок, лисенок, медвежонок); салфетки для “снежков”; ведерко для снежков; теремок; музыкальное сопровождение.
Под музыкальное сопровождение дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в лес. Поедем на поезде?
Дети. Да!
Воспитатель. Я буду паровозик, а вы-вагончики.
Воспитатель с детьми едут “паровозиком”.
Звучит песенка “Паровозик”. На интерактивной доске “едет паровозик”, в окошках видны (согласно тексту песенки “Паровозик”) фигурки сидящих животных – поросят, лягушат, котят; ребят.
Паровозик едет, колесики стучат.
А в вагонах едут двое поросят.
Едут через поле, едут через пруд,
Едут через лес, песенку поют, как:
Паровозик едет, колесики стучат.
А в вагонах едут трое лягушат.
Едут через поле, едут через пруд,
Едут через лес, песенку поют, как:
Паровозик едет, колесики стучат.
А в вагонах едут четверо котят.
Едут через поле, едут через пруд,
Едут через лес, песенку поют, как:
Паровозик едет, колесики стучат.
А в вагонах едут пятеро ребят.
Едут через поле, едут через пруд,
Едут через лес, песенку поют:
Все! Приехали!
Воспитатель. Вот мы и приехали в лес. Тут в лесу елочки растут. Елочки высокие, елочки низкие.
Не коли нас, елочка,
Веточкой мохнатой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
У елочек вместо листочков иголочки растут. Смотрите, ребята, под елочкой кто-то сидит и ушками шевелит.
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
Появляется зайчик (игрушка).
Дети. Зайчик.
Воспитатель. Да! Посмотрите, какой он? (Дети трогают игрушку.)
Дети. Мягкий, теплый.
Воспитатель с каждым проговаривает слова.
Воспитатель. Посмотрите, какие у зайчика длинные ушки. А хвостик маленький, круглый, пушистый. (Обращается к зайцу.) Зайчик, зайчик, какая твоя любимая игра?
Воспитатель говорит от имени зайчика.
Зайчик. Я люблю играть в снежки!
Заяц и дети берут салфетки, сминают их в “снежки”, подкидывают вверх, бросают в даль.
Воспитатель.
Нам в снежки играть не лень!
Мы играем целый день!
Мы в снежки играем смело,
И кидаем их умело!
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети, не уставай!
Лети вперед,
Лети назад,
И просто так лети!
Воспитатель. Да, зайчик, весело ты играешь, снежки белые, пушистые получились. Давайте соберем их в ведерко.
Дети собирают “снежки”.
Воспитатель. Зайчик, зимой тебе холодно.
Зайчик. Я люблю танцевать и мне не холодно.
Игра “Зайка беленький сидит”.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
Вот так и вот так –
Он ушами шевелит.
Вот так и вот так –
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть:
Вот так и вот так –
Надо лапоньки погреть.
Вот так и вот так –
Надо лапоньки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так и вот так –
Надо зайке поскакать!
Вот так и вот так –
Надо зайке поскакать!
Зайка лисичку увидал,
Зайка прыг и ускакал:
Вот так и вот так –
Зайка прыг и ускакал!
Вот так и вот так –
Зайка прыг и ускакал!
Воспитатель. Кто-то еще за елочкой прячется.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
Кто это?
Появляется лисичка.
Дети. Лисичка!
Воспитатель. Да это лисичка. Шубка рыжая, хвост пушистый. Где у лисы ушки?
Дети отвечают.
Лисичка хитрая, всегда гоняется за зайчиком, вот зайка и убежал.
Воспитатель. Лисичка, ты зайчика не пугай, лучше с нами поиграй!
Подвижная игра “Догонялки”
Лисичка, с нами поиграй,
Лисичка, ты нас догоняй.
Раз, два, три, лови!
Воспитатель. Дети, там за елочкой кто-то сидит, кто-то громко рычит.
Слышится рычание медведя, появляется медведь.
Воспитатель.
Косолапые ноги зимой спят в берлоге.
Кто это?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Посмотрите, какой он большой, мягкий, мохнатый, теплый. Потрогайте его. А как рычит медведь?
Дети. Ры-ры-ры!
Воспитатель. А почему ты, Мишка, не спишь? Зимой медведи спят в берлоге и сосут лапу. Ступай-ка, Мишка, в берлогу да спать ложись.
Мишка. Я хочу с вами размяться. Выходите на зарядку!
Нам лениться не годится.
Помните, ребята,
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Малыши-крепыши дружные ребятки,
Малыши-крепыши вышли на зарядку.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Весело шагаем,
Раз, два, три! Раз, два, три!
Ножки поднимаем.
Звучит музыка.
Заячья зарядка (прыгаем как зайки)
Как по тропочке лесной
Прыгал зайка озорной.
Вот так! Вот так!
Прыгал зайка озорной.
Лисичкина зарядка (вертим “хвостиком”)
Под кустом, под кустом
Кто-то с рыженьким хвостом.
Это хитрая лисичка,
Под кусточком лисий дом.
Медвежья зарядка (ходим как мишки).
Мишка из берлги встал,
Вперевалочку шагал.
Вот так! Вот так!
Вперевалочку шагал.
Дети выполняют соответствующие упражнения, имитирующие движения лесных обитателей.
Воспитатель: Смотрите, ребята, теремок стоит.
Стоит в лесу теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок.
Кто же там в теремочке сидит
И на нас в окно глядит?
Да это детеныши лесных зверей, которых мы повстречалии в лесу, под елочками. Каких зверей мы повстречали под елочками?
Дети. Зайчика, лисичку, медведя.
Воспитатель. Давайте поможем детенышам отыскать своих родителей.
Зайчик, мишенька, лиса,
Выходите, своих детенышей заберите!
По ходу выполнения задания воспитатель спрашивает детей, кто у кого нарисован на карточке и кому надо этого детеныша отдать.
Воспитатель. Какие, ребята, вы молодцы, как помогли зверюшкам.
Мы не будем природу губить!
И только в лес, как в гости,
Будем к зверятам ходить!
Воспитатель. Вот и нам пора домой!
Дети. До свидания!
Звучит музыка. Воспитатель и дети уезжают “паровозиком”.