автор: Верина Любовь Александровна

учитель начальных классов Нижегородской области г.о.г. Кулебаки

Интернет-проект “Моя зеленая планета”

Верина Любовь Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей №3, г. Кулебаки,

тьютор обучения по программе

Intel «Обучение для будущего»

 

Современная система образования сегодня является одним из важнейших секторов  информационного общества, которое постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ним меняется и совершенствуется школа. Вопрос «Чему и как учить?»  по-прежнему остается актуальным. В постоянно меняющемся мире от школы ждут повышения качества и доступности образования на основе новых информационных технологий. Сегодняшний выпускник, выходя из стен школы,  должен быть мобильным, адаптированным к быстроменяющимся условиям жизни в информационном обществе, должен быть развитой личностью, востребованной в условиях информатизации образования.

Особое место в становлении  такой личности отводится формированию  информационной культуры современного школьника.  

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта таких известных авторов,   как Н.И. Гендиной, Л.И. Лазаревой, С.М. Конюшенко, знакомство с методикой организации работы школьников над исследовательским проектом в научных трудах Е.С. Полат  подтверждают возможность использования метода проектов в настоящее время. Доказано, что данная технология способствует формированию информационной культуры школьника.   

Особое место в современной школе занимает сетевой проект как средство формирования информационной культуры участников проекта.  При изучении работ некоторых философов, психологов и педагогов, посвятивших свои работы исследованию понятия «информационная культура» , таких как, например, К.К. Колин, А.И. Ракитов, Э.П. Семенюк, А.П. Суханов. М.Г. Вохрышева, Ю.С.Зубов, Н.А. Сляднева, И.Я. Лернер,  Н. М. Г. Розенберги, показывает на возникшие в современной школе противоречия:

С одной стороны:

  • объём информационного потока
  • ожидаемые результаты деятельности учащихся
  • фронтальная форма обучения

А с другой:

  • отсутствие оптимальных инструментов для усвоения информационного потока
  • реальный уровень подготовки выпускников
  • индивидуальный характер познавательной деятельности учеников

Актуальность и важность использования данного метода   в развитии образования доказана и другими параметрами:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты  гласят: в центре внимания педагогов должна находиться деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить.
  1. Из научных трудов  Н.И. Гендиной видно, что сегодня необходимо «дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности, научить молодого гражданина ХХI  века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества».
  2. По словам  Е.С. Полат «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

В рамках регионального сетевого инновационного проекта “Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога”,  организованного кафедрой информационных технологий ГБОУ ДПО и реализации программы развития образовательного учреждения  «Межмуниципальный центр инновационного образования» в  МБОУ лицее № 3 г. Кулебаки накоплен большой  опыт организации сетевых проектов младших школьников. Организация сетевых проектов  на различных уровнях, передаваемый опыт работы над сетевыми проектами показывают,  что лицей достиг лидирующего положения в образовательной системе городского округа в плане формирования информационной культуры участников сетевых проектов, в  организации сопровождения инновационной деятельности субъектов муниципальной системы образования, в развитии региональной системы образования.

В лицее разработана программа развития «Межмуниципальный центр инновационного образования», которая учитывает

  • изменения в социально-экономической ситуации страны в целом;
  • существенное изменение рынка образовательных услуг в г. Кулебаки и в Нижегородской области;
  • изменение взаимодействия школы с образовательными учреждениями региона, России;
  • необходимость реализации основных идей модернизации системы образования в конкретных условиях школы;
  • необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм, организации воспитательно-образовательного процесса в условиях ведения ФГОС общего образования;
  • целесообразность профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
  • необходимость внедрения современных форм мониторинга учебного продвижения учащихся, профессионализма кадров, создания условий образовательной деятельности в соответствие с требованиями ФГОС.

Содержание данной программы направлено на формирование престижа образования не только в лицее, но  и в целом в обществе. Программа позволяет добиваться более устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности инновационной педагогической деятельности, укрепления сотрудничества всех субъектов информационно-образовательной среды современной школы, а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).

Покажем возможности использования сетевого проекта в качестве средства формирования информационной культуры на примере работы с младшими школьниками. Для этого мы изучили психолого-педагогические аспекты формирования информационной культуры обучающихся начальной школы, выявили педагогический потенциал сетевого проекта для формирования данного вида культуры, определили особенности использования сетевых сервисов  Web. 2.0, способствующих формированию информационной культуры, изучили саму технологию метода проекта по программе Intel «Обучение для будущего», направленного на формирование информационной культуры.

Участие  педагогов и учащихся района в сетевых проектах в корне  изменило их жизненные позиции в лучшую сторону. Учить и учиться стало интереснее. Общаясь между собой в сетевых проектах, мы зажигаем в педагоге ту искорку, которая помогает не просто  жить и работать, а гореть самим и зажигать других. А без этой самой искорки педагога просто не должно быть! Мы искренне стараемся сделать работу в проекте значимой и полезной для других.  Такой подход в обучении, мы уверены, помогает нашим ученикам учиться преодолевать трудности, а  значит становиться более уверенными, а  впоследствии и выходить в жизнь успешными людьми.

Интернет-проект “Моя зеленая планета”