автор: Веселова Анастасия Николаевна

учитель истории МКОУ Остяцкая ОШ, село Остяцк

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории с применением цифровых образовательных ресурсов»

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Остяцкая основная школа

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории с применением цифровых образовательных ресурсов»

Автор: Веселова Анастасия Николаевна, 

учитель истории МКОУ Остяцкой ОШ, 

Северного района, Новосибирской области 

Остяцк 2024

Одним из приоритетных направлений выступает формирование в системе образования функциональной грамотности обучающихся. Показателем вхождения является средневзвешенное место России в трех международных сравнительных исследованиях. 

Задания этого исследования включают в себя необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью и повышение кругозора. 

Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут в системе общего образования приоритетной задачей.

Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования. 

Зырянова А.А. Об особенностях обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
(из выступления на «Векторе образования»  Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. А сегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики и нейродидактики доказывают: чтение — сложнейший когнитивный процесс.

    Незнакомые слова. Мы должны признать и констатировать, что словарный (лексический) запас современного ребёнка очень серьёзно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.

    Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем иной что был ранее. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу.

    Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко. А ведь в этом есть и вина родителей, которые всё чаще предоставляют своим детям лёгкие материальные блага и вещи.

    Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.

    Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

 

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. 

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

На уроках истории и обществознания применяются приёмы по формированию функциональной грамотности:

выбор верного суждения поиск заданной информации в тексте (имена, даты, показатели)  ранжирование данных и составление диаграмм

 формирование собственного суждения на основе нового знания

 отбор ключевых понятий для составления терминологического диктанта

составление ассоциативного ряда к какому-либо историческому событию или исторической личности моделирование ситуаций, проблем на уроках обществознания и использование знаний для их решения

 составление тематических презентаций, видеороликов, аудио репортажей

  • формирование группы одаренных учеников для выполнения онлайн-олимпиад и просмотра онлайн-уроков по финансовой грамотности
  •  применение проектного метода при изучении исторических событий
  •  использование проектных задач в групповой работе на уроках обществознания при проведении практикума или обобщающего урока

Банк для формирования и оценки функциональной грамотности

  • На портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg resh edu ru/), 
  • В электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение»
  • Банк заданий на сайте Просвещение Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5-9 классов. 

Оценка результатов внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности: «Рефлексивное занятие в середине программы Методика «Сытый или голодный? Итоговое рефлексивное занятие Методика «Лестница самооценки»

Выводы:

  • приоритетное значение формирования функциональной грамотности, поддержка реализации программы на федеральном уровне;
  • возможность использовать банк заданий для формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания;
  • применение информационно-коммуникационных технологий для формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания;
  • осуществление поиска оптимального ресурса для на уроках истории и обществознания.

 

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории с применением цифровых образовательных ресурсов»