автор: Визиренко Лидия Юрьевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Колтушская детская школа искусств»
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыка на все времена» по курсу дистанционного обучения в плане реализации национального проекта «Образование», «Успех каждого ребёнка»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Колтушская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
по курсу дистанционного обучения
В плане реализации Национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
«УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЁНКА»
Срок реализации программы 5 (и более) лет
Автор- Визиренко Л. Ю. – преподаватель теоретических
дисциплин высшей категории
с. Павлово
Рецензент – Горбунова Ирина Борисовна- доктор педагогических наук,
профессор, Почетный работник высшего профессионального
образования РФ, руководитель научно-методической
лаборатории «Музыкально- компьютерные технологии
РПГУ им. А. И. Герцена, Лауреат премии Правительства
«За выдающиеся достижения в области высшего и среднего
Профессионального образования».
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыка на все времена» – находится в реализации с 2020 года по настоящее время. Учебно-тематический план программы имеет методическое обеспечение. Презентации, представленные на сайте «Колтушской ДШИ», содержат полный объем учебно-литературного текста с музыкально-медийным сопровождением и составленным заданиями для домашней работы по каждому занятию всех пяти лет обучения.
Автором-составителем презентаций к каждому занятию по программе «Музыка на все времена» является преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории Визиренко Лидия Юрьевна.
Структура программы
- Пояснительная записка
- Учебно- тематический план, содержащий:
- Содержание учебных занятий
- Сведения о затратах учебного времени
- Формы и методы контроля
III. Методическое обеспечение учебного процесса
- Список, рекомендуемой учебной литературы для самостоятельной работы обучающихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности в области музыкального искусства «Музыка на все времена» – использует нормативно- правовую базу:
1.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 12. 2012 года N 273-ФЗ
«Об образовании в «Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 07 .05 2012 года N599 «О мерах реализации
государственной политики в области образования и науки»
- Указ Президента РФ от 01.06. 2012 года N761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 года N16.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08 2013 года N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года N1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
- Распоряжение Правительства Ленинградской Области от 29.07 2019 года № 488 «О персонификации финансирования дополнительного образования детей в Ленинградской области», а также рекомендации для краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Искусство – 47».
При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Музыка на все времена» были использованы:
– Типовые учебные планы, учебные программы по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» МАУ ДО «Колтушской ДШИ» и личный многолетний педагогический опыт методико-практических наработок в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин разработчика программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыка на все времена» по курсу дистанционного обучения направлена на развитие эмоциональной сферы личности через понимание и восприятие духовного воздействия искусства. Данная программа представляет форму дистанционного заочно – очного обучения для детей, возраста 6, 5 – 18+ лет, с целью повысить творческий потенциал, расширить кругозор каждого ребенка и его родителей, приобщить в большей степени к ценностям культуры и искусства.
Заочно-очная форма обучения опирается на методику дистанционного обучения, используя технические возможности школы искусств.
Такая форма обучения дает гораздо больше возможностей обучающимся разных возрастов расширить свой кругозор в области искусства.
Историческое становление искусства Ленинградской области – 47 регион невозможно представить без истории искусства города Санкт-Петербурга, России в целом и мировой художественной культуры. Поэтому, данная программа опирается на приобщение обучающихся к историческим ценностям искусства всей России и образцов всей мировой музыкальной культуры, а не только искусства 47 региона.
Цель данной программы:
Через внедрение современных методов и технологий обучения обеспечить обучающимся индивидуальный прогресс, ориентированный на достижение новых результатов в музыкальном образовании, а также повысить их мотивацию к учению и включенность в непрерывный образовательный процесс посредством цифровых технологий.
Задачи.
Обучающие:
- Научить практическому использованию знаний, полученных в курсе обучения по циклу музыкально – теоретических дисциплин и игры на разных инструментах, для самостоятельного осмысления взаимосвязи между искусством разных временных периодов.
- Сформировать навыки понимания взаимного соприкосновения и влияния различных видов искусства друг на друга.
Развивающие:
-
Развить познавательный интерес обучающихся к изучению мировой и отечественной истории музыкального искусства.
-
Развить умение воспринимать и ценить все виды искусства
-
Создать условия для непрерывного дополнительного образования в соответствии с интересами и потребностями детей и их родителей.
Воспитательные:
- Воспитание активного слушателя, читателя, зрителя, творчески- мобильную личность, способную к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- Воспитание стойкой исторической памяти, благодарности и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, героям современной России и старшему поколению.
- Воспитание чувства гордости за музыкальное наследие, оставленное великими композиторами и музыкантами России и родного края.
Актуальность программы обусловлена целью современного музыкального образования по использованию цифровых технологий и форм дистанционного образования; целью, которая заключается в построении образовательного пространства, связанного с получением новых знаний через инициативное действие обучающихся, обновления информации, воспитания и развития личности ребенка. Важное направление в развитии личности занимает художественно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров в социуме, эстетической оценки и овладение творческой деятельности. Помогает раскрыться индивидуальности ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры, индивидуально сопровождает талантливых детей, поддерживает их раннюю профориентацию, дает равный доступ к качественному дополнительному образованию.
Программа «Музыка на все времена» – соответствует направлениям в современном образовании и предполагает активно вовлечь обучающихся в творческий процесс, способствовать формированию углубленно-художественного познания мира в условиях дистанционного заочно – очного обучения.
Новизна программы заключается в осуществлении образовательного процесса с использованием методов и приемов дистанционного обучения и внедрения модели цифровой образовательной среды. Тематический объем материала, заложенный в данной программе, дополняет тематику учебных типовых программ по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки», что позволяет увеличить знания учащихся в области истории музыкального искусства в объеме 180–270 часов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Программа «Музыка на все времена»- «Музыкальное путешествие» способствует подъему музыкальной культуры, развивает музыкальную компетенцию для успешной социализации в жизни и отвечает запросам самых широких общественных слоев.
Современное дополнительное образование приобретает массовый характер, в школы искусств приходят не только одаренные дети, но и дети со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить музыкальное образование, стать грамотным музыкантом-любителем
Данная программа помогает предупреждать негативные социальные явления в детской среде.
Центр образовательного процесса – ребенок, и задача данной программы предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития его индивидуальности, художественного мышления, научиться понимать музыку и другие виды искусства. Слушать, слышать, думать, фантазировать, мыслить образами, осмысленно запоминать полученную информацию. За последнее время значительно возросла нагрузка на детей в общеобразовательной школе. Данная программа предлагает некоторые изменения по объему изучаемого материала для промежуточной и итоговой аттестации.
Возраст детей, обучающихся по данной программе, составляет от 6,5 лет до 18+ лет.
Срок реализации программы -«Музыка на все времена» – составляет 5–8 лет
Форма обучения: дистанционная, заочно – очная.
Методики обучения и типы занятий: в программе используются методики синхронного, асинхронного и смешанного обучения.
Предоставленным вариантам методики соответствуют следующие типы занятий, классифицированные в зависимости от времени осуществления коммуникации:
– в режиме отложенного времени (offline занятий);
– смешанный тип занятий, включающий и online и offline занятия.
Возможны различные формы занятий, включающие разные комбинации
Очного и заочного взаимодействия. Типы занятий и формы взаимодействия
Преподаватель может определять сам, исходя из целей и задач занятия,
собственных технических возможностей, технических возможностей обучающихся и технической оснащенности учебного заведения.
Учебный план предусматривает по программе:
36 занятий в учебном году – один час в неделю.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Реализация программы «Музыка на все времена» обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:
– учебно-тематический план;
– система задач и вопросов;
– журналы учебных занятий по предмету;
– Электронный журнал;
– нотные издания, методические рекомендации, пособия, аудио и видеозаписи, художественные иллюстрации, ссылки на монографии и художественную литературу, веб-страницы, каталоги;
– групповые и индивидуальные консультации для творческой и исследовательской деятельности;
– школьные массовые мероприятия;
Реализация учебной программы обеспечивается функционированием информационно-образовательной среды: доступом каждого учащегося к материалам сайта «Колтушская детская школа искусств» и библиотечному фонду школы.
Произвольное количество интерактивных элементов дистанционного и заочно-очного курса.
Техническое обеспечение деятельности в информационно-образовательной среде
Деятельность участников образовательного процесса | Оборудование и программное
обеспечение |
Создание и обработка информации, работа с электронными, информационными и образовательными ресурсами | Персональные компьютеры, интерактивная доска, фото – и видеокамеры |
Передача информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя | Подключение к сети Интернет |
Осуществление коммуникации в режиме отложенного времени | Электронная почта, форум и т. п. |
Фиксация успеваемости и посещаемости обучающихся | Журнал успеваемости и учета
Занятий. |
Формы контроля и методы контроля.
Система оценки результатов освоения программы
Основными видами контроля успеваемости являются:
– текущий контроль успеваемости;
– итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется регулярно- методом тестирования, что позволяет выявить уровень и качество усвоения материала.
В дистанционном обучении можно реализовывать различные типы заданий и проектов: исследовательские, игровые, практико-ориентированные и творческие.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета в конце курса обучения.
При оценивании знаний и умений учащихся используются критерии оценки: «зачет» и «не зачет».
Прогнозируемые результаты освоения программы:
По окончании курса обучения, обучающиеся должны:
– Иметь навыки восприятия классической, современной и фольклорной
музыки; изобразительного искусства; театрального искусства и кинематографии.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности в области «Музыкальное искусство»
«Музыка на все времена».
В плане реализации Федерального проекта
«Успех каждого ребенка», Национального проекта «Образование»
(дистанционный курс)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения:
Задачи:
- Формирование представления о музыке, театре, кино, живописи, фольклоре – как духовно – развивающих видах искусства.
- Воспитание эстетического вкуса.
- Формирование навыков общения с искусством.
№ темы. | Название темы. | Всего часов | Теоретический материал | Формы и методы контроля | |
I | МУЗА ОСЕНИ | 2 часа | |||
Интернет экскурсия в Музей – усадьбу «Приютино» | Занятие №1.
1 час |
Поэзия в музыке. Романс «Я Вас любил» -А. Алябьева, А. Даргомыжского, Б Шереметьева на стихи А. С. Пушкина (сравнительная характеристика – кратко) | Фото, видео – с
экскурсии, кроссворд. |
||
Интернет экскурсия в город Всеволожск – Мыза Рябово | Занятие №2.
1 час |
Семья Всеволожских- часть истории русского искусства и история города Всеволожска | Кроссворд,
Форум на страницах muzlitkolt@gmail.com |
||
II | РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ | 1 час, | |||
История России языком музыки. | Занятие №3
1 час |
Интересные факты создания оперы «Иван Сусанин». Праздник народного единства | Тестирование – ответы на почту: | ||
III | ПУЛЬС ЖИЗНИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ | 3 часа | |||
Во имя жизни на земле – музей под открытым
Небом – «Цветок жизни»»
|
Занятие
№4. 1 час |
Детям
блокадного Ленинграда посвящается – из воспоминаний блокадников |
Тестирование, викторины
рисунки, Фото- видео отчеты о посещении концертов, спектаклей. |
||
Город продолжает жить | Занятие
№ 5 1 час |
Во имя жизни на земле –
Музыкальное и театральное образование в блокадном Ленинграде |
Викторина.
Рисунки- на почту: |
||
IV | НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК | 6 часов | |||
«Спящая красавица» – сборник сказок в одном сюжете. | Занятие №6.
1 час |
Творческое содружество П. И. Чайковского,
М. Петипа и И. А. Всеволожского |
Викторина,
фото-видео отчеты о спектаклях на почту: |
||
«Герои сказки
Гофмана в русском балете» |
Занятие
№ 7. 1 час |
Гениальная творческая фантазия П. И. Чайковского | Кроссворд,
Сочинение, фото- видео Отчет о посещении театра. |
||
По страницам конкурса юных талантов
«ЩЕЛКУНЧИК» – |
Занятие
№8. 1 час |
О юных
музыкантах – победителях конкурса «Щелкунчик» |
Викторина, фото-видео отчет о
концертах |
||
Новый год пришел в Россию | Занятие
№9. 1 час |
История праздника. | Викторины,
Мелодии песен м/ф «Верное средство» – записать нотным тексто |
||
Где живет дед Мороз? | Занятие
№ 10. 1 час |
Сказка или
реальность |
Викторина по музыке м/ф «Зимняя сказка». | ||
В гости к снежной королеве | Занятие
№11. 1 час |
Знакомство с мюзиклом «Снежная королева» | Кроссворд,
сочинение, рисунки |
||
V | «СИЯНИЕ
РОЖДЕСТВА» |
4 часа | |||
Рождество Христово | Занятие №12. 1 час | Традиции праздника. | Колядки,
рисунки, фотографии. |
||
Рождество – театральная история «Вертеп» | Занятие
№ 13. 1 час |
«Вертеп» – видео ролик | Колядки,
рисунки, фотографии, сочинения. |
||
Крещение
Господне |
Занятие № 14.
1 час |
Православные музыкальные традиции праздника | Тесты,
фотографии. |
||
Рождество в музыке композиторов –
классиков. |
Занятие
№15. 1 час |
Знакомство с музыкой
Г. Генделя, А. Корелли, П. Чайковского |
Вопросы к заданию | ||
VI | «В МУЗЫКУ
ДОРОГОЙ СКАЗКИ И ИСТОРИИ» |
6 часов | |||
«Тропою Ивана
Сусанина» |
Занятие №16.
1 час |
Музей в
Молвитино, село – Деревеньки, часовня Иоанна Предтечи – на месте избы Ивана Осиповича Сусанина |
Творческая экспедиция в Кострому – места, овеянные славой Ивана
Сусанина. Начало Царствования династии Романовых |
||
Весенняя сказка А. Н. Островского и музыка П. И. Чайковского -«Снегурочка». | Занятие №17
1 час. |
Музей А. Н. Островского в Щелыково, Кострома – родина Снегурочки. | Тестирование, викторина | ||
«Чиполино» – балет К. Хачатуряна | Занятие №18.
1 час |
История
Создания, м/ф «Чиполино» и фрагменты балета |
Викторина,
рисунки. |
||
«Конек – горбунок» – балет Ц. Пуни | Занятие №19.
1 час |
Особенности либретто.
Сравнительная характеристика либретто одноименного балета Р. Щедрина и балета Ц. Пуни. |
Тесты, рисунки,
викторина. |
||
«Буратино» – мюзикл А. Рыбникова | Занятие №20
1 час |
Музыка в кино, рождение мюзикла | Посещение театра- фотоотчет. Фильм – просмотр
кроссворд. |
||
«Мэри Поппинс» – мюзикл
М. Дунаевского, юбилей композитора |
Занятие №21.
1 час |
Музыкальный фильм,
Рождение мюзикла. |
Викторина,
Тесты, Рисунки, песня «33 коровы»- мелодия и текст. |
||
«Пеппи – длинный чулок» – мюзикл
В. Дашкевича |
Занятие №22.
1 час |
Особенности сюжета, музыкальный фильм, фрагменты мюзикла. | Тест,
рисунки, кроссворд. |
||
VII | КОНЦЕРТНЫЕ
СЕЗОНЫ |
8 часов | |||
Русская традиция великопостных
концертных сезонов, Р. Шуман в России. |
Занятие №23
1 час |
Создание ИРМО,
Р. Шуман – опера «Геновева» |
Тестирование | ||
Г. Берлиоз в России. | Занятие № 24
1 час |
«Фантастическая симфония» – II часть – «Бал»,
Симфоническая увертюра «Римские каникулы», «Венгерский марш» |
Тестирование | ||
Ф. Лист в России. | Занятие № 25
1 час |
«Женевские колокола»,
Сонеты Ф. Петрарки – сонет 104. |
Тестирование | ||
Р. Вагнер в России. | Занятие № 26 1 час. | Оперы: «Валькирия», «Тангейзер» | Читать «Сказки, мифы и легенды Германии» – по ссылке,
Сочинение о понравившемся персонаже. |
||
Семья «Короля вальсов» | Занятие №27
1 час. |
«Марш Радецкого», «На прекрасном голубом Дунае»,
«Венская кровь» |
Вопросы к заданию
Викторина. |
||
И. Штраус (сын)
в Петербурге. |
Занятие №28.
1 час |
Польки: «Нева»,
«Павловск», вальс – «Прощание с Петербургом» |
По ссылке послушать польку –
«Поезд – удовольствие», викторина. |
||
«Петербургское
филармоническое общество» – начало истории |
Занятие №29
1 час. |
И. Гайдн –
Оратория «Сотворение мира» |
Вопросы к заданию | ||
«Петербургское
филармоническое общество». |
Занятие № 30
1 час. |
В. Моцарт –«Реквием» | Прочитать «Моцарт и Сальери» – А. С. Пушкина. | ||
VIII | ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ | 3 часа. | |||
Придворная
Императорская Капелла. |
Занятие №31
1 час |
Дмитрий
Бортнянский – духовный Концерт – «Да воскренет Бог» |
Вопросы к заданию | ||
Певческие традиции
православной церкви в музыке русских композиторов. |
Занятие №32
1час. |
М. Глинка,
Н. Римский – Корсаков, М. Мусоргский |
Тестирование. | ||
Певческие традиции православной церкви в музыке русских
композиторов. |
Занятие № 33 1 час. | Петр Ильич
Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов. |
Тестирование | ||
IX | МУЗЫКА ПОБЕДЫ | 3 часа | |||
История Отечественной войны 1812 года в музыке. | Занятие № 34
1 час |
Петр
Чайковский, Сергей Прокофьев, Александр Журбин. |
Тестирование | ||
Музыка – свидетель времени – праздники Победы. | Занятие № 35
1 час |
Оратория «Сказание о битве за
русскую землю» – Ю. Шапорина, симфония 22- Н. Мясковского, оперетта «Василий Теркин» – А. Новикова. |
Вопросы к заданию | ||
«Во имя жизни и
против войны» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 час
Занятие № 36 |
Музыка Д. Шостаковича, С. Прокофьева и
А. Островского |
Итоговые
задания: для младших классов. задания для старших классов. |
||
Итого: | 36
часов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения:
Задачи:
- Продолжить формирование представления обо всех видах искусства и фольклоре как способе духовном развития учащихся.
- Продолжить формировать общения с искусством.
- Формировать навыки понимания взаимного соприкосновения различных видов искусства.
- Продолжить воспитание эстетического вкуса.
№ темы. | Название темы. | Всего часов | Теоретический материал | Формы и методы контроля |
I | МУЗА ОСЕНИ | 8 часов | ||
Музей – усадьба «Приютино» – Всеволожск.
Интернет экскурсия |
Занятие №1.
1 час |
Поэзия в музыке. Романс «Не пой, красавица, при мне» – М. Глинки, С. Рахманинова на текст стихотворения А. С. Пушкина (особенности музыкального содержания – кратко) | Тестирование | |
Музей – усадьба «Приютино» – Всеволожск
Интернет экскурсия |
Занятие №2
1 час |
Два вальса А. С. Грибоедова: «Грибоедовские вальсы», ставшие своеобразными «листками из альбома», как реплики знаменитых персонажей комедии «Горе от ума | Тестирование | |
Мыза – усадьба Суйда Абрама Петровича Ганнибала – прадеда великого поэта А. С. Пушкина (Гатчина). | Занятие №3.
1 час |
Фрагменты музыки к фильму «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». А. Шнитке. | Тестирование | |
Мыза – усадьба Суйда. Домик няни поэта А. С. Пушкина – Арины Родионовны (Гатчина). | Занятие №4
1 час |
Романс «Зимний вечер» – М. Л. Яковлева и Г. В. Свиридова на текст стихотворения А. С. Пушкина
«Зимний вечер». |
Тестирование. | |
Парк усадьбы Сергиевка «В гости к сказке» | Занятие №5. 1 час | Симфонический фрагмент оперы М. Глинки «Бой Руслана с Головой». | Тестирование | |
На концерт в Китайский дворец, к Великой княгине Елене Павловне Романовой | Занятие №6 1 час | Музыкальное посвящение А. Рубинштейна Великой княжне Елене Павловне Две мелодии для фортепиано. | Тестирование | |
К Почетному гражданину
А. Рубинштейну – на «квартирник» |
Занятие №7 1 час | Пьесы из цикла «Петергоф», op, 75: «Ноктюрн» и «Эскпромт» | Вопросы к заданию | |
Ольгинский остров, «Театр на воде» (Петергоф) | Занятие №8 1 час | Балет «Жизель» – музыка Адольфа Адана. | Тестирование | |
II | РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ
|
6 часов | ||
Гимны государства Российского
|
Занятие
№9. 1 час |
Марш Петра Великого -«Знают турки, знают шведы…» – не известен автор музыки,
«Боже, царя храни» – музыка А. Львова. |
Тестирование | |
Гимны государства Российского | Занятие
№ 10 и № 11. 2 часа |
От «Интернационала» Пьера Дегейтера до «Патриотической песни» Михаила Глинки. | Викторина, | |
«Россия начинается здесь» | Занятие
№12. 1 час |
«Псковитянка» – опера Н. Римского -Корсакова | Тесты и
Рисунки |
|
III | ПУЛЬС ЖИЗНИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ | 2 часа | ||
Музыка в
блокадном Ленин граде – из воспоминаний блокадников |
Занятие №13
1 час |
Воспоминания, переживших блокаду в детском возрасте: Народной артистки СССР Е. Образцовой,
Народного артиста СССС В. Федосеева, киноактрисы Я. Жеймо |
Тесты и
Рисунки |
|
«Дорога жизни» – музыка памяти | Занятие №14 1 час. | Музыка в годы блокады: «Песня о Ладоге: – Л. Шенберга и П. Краубера;
«Вечер на рейде» В Соловьева- Седого |
Тестирование | |
IV | НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. | 4 часа | ||
Зимняя сюита
|
Занятие №15. 1 час | Джазовая сюита композитора А. Цфасмана | Викторина | |
«Щелкунчик»- по страницам Международного телевизионного конкурса | Занятие
№ 16. 1 час |
Музыка конкурса | Викторина | |
Музыкальный сборник сказок П. И. Чайковского | Занятие
№17 1 час |
М/ф «Зимняя сказка». | Викторина | |
«Времена года» в музыке | Занятие №18 1 час | «Золушка» –
С. Прокофьев – четыре феи |
Тестирование | |
V | «СИЯНИЕ
РОЖДЕСТВА» |
4 часа | ||
Музыкальные традиции христианских зимних праздников | Занятие
№ 19. 1 час |
«Дева днесь Пресущественого рождает» – кондак Рождеству Д. Бортнянского и С. Трубачева | Тесты,
рисунки, |
|
Праздник Рождества в музыке | Занятие
№ 20, 21 2 часа |
С. Рахманинов | Тесты | |
Народные музыкальные традиции Рождества | занятие №22 1 час | Музыка Рождества колядки «Небо и земля», «Во Ерусалиме» | Кроссворд | |
VI | «В МУЗЫКУ ДОРОГОЙ СКАЗКИ И ИСТОРИИ» | 3 часа | ||
Сказка в оперной музыке. | Занятие №23–25
2 часа |
Сюжет, либретто- особенности сказочных опер – комичность | Тестирование | |
Великий сказочник | Занятие
№ 26–27 1 час. |
Н. А. Римский – Корсаков и ученики – опера «Соловей»-
И. Стравинского |
Тестирование, | |
VII | КОНЦЕРТНЫЕ СЕЗОНЫ | 4 часа | ||
Русские симфонические концерты в Париже | Занятие №28 -29
2 часа |
Симфония № 1 – А. Глазунова, симфоническая картина «Антар»- Н. Римского-Корсакова, симфоническая сюита «В Средней Азии» | Тестирование | |
М. П. Беляев – меценат и пропагандист русской классической музыки. | Занятие №29–30
2 часа |
«Беляевские пятницы». Квартет «B-la-f», сюита «Именины»-
Н. Римского- Корсакова, А. Лядова, А. Бородина, А. Глазунова |
Викторина | |
VIII | ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ | 2 часа | ||
Великопостные концерты | Занятие №31
1 час |
А. Львов- учредитель «Концертного общества».
3 молитвы – М. Лермонтова в романсах А. Варламова и М. Мусоргского |
Тестирование, | |
Певческие традиции
православной церкви в музыке русских композиторов. |
Занятие № 32 1 час | Партесное пение в России. «Муссикийская грамота» –
Н. Дилецкий, «Радуйтеся, люди» – Дж. Сарти |
Тестирование | |
IX | МУЗЫКА ПОБЕДЫ | 2 часа | ||
Музыка – свидетель времени | Занятие №33. 1 час | Музыка к к/ ф «Небесный тихоход» | Тестирование | |
Музыка – свидетель времени | Занятие №34 1 час | Песни
А. Новикова. |
Вопросы к заданию | |
X | Итоговые занятия | 2 часа | ||
Занятие № 35-36 | Задание для младших классов;
Задание для старших классов. |
|||
Итого: | 36
часов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения:
Задачи:
- Продолжить формирование представления о всех видах искусства и
фольклоре как о духовном развивающем виде искусства Ленинградской
области, Санкт-Петербурга, России.
- Формировать навыки понимания взаимного соприкосновения различных видов искусства.
- Продолжить воспитание эстетического вкуса.
№ темы. | Название темы. | Всего часов | Теоретический материал | Формы и методы контроля |
I | МУЗА ОСЕНИ | 5 часов | ||
Спектакли под открытым небом – фестиваль «Опера для всех». Дж. Верди «Травиата». | Занятие №1
1 час. |
История спектаклей «на воздухе» | Тестирование | |
Юбилейные даты –
Д. Шостакович |
Занятие №2
1 час |
Оперетта «Москва – Черемушки». | Тестирование | |
Прогулка по Пушкинским местам. | Занятие №3 1 час | Романс
Ц. Кюи «Царскосельская статуя» |
Тестирование | |
В гости к
В. В. Стасову |
Занятие №
1 час |
Картина
И. Репина «Славянские композиторы» |
Тестирование | |
В гости к Федору Шаляпину – интернет экскурсия в музей-квартиру
Ф. Шаляпина в СПб |
Занятие №5 | Творчество знаменитого певца. | Тестирование | |
II | РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ | 4 часа | ||
800 лет А. Невскому и
современные герои |
Занятие №6
1 час |
«Военный реквием»
Б. Бриттена. |
Тестирование | |
Сюжеты далекой старины.
|
Занятие
№7 1 час |
«Скифская сюита» – С. Прокофьева | Тестирование | |
Сюжеты далекой старины – «Россия начинается здесь» | Занятие
№ 8 1 час |
Кантата «Песнь о вещем Олеге» Н. Римского- Корсакова | Викторина, | |
Симфония «Русская» -неизвестные музыкальные произведения | Занятие №
1 час |
Симфония №3
А. Бородина |
Тестирование | |
III | ПУЛЬС ПАМЯТИ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА | 4 часа | ||
8 сентября – день скорбной памяти Ленинграда | Занятие №10
1 час |
Произведение Дж. Верди
«Реквием» |
Тестирование | |
Музыкальная хроника Блокады Ленинграда | Занятие
№ 11–12 2 часа |
Симфония
Б. Тищенко «Хроника блокады», |
Тесты и
Рисунки |
|
Музыка Пискаревского мемориала | Занятие №13 1 час | Перголези
«Стабат Матер». |
Тесты и
Рисунки |
|
IV | НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. | 4 часа | ||
Музыка в новогоднем кино. | Занятие №14 -15 2 час | А. Эшпай – песня «А снег идет».
М. Таривердиев – музыка в к/ф «С легким паром» |
Викторина | |
Образы зимней природы | Занятие
№ 16–17. 2 часа |
Я. Сибелиус – «Сосна».
Б. Дварионас- «Зимние эскизы» |
Викторина тесты | |
V | «СИЯНИЕ
РОЖДЕСТВА» |
3 часа | ||
Музыкальные традиции христианских зимних праздников | Занятие
№ 18 1 час |
Колядки. шедровки | Рисунки,
тесты |
|
Праздник Рождества | Занятие
№ 19–20 2 часа |
Г. Гендель «Рождественская оратория», «Всеночные бдения» –
С. Рахманинов. |
Вопросы к занятию | |
VI | ТЕАТРАЛЬНЫЕ
ВЕЧЕРА |
2 часа | ||
Балеты Ролана Пети. | Занятие № 21–22 2 часа | 2 балета
Р. Пети – «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского |
Тесты | |
VII | «В МУЗЫКУ
ДОРОГОЙ СКАЗКИ» |
6 часов | ||
С Прокофьев «Любовь к трем апельсинам» | Занятие №23
1 час |
Новые традиции в опере – ария Кухарки (бас) | Тестирование | |
Дж. Пуччини – опера «Турандот» | Занятие
№ 24 1час. |
Великий сказочник
К. Гоцци. |
Тестирование | |
Мифы и легенды из глубины веков- как они звучат в современном мире | Занятие № 25
2 часа |
«Орфей и Эвридика» в музыке барокко – опера Г. Глюка.
«Орфей и Эвридика» – рок опера А Журбина |
Тестирование | |
Сказочные герои уличного театра на сцене театра оперы и балета. | Занятие № 26 -27 2 часа | «Венецианский карнавал» – опера – балет А. Кампра и
«Карнавал» – балет М. Фокина |
||
VIII | ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ | 3 часа | ||
Великопостные концерты- «Молитвы»
Ю. Лермонтова. |
Занятие № 28–29 2 часа | Романсы Булахова, Глинки, Даргомыжского. | Тестирование | |
Русская духовная хоровая музыка. | Занятие № 30–31 2 часа | Шесть хоров для детей С. Рахманинова. | Тестирование | |
IX | ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ | 2 часа | ||
Великая радость – Пасха! | Занятие №32 – 33 | Дж. Сарти духовный концерт «Радуйтеся люди» и Сюита № 1 ор5
С. Рахманинова. |
Тестирование | |
X | МУЗЫКА ПОБЕДЫ –
МУЗЫКА МИРА |
2 часа | ||
Баллада о солдате | Занятие № 34
1 час
|
Музыка В. Соловьева – Седого и М. Матусовского из к/ ф
«В трудный час» |
Тестирование | |
Хотят ли русские войны? | Занятие №35
1 час |
Песня «Хотят ли русские войны»
Е. Евтушенко и Э. Колмановского. |
Вопросы к заданию | |
Итоговое задание | Занятие № 36 | Итоговое занятие | Для старших классов и для младших классов | |
Итого: | 36
часов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четвертый год обучения:
Задачи:
- Формировать осмысленное восприятие взаимосвязей между разными видами искусства.
- Формировать самостоятельное осмысление практическое использованию знаний, полученных в курсе взаимосвязи между искусством разных временных периодов.
- Продолжить воспитание эстетического вкуса.
№ темы. | Название темы. | Всего часов | Теоретический материал | Формы и методы контроля |
I | МУЗА ОСЕНИ | 8 часов | ||
350 – лет русскому императору
Петру Великому. |
Занятие №1 1 час | Опера «Царь и плотник» композитора
А. Лорцинга |
Тестирование | |
Фестиваль «Опера для всех» – опера Дж. Россини «Золушка». Спектакль под открытым небом. | Занятие №2 1 час | Новая история Золушки | Тестирование | |
150 лет Сергею Дягилеву. «Русские сезоны» | Занятие №3
1 час |
Балет «Павильон Армиды» –
Н. Черепнин |
Тестирование | |
«Русские сезоны» | Занятие №4 1 час | Балет «Клеопатра» – А. Аренский. | Тестирование | |
«Русские сезоны» | Занятие №5 1 час | Балет
«Шехеразада» – Н. Римский-Корсаов.. |
Тестирование | |
«Русские сезоны» | Занятие №6 1 час | Балет «Шут семерых шутов перешутивший» – С. Прокофьев. | Тестирование | |
«Русские сезоны» | Занятие №7 1 час | Балет «Стальной скок» С. Прокофьев | Тестирование | |
«Русские сезоны» | Занятие №8 1 час | Балет «Блудный сын» – С. Проофьев. | Тестирование | |
II | РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ | 2 часа | ||
«Под стягом Александра» | Занятие
№9 1 час |
Оратория «Под стягом Александра» – композитор В. Довгань. | Тестирование | |
Минин и Пожарский – освобождение Москвы. | Занятие
№ 10 1 час |
Оратория «Минин и Пожарский или освобождение Москвы» С. Дегтярев | Викторина, | |
III | ПАМЯТЬ, КАК ПУЛЬС БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА | 3 часа | ||
Страницы истории. 8 сентября – скорбная дата Ленинграда. | Занятие №11 1 час | Произведение К. Сен-Санса
«Реквием» |
Вопросы к заданию № 10 | |
Дорога жизни – памятник Разорванное кольцо | Занятие
№ 12 1 час |
Произведение «Реквием» – А. Караманов | Тесты и
Рисунки |
|
Осиновец. Музей «Дорога жизни» | Занятие №13 | Произведение для хора «Молитва- Богородице Дево, радуйся» – М. Балакирев. | Вопросы к заданию № 13 | |
IV | НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. | 7 часов | ||
«Зимняя дорога». | Занятие № 14–15 2 часа. | Романсы А. Алябьева и Ц. Кюи на стихи А. Пушкина | Тестирование | |
«Ковер зимы покрыл холмы» | Занятие
№ 16–17 2 часа |
Виктор Калинников- хоровая миниатюра на стихи Е. Баратынского.
Василий Калинников – фортепианные миниатюры. |
Тестирование | |
Времена года | Занятие №18 1 час | Романсы М. Ипполитова – Иванова -Четыре провансальские песни «Зимой» | Вопросы к заданию № 18 | |
Благодарность великому учителю | Занятие № 19–20 2 часа | И. Стравинский – «Фейерверк»
«Погребальная песнь» |
Вопросы к заданиям № 19-20 | |
V | «СИЯНИЕ
РОЖДЕСТВА» |
4 часа | ||
Сегодня родился Христос | Занятие
№ 21 1 час |
Дж. Палестрина- месса «Сегодня родился Христос» | Тестирование, Рисунки | |
Хвалы Творцу миров | Занятие
№ 22 1 час |
Ан. Вивальди – кантата «Глория» | Вопросы к занятию № 22 | |
«Творяй ангелы духи твоя» | Занятие № 23–24 3 часа | Н. Дилецкий- «Воскресенский канон»,
В. Титов- партесный концерт, М. Березовский –«Творяй ангелы духи твоя», Д Бортнянский- «Иже херувимы», Г. Чесноков- «Свете тихий» |
Вопросы к заданиям № 23-24 | |
VI | «В МУЗЫКУ
ДОРОГОЙ СКАЗКИ» |
3 часа | ||
Детский оперный театр. | Занятие № 25–26. 2 часа | Ц. Кюи – оперы:
«Сын мандарина», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок» |
Вопросы к заданиям | |
Сказка- ложь, да в ней намек. | Занятие
№ 27 1час |
Н. Метнер – «Сказки». | Вопросы к заданию№ 27 | |
VII | КОНЦЕРТНЫЕ СЕЗОНЫ | 4 часа | ||
«Голос времени»- великий россиянин Ф. Шаляпин | Занятие № 28–29 2 часа | Ж. Масне –«Дон Кихот», «Элегия».
П. Чайковский – «Благославляю вас, леса» |
Вопросы и викторина | |
«Самый русский композитор» | Занятие № 39–31 2 часа | С. Рахманинов – 4 концерт для фортепиано с оркестром, и «Тайна белой сирени» | Вопросы к заданиям № 30-31 | |
VIII | ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ | 3 часа | ||
«Мать скорбящая стояла» | Занятие №32 1 час | Йозеф. Гайдн – Stabat Mater
. |
Вопросы к заданию № 32 | |
Партитуры не горят | Занятие № 33 1 час | Михаэль Гайдн- «Реквием» | Вопросы к заданию № 33 | |
Воскресения День | Занятие № 34
1 час |
С. Дегтярев – пасхальный канон «Воскресения день и просветимся» | Вопросы к заданию № 34 | |
IX | Музыка победы –
музыка мира |
2 часа | ||
Хотят ли русские войны | Занятие № 35 1 час | Д. Шостакович – симфония №13- «Бабий яр».
Песня «Хотят ли русские Войны»- Колмановский, Е. Евтушено |
Тестирование, | |
Итоговое задание | Итого 36 часов | Задания для старших классов и задание для младших классов |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пятый год обучения:
Задачи:
- Формировать самостоятельное осмысленное восприятие взаимосвязей между разными видами искусства.
- Формировать самостоятельное осмысление практическое использованию знаний, полученных в курсе взаимосвязи между искусством разных временных периодов.
- Продолжить воспитание эстетического вкуса.
№ темы. | Название темы. | Всего часов | Теоретический материал | Формы и методы контроля |
I | МУЗА ОСЕНИ | 7 часов | ||
Произведения
Пушкина А. С. — это радость от красоты и гармонии мира, природы, человеческих отношений. |
Занятие № 1–2
2 часа |
Опера «Моцарт и Сальери» – опера Н. А. Римского- Корсакова. Опера «Тарар» – А. Сальери | Вопросы к заданиям № 1–2. | |
Пушкин—неисчерпаемый родник для русской музыки. | Занятие №.3-4-5-6
4 часа |
«Каменный гость»-опера А. Даргомыжского. «Кавказский пленник»- опера Ц. Кюи, «Барышня- крестьянка» – балет
А. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан»- балет Б. Асафьева |
Вопросы к заданиям № 3-4-5-6 | |
Романтические образы поэзии М. Лермонтова в музыке. | Занятие № 7–8–9
3 часа |
«Выхожу один я на дорогу»- Е. Шашина,
«Тамара»- симфоническая поэма М. Балакирева, «Утес»- симфоническая фантазия С. Рахманинова. |
Вопросы к заданиям к занятиям № 7–8-9. | |
II | РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ | 4 часа | ||
Дыхание истории в звуках музыки.
М. Глинке 220 лет |
Занятие
№ 10–11 2 часа |
«Князь Холмский»- М. Глинка и Н. Кукольник. | Вопросы к заданиям № 10-11 | |
Собиратель земель русских. | Занятие
№ 12–13 2 часа |
С. Прокофьев и С. Эйзенштейн – фильм «Иван Грозный» | Вопросы к заданиям № 12-13 | |
III | ПАМЯТЬ, КАК ПУЛЬС БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА | 3 часа | ||
Музы не молчали. | Занятие № 14–15-16 3 часа | Из воспоминаний блокадников
«А музы не молчали» – А. Королькевича и «Семейной хроники»- внучки Н. Римского- Корсакова – Татьяны. |
Вопросы к занятиям № 14-15-16 | |
IV | НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. | 3 часа | ||
Одухотворенная музыкой красота драгоценных камне. | Занятие № 17–18–19
3 часа |
Г. Баланчин,
Г. Форе, И. Стравинский, П. Чайковский, В. Зингер: балет «Драгоценности», «Сицилиана» |
Вопросы к занятиям № 17-18-19 | |
V | «СИЯНИЕ
РОЖДЕСТВА» |
6 часов | ||
Младенец Иисус- свет жизни и радости. | Занятие
№ 20 -21–3 часа |
Г. Берлиоз «Детство Христа», И. Бах «Рождественская оратория» | Вопросы к занятиям № 20–21–22 | |
Святки | Занятие
№ 22–23–24 3 часа |
«Кузнец Вакула» и «Черевички» – П. Чайковского,
«Сятки» В. Ляпунова |
Вопросы к заданиям № 22-23-24 | |
VI | КОНЦЕРТНЫЕ СЕЗОНЫ | 3 часа | ||
В музыку с радостью. Исаак и Максим Дунаевские | Занятие № 25–26- 27
3 часа |
Кино, футбол и сказка. Песни, музыка к к/ф | Вопросы к заданиям № 25-26-27 | |
«Люблю тебя, Петра творенье» | Занятие «№ 28 1 час | А. Петров – балет «Петр Первы» | Вопросы к заданию № 28 | |
VII | ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ | 3 часа | ||
Пасхальный гимн-
«Царь небесный, Царь славы воскрес из мертвых». |
Занятие №2 9–30–31
3 часа |
Ф. Лист – оратория «Иисус Христос», К. Сен-Санс – «Глория»,
С. Дегтярев – пасхальный канон «Воскресения день и просветимся» |
Вопросы к заданиям № 29-30-31 | |
VIII | Музыка победы –
музыка мира |
3 часа часа | ||
На всю оставшуюся жизнь | Занятие №32, 33, 34
3 часа |
«На всю оставшуюся жизнь»- песня В. Баснера,
«Жди меня» – песня И Блантера |
Вопросы к заданиям № 31–32 | |
IX | Итоговые задания | Занятие № 35 -36 | Задания для старших классов и для младших классов | |
Итого 36 часов |
Рекомендуемая литература:
- Аверьянова О. Русская музыка второй половины 19 века. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004.
- Аверьянова О. Русская музыка до середины XIX века. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн – пресс, 2003.
- Белоусова С. Русская музыка второй половины XIX века. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн – пресс, 2003.
- Великович Э. Великие музыкальные имена. СПб «Композитор», 2001.
- Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса ДМШ и ДШИ. М.: Престо, 2004.
- Калинина Г. Игры на уроках музыкальной литературы. Выпуск 1, 2, 3. М., 2003.
- Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск 1. М. «Музыка», 2004.
- Калинина Г. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Выпуск 2, 3. М., «Музыка» 2006.
- Козлова Н. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка, 2004.
- Кенигсберг Э. Романтическая музыка (Очерки о музыке композиторов0 романтиков). Учебное пособие для ДШИ. «Композитор» Санкт-Петербург, 2007.
- Костромитина Л. Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка. Пособие для учащихся 6–7 классов. СПб «Союз художников», 2002.
- Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2004.
- Привалов С. Русская музыка. Учебник для ДШИ, колледжей и лицеев. «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.
- Привалов С. Зарубежная музыка. Учебник для ДШИ, колледжей и лицеев. «Композитор», Санкт-Петербург, 2003.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6–7 классов ДМШ. М.: Музыка, 2004.
- Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 1 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013.
- Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 2 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013.
- Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 3 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013.