автор: Визиренко Лидия Юрьевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Колтушская детская школа искусств»

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыка на все времена» по курсу дистанционного обучения в плане реализации национального проекта «Образование», «Успех каждого ребёнка»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Колтушская детская школа искусств»

                                    

                                            

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

по курсу дистанционного обучения

В плане реализации Национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

«УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЁНКА»

Срок реализации программы 5 (и более) лет

Автор- Визиренко Л. Ю. – преподаватель теоретических

дисциплин высшей категории

с. Павлово

 Рецензент – Горбунова Ирина Борисовна- доктор педагогических наук, 

                       профессор, Почетный работник высшего профессионального 

                       образования РФ, руководитель научно-методической 

                       лаборатории «Музыкально- компьютерные технологии  

                       РПГУ им. А. И. Герцена, Лауреат премии Правительства

                       «За выдающиеся достижения в области высшего и среднего

                       Профессионального образования». 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыка на все времена» – находится в реализации с 2020 года по настоящее время. Учебно-тематический план программы имеет методическое обеспечение. Презентации, представленные на сайте «Колтушской ДШИ», содержат полный объем учебно-литературного текста с музыкально-медийным сопровождением и составленным заданиями для домашней работы по каждому занятию всех пяти лет обучения.

Автором-составителем презентаций к каждому занятию по программе «Музыка на все времена» является преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории Визиренко Лидия Юрьевна. 

Структура программы

  1. Пояснительная записка
  1. Учебно- тематический план, содержащий:
  1. Содержание учебных занятий
  2. Сведения о затратах учебного времени
  3. Формы и методы контроля

III. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Список, рекомендуемой учебной литературы для самостоятельной работы обучающихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности в области музыкального искусства «Музыка на все времена» – использует нормативно- правовую базу: 

1.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 12. 2012 года N 273-ФЗ 

«Об образовании в «Российской Федерации» 

  1. Указ Президента РФ от 07 .05 2012 года N599 «О мерах реализации 

 государственной политики в области образования и науки»

  1. Указ Президента РФ от 01.06. 2012 года N761 «О Национальной 

стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

  1. Федеральный проект «Успех каждого ребенка национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 года N16.
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08 2013 года N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года N1726-р «Об 

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

  1. Распоряжение Правительства Ленинградской Области от 29.07 2019 года № 488 «О персонификации финансирования дополнительного образования детей в Ленинградской области», а также рекомендации для краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Искусство – 47». 

 

При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Музыка на все времена» были использованы:

– Типовые учебные планы, учебные программы по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» МАУ ДО «Колтушской ДШИ» и личный многолетний педагогический опыт методико-практических наработок в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин разработчика программы.

 Дополнительная общеразвивающая программа «Музыка на все времена» по курсу дистанционного обучения направлена на развитие эмоциональной сферы личности через понимание и восприятие духовного воздействия искусства. Данная программа представляет форму дистанционного заочно – очного обучения для детей, возраста 6, 5 – 18+ лет, с целью повысить творческий потенциал, расширить кругозор каждого ребенка и его родителей, приобщить в большей степени к ценностям культуры и искусства.

Заочно-очная форма обучения опирается на методику дистанционного обучения, используя технические возможности школы искусств.

Такая форма обучения дает гораздо больше возможностей обучающимся разных возрастов расширить свой кругозор в области искусства. 

Историческое становление искусства Ленинградской области – 47 регион невозможно представить без истории искусства города Санкт-Петербурга, России в целом и мировой художественной культуры. Поэтому, данная программа опирается на приобщение обучающихся к историческим ценностям искусства всей России и образцов всей мировой музыкальной культуры, а не только искусства 47 региона.

 

 

 Цель данной программы:

Через внедрение современных методов и технологий обучения обеспечить обучающимся индивидуальный прогресс, ориентированный на достижение новых результатов в музыкальном образовании, а также повысить их мотивацию к учению и включенность в непрерывный образовательный процесс посредством цифровых технологий.

 

Задачи.

 

Обучающие:

  • Научить практическому использованию знаний, полученных в курсе обучения по циклу музыкально – теоретических дисциплин и игры на разных инструментах, для самостоятельного осмысления взаимосвязи между искусством разных временных периодов. 
  • Сформировать навыки понимания взаимного соприкосновения и влияния различных видов искусства друг на друга.

Развивающие:

  • Развить познавательный интерес обучающихся к изучению мировой и отечественной истории музыкального искусства.
  • Развить умение воспринимать и ценить все виды искусства 
  • Создать условия для непрерывного дополнительного образования в соответствии с интересами и потребностями детей и их родителей.

 

Воспитательные:

  • Воспитание активного слушателя, читателя, зрителя, творчески- мобильную личность, способную к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
  • Воспитание стойкой исторической памяти, благодарности и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, героям современной России и старшему поколению.
  • Воспитание чувства гордости за музыкальное наследие, оставленное великими композиторами и музыкантами России и родного края.

 

Актуальность программы обусловлена целью современного музыкального образования по использованию цифровых технологий и форм дистанционного образования; целью, которая заключается в построении образовательного пространства, связанного с получением новых знаний через инициативное действие обучающихся, обновления информации, воспитания и развития личности ребенка. Важное направление в развитии личности занимает художественно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров в социуме, эстетической оценки и овладение творческой деятельности. Помогает раскрыться индивидуальности ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры, индивидуально сопровождает талантливых детей, поддерживает их раннюю профориентацию, дает равный доступ к качественному дополнительному образованию.

Программа «Музыка на все времена» – соответствует направлениям в современном образовании и предполагает активно вовлечь обучающихся в творческий процесс, способствовать формированию углубленно-художественного познания мира в условиях дистанционного заочно – очного обучения.

 

Новизна программы заключается в осуществлении образовательного процесса с использованием методов и приемов дистанционного обучения и внедрения модели цифровой образовательной среды. Тематический объем материала, заложенный в данной программе, дополняет тематику учебных типовых программ по предметам «Музыкальная литература» и «Слушание музыки», что позволяет увеличить знания учащихся в области истории музыкального искусства в объеме 180–270 часов.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Программа «Музыка на все времена»- «Музыкальное путешествие» способствует подъему музыкальной культуры, развивает музыкальную компетенцию для успешной социализации в жизни и отвечает запросам самых широких общественных слоев. 

Современное дополнительное образование приобретает массовый характер, в школы искусств приходят не только одаренные дети, но и дети со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить музыкальное образование, стать грамотным музыкантом-любителем

Данная программа помогает предупреждать негативные социальные явления в детской среде.

 Центр образовательного процесса – ребенок, и задача данной программы предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития его индивидуальности, художественного мышления, научиться понимать музыку и другие виды искусства. Слушать, слышать, думать, фантазировать, мыслить образами, осмысленно запоминать полученную информацию. За последнее время значительно возросла нагрузка на детей в общеобразовательной школе. Данная программа предлагает некоторые изменения по объему изучаемого материала для    промежуточной и итоговой аттестации.

 

Возраст детей, обучающихся по данной программе, составляет от 6,5 лет до 18+ лет.

Срок реализации программы -«Музыка на все времена» – составляет 5–8  лет 

Форма обучения: дистанционная, заочно – очная.

Методики обучения и типы занятий: в программе используются методики синхронного, асинхронного и смешанного обучения.

Предоставленным вариантам методики соответствуют следующие типы занятий, классифицированные в зависимости от времени осуществления коммуникации: 

– в режиме отложенного времени (offline занятий);

– смешанный тип занятий, включающий и online и offline занятия.

Возможны различные формы занятий, включающие разные комбинации 

Очного и заочного взаимодействия. Типы занятий и формы взаимодействия 

Преподаватель может определять сам, исходя из целей и задач занятия, 

собственных технических возможностей, технических возможностей обучающихся и технической оснащенности учебного заведения.

 

Учебный план предусматривает по программе: 

36 занятий в учебном году – один час в неделю.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Реализация программы «Музыка на все времена» обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:

– учебно-тематический план;

– система задач и вопросов;

– журналы учебных занятий по предмету;

– Электронный журнал;

– нотные издания, методические рекомендации, пособия, аудио и видеозаписи, художественные иллюстрации, ссылки на монографии и художественную литературу, веб-страницы, каталоги;

– групповые и индивидуальные консультации для творческой и исследовательской деятельности;

– школьные массовые мероприятия;

Реализация учебной программы обеспечивается функционированием информационно-образовательной среды: доступом каждого учащегося к материалам сайта «Колтушская детская школа искусств» и библиотечному фонду школы.

Произвольное количество интерактивных элементов дистанционного и заочно-очного курса. 

 

 Техническое обеспечение деятельности в информационно-образовательной среде

 

Деятельность участников образовательного процесса Оборудование и программное

 обеспечение

Создание и обработка информации, работа с электронными, информационными и образовательными ресурсами Персональные компьютеры, интерактивная доска, фото – и видеокамеры
Передача информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя Подключение к сети Интернет
Осуществление коммуникации в режиме отложенного времени Электронная почта, форум и т. п.
Фиксация успеваемости и посещаемости обучающихся Журнал успеваемости и учета 

Занятий.

 

Формы контроля и методы контроля

Система оценки результатов освоения программы

 

Основными видами контроля успеваемости являются:

– текущий контроль успеваемости;

 – итоговая аттестация.

Текущий контроль осуществляется регулярно- методом тестирования, что позволяет выявить уровень и качество усвоения материала.

В дистанционном обучении можно реализовывать различные типы заданий и проектов: исследовательские, игровые, практико-ориентированные и творческие.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета в конце курса обучения.

При оценивании знаний и умений учащихся используются критерии оценки: «зачет» и «не зачет».

 

Прогнозируемые результаты освоения программы:

По окончании курса обучения, обучающиеся должны:

Иметь навыки восприятия классической, современной и фольклорной 

музыки; изобразительного искусства; театрального искусства и кинематографии.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной

направленности в области «Музыкальное искусство»

«Музыка на все времена».

В плане реализации Федерального проекта

«Успех каждого ребенка», Национального проекта «Образование»

(дистанционный курс)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Первый год обучения: 

Задачи:

  1. Формирование представления о музыке, театре, кино, живописи, фольклоре – как духовно – развивающих видах искусства.
  2. Воспитание эстетического вкуса.
  3. Формирование навыков общения с искусством.
№ темы. Название темы. Всего часов  Теоретический материал Формы и методы контроля
I МУЗА ОСЕНИ 2 часа  
Интернет экскурсия в Музей – усадьбу «Приютино» Занятие №1.

1 час 

Поэзия в музыке. Романс «Я Вас любил» -А. Алябьева, А. Даргомыжского, Б Шереметьева на стихи А. С. Пушкина (сравнительная характеристика – кратко) Фото, видео – с

экскурсии,

 кроссворд.

Интернет экскурсия в город Всеволожск – Мыза Рябово  Занятие №2.

1 час

Семья Всеволожских- часть истории русского искусства и история города Всеволожска  Кроссворд,

Форум на 

страницах muzlitkolt@gmail.com

II РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ 1 час, 
История России языком музыки. Занятие №3

1 час

Интересные факты создания оперы «Иван Сусанин». Праздник народного единства Тестирование – ответы на почту: 
III ПУЛЬС ЖИЗНИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ 3 часа
Во имя жизни на земле – музей под открытым

Небом – «Цветок жизни»»

 

Занятие

№4.

1 час

Детям

блокадного Ленинграда посвящается – из

 воспоминаний блокадников

Тестирование, викторины 

рисунки, 

Фото- видео

 отчеты 

о посещении 

концертов, 

спектаклей.

Город продолжает жить Занятие

№ 5

1 час 

Во имя жизни на земле –

 Музыкальное и театральное образование в блокадном 

Ленинграде

Викторина. 

Рисунки- на почту: 

IV НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК 6 часов
«Спящая красавица» – сборник сказок в одном сюжете. Занятие №6. 

1 час

Творческое содружество П. И. Чайковского, 

М. Петипа и И. А. Всеволожского  

Викторина, 

фото-видео отчеты о спектаклях на почту: 

«Герои сказки 

Гофмана в русском балете»

Занятие

 № 7.

1 час 

Гениальная творческая фантазия П. И. Чайковского Кроссворд,

 Сочинение, фото- видео 

Отчет о посещении театра.

По страницам конкурса юных талантов

«ЩЕЛКУНЧИК» –

Занятие  

№8.

1 час

О юных 

музыкантах – победителях конкурса «Щелкунчик»

Викторина, фото-видео отчет о 

концертах

Новый год пришел в Россию Занятие 

№9.

1 час

История праздника. Викторины,

Мелодии песен м/ф «Верное средство» – записать нотным тексто

Где живет дед Мороз? Занятие 

№ 10. 

1 час

Сказка или 

реальность

Викторина по музыке м/ф «Зимняя сказка».
В гости к снежной королеве Занятие 

№11. 

1 час

Знакомство с мюзиклом «Снежная королева» Кроссворд, 

сочинение,

 рисунки

V «СИЯНИЕ

РОЖДЕСТВА»

4 часа
Рождество Христово Занятие №12.     1 час Традиции праздника. Колядки, 

рисунки,

 фотографии.

Рождество – театральная история «Вертеп» Занятие

 № 13.

1 час 

«Вертеп» – видео ролик Колядки,

 рисунки,

фотографии,

сочинения.

Крещение 

Господне

Занятие № 14.

1 час

Православные музыкальные традиции праздника Тесты,

фотографии.

Рождество в музыке композиторов –

классиков.

Занятие

№15.

1 час

Знакомство с музыкой

 Г. Генделя,

А. Корелли,

 П. Чайковского

Вопросы к заданию
VI «В МУЗЫКУ 

ДОРОГОЙ СКАЗКИ И ИСТОРИИ»

6 часов
«Тропою Ивана 

Сусанина»

Занятие №16.

1 час 

Музей в

Молвитино, село – Деревеньки, часовня Иоанна

Предтечи – 

на месте избы Ивана 

Осиповича

 Сусанина

Творческая экспедиция в Кострому – места, овеянные славой Ивана 

Сусанина. Начало  

Царствования династии Романовых

Весенняя сказка А. Н. Островского и музыка П. И. Чайковского -«Снегурочка». Занятие №17

1 час.

Музей А. Н. Островского в Щелыково, Кострома – родина Снегурочки. Тестирование, викторина
«Чиполино» – балет К. Хачатуряна Занятие №18.

1 час 

История 

Создания, м/ф «Чиполино» и фрагменты 

балета

Викторина, 

рисунки. 

«Конек – горбунок» – балет Ц. Пуни  Занятие №19.

1 час

Особенности либретто.

Сравнительная характеристика 

либретто 

одноименного балета

Р. Щедрина и 

балета 

Ц. Пуни.

Тесты, рисунки, 

викторина. 

«Буратино» – мюзикл А. Рыбникова Занятие №20

1 час

Музыка в кино, рождение мюзикла Посещение театра- фотоотчет.      Фильм – просмотр

кроссворд.

«Мэри Поппинс» – мюзикл

М. Дунаевского,

 юбилей композитора

Занятие №21.

1 час

Музыкальный фильм,

 Рождение

 мюзикла.

Викторина, 

Тесты, 

Рисунки, песня «33 коровы»- мелодия и текст.

«Пеппи – длинный чулок» – мюзикл

 В. Дашкевича

Занятие №22.

1 час

Особенности сюжета, музыкальный фильм, фрагменты мюзикла. Тест, 

рисунки,

кроссворд.

VII КОНЦЕРТНЫЕ 

СЕЗОНЫ

8 часов
Русская традиция великопостных

концертных 

 сезонов, Р. Шуман в России.

Занятие №23

1 час

Создание ИРМО, 

Р. Шуман – опера

 «Геновева»

Тестирование
Г. Берлиоз в России. Занятие № 24   

1 час 

«Фантастическая симфония» – II часть – «Бал», 

 Симфоническая увертюра «Римские каникулы», «Венгерский марш»

Тестирование
Ф. Лист в России. Занятие № 25

1 час 

«Женевские колокола»,

Сонеты Ф. Петрарки – сонет 104.

Тестирование
Р. Вагнер в России. Занятие № 26    1 час. Оперы: «Валькирия», «Тангейзер» Читать «Сказки, мифы и легенды Германии» – по ссылке, 

Сочинение о понравившемся персонаже.

Семья «Короля вальсов» Занятие №27

1 час.

«Марш Радецкого», «На прекрасном голубом Дунае»,

«Венская кровь» 

Вопросы к заданию

Викторина.

И. Штраус (сын)

 в Петербурге.

Занятие №28.

1 час

Польки: «Нева», 

«Павловск», 

вальс – «Прощание с Петербургом» 

По ссылке послушать польку –

«Поезд –

удовольствие», викторина.

«Петербургское 

филармоническое

общество» – начало истории

Занятие №29 

1 час.

И. Гайдн – 

Оратория 

«Сотворение мира»

Вопросы к заданию
«Петербургское 

филармоническое 

общество».

Занятие № 30

1 час.

В. Моцарт –«Реквием» Прочитать «Моцарт и Сальери» – А. С. Пушкина.
VIII ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ 3 часа.
Придворная 

Императорская 

Капелла.

Занятие №31

1 час

Дмитрий 

Бортнянский – духовный

 Концерт – «Да воскренет Бог»

Вопросы к заданию
Певческие традиции

православной церкви в музыке русских композиторов.

Занятие №32

1час.

М. Глинка,

Н. Римский – Корсаков, 

М. Мусоргский

Тестирование.
Певческие традиции православной церкви в музыке русских 

композиторов.

Занятие № 33    1 час. Петр Ильич

Чайковский,

Сергей 

Васильевич

Рахманинов.

Тестирование
IX МУЗЫКА ПОБЕДЫ 3 часа
История Отечественной войны 1812 года в музыке.  Занятие № 34

1 час

Петр

Чайковский, 

Сергей 

Прокофьев,

Александр 

Журбин.

Тестирование
Музыка – свидетель времени – праздники Победы. Занятие № 35

1 час

Оратория «Сказание о битве за 

русскую землю» – Ю. Шапорина,

симфония 22-

Н. Мясковского, оперетта 

«Василий 

Теркин» – А. Новикова.

Вопросы к заданию
«Во имя жизни и 

против войны»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1 час 

Занятие № 36

Музыка Д. Шостаковича, С. Прокофьева и 

А. Островского

Итоговые 

задания:

для младших

классов.

задания 

 для старших

классов.

Итого: 36 

часов

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения:

 

Задачи:

  1. Продолжить формирование представления обо всех видах искусства и фольклоре как способе духовном развития учащихся.
  2. Продолжить формировать общения с искусством.
  3. Формировать навыки понимания взаимного соприкосновения различных видов искусства.
  4. Продолжить воспитание эстетического вкуса. 

 

№ темы. Название темы. Всего часов  Теоретический материал Формы и методы контроля
I МУЗА ОСЕНИ 8 часов  
Музей – усадьба «Приютино» – Всеволожск.

Интернет экскурсия

Занятие №1.

1 час 

Поэзия в музыке. Романс «Не пой, красавица, при мне» – М. Глинки, С. Рахманинова на текст стихотворения А. С. Пушкина (особенности музыкального содержания – кратко) Тестирование 
     Музей – усадьба «Приютино» – Всеволожск

Интернет экскурсия

Занятие №2

1 час

Два вальса А. С. Грибоедова: «Грибоедовские вальсы», ставшие своеобразными «листками из альбома», как реплики знаменитых персонажей комедии «Горе от ума Тестирование
Мыза – усадьба Суйда      Абрама Петровича Ганнибала – прадеда великого   поэта А. С. Пушкина (Гатчина).  Занятие №3. 

1 час

Фрагменты музыки к фильму «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». А. Шнитке. Тестирование 
Мыза – усадьба Суйда. Домик няни поэта А. С. Пушкина – Арины Родионовны (Гатчина). Занятие №4

1 час

Романс «Зимний вечер» – М. Л. Яковлева и Г. В. Свиридова на текст стихотворения А. С. Пушкина

«Зимний вечер».

Тестирование.
Парк усадьбы Сергиевка «В гости к сказке» Занятие №5.     1 час Симфонический фрагмент оперы М. Глинки «Бой Руслана с Головой». Тестирование
На концерт в Китайский дворец, к Великой княгине Елене Павловне Романовой Занятие №6       1 час Музыкальное посвящение              А. Рубинштейна Великой княжне Елене Павловне Две мелодии для фортепиано. Тестирование
К Почетному гражданину

 А.  Рубинштейну – на «квартирник»

Занятие №7       1 час Пьесы из цикла «Петергоф», op, 75: «Ноктюрн» и «Эскпромт» Вопросы к заданию
Ольгинский остров, «Театр на воде» (Петергоф) Занятие №8       1 час Балет «Жизель» – музыка Адольфа Адана. Тестирование 
II РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ 

 

6 часов
      Гимны государства Российского

 

Занятие

№9. 

1 час

Марш Петра Великого -«Знают турки, знают шведы…» – не известен автор музыки,

«Боже, царя храни» – музыка А. Львова. 

Тестирование
Гимны государства Российского Занятие

№ 10 и № 11.  2 часа

От «Интернационала» Пьера Дегейтера до «Патриотической песни» Михаила Глинки. Викторина,
«Россия начинается здесь» Занятие

 №12.   1 час

«Псковитянка» – опера Н. Римского        -Корсакова Тесты и  

Рисунки 

III ПУЛЬС ЖИЗНИ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ 2 часа
Музыка в

блокадном Ленин

граде – из

воспоминаний блокадников

Занятие №13

1 час

Воспоминания, переживших блокаду в детском возрасте: Народной артистки СССР    Е. Образцовой, 

Народного          артиста СССС

В. Федосеева, киноактрисы

Я. Жеймо

Тесты и  

Рисунки

«Дорога жизни» – музыка памяти  Занятие №14    1 час. Музыка в годы блокады: «Песня о Ладоге: –               Л. Шенберга и     П. Краубера;

«Вечер на рейде» 

В Соловьева-      Седого

Тестирование
  IV НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. 4 часа
        Зимняя сюита

 

Занятие №15.    1 час Джазовая сюита композитора             А. Цфасмана Викторина
«Щелкунчик»- по страницам Международного телевизионного конкурса Занятие

 № 16.

1 час 

Музыка конкурса Викторина
     Музыкальный сборник сказок П. И. Чайковского Занятие  

№17 

1 час

М/ф «Зимняя сказка». Викторина 
«Времена года» в музыке Занятие №18 1 час «Золушка» – 

С. Прокофьев – четыре феи  

Тестирование
V «СИЯНИЕ 

РОЖДЕСТВА»

4 часа
Музыкальные традиции христианских зимних праздников Занятие 

№ 19. 

1 час

«Дева днесь Пресущественого рождает» – кондак Рождеству Д. Бортнянского и С. Трубачева Тесты,

рисунки,

Праздник Рождества в музыке Занятие 

№ 20, 21 

2 часа

С. Рахманинов  Тесты
Народные музыкальные традиции Рождества занятие №22 1 час Музыка Рождества колядки «Небо и земля», «Во Ерусалиме» Кроссворд 
VI «В МУЗЫКУ ДОРОГОЙ СКАЗКИ И ИСТОРИИ» 3 часа
      Сказка в оперной музыке. Занятие №23–25 

2 часа

Сюжет, либретто- особенности сказочных опер – комичность Тестирование
Великий сказочник   Занятие

 № 26–27

1 час.

Н. А. Римский – Корсаков и ученики – опера «Соловей»- 

И. Стравинского

Тестирование, 
VII КОНЦЕРТНЫЕ СЕЗОНЫ 4 часа
Русские симфонические концерты в Париже Занятие №28 -29

2 часа

Симфония № 1 – А. Глазунова, симфоническая картина «Антар»- Н. Римского-Корсакова, симфоническая сюита «В Средней Азии» Тестирование
М. П. Беляев – меценат и пропагандист русской классической музыки. Занятие №29–30 

2 часа

«Беляевские пятницы». Квартет «B-la-f», сюита «Именины»- 

Н. Римского- Корсакова,

 А. Лядова,

А. Бородина, 

А. Глазунова

Викторина
VIII ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ 2 часа
Великопостные концерты Занятие №31

1 час

А. Львов-  учредитель «Концертного общества». 

3 молитвы – 

М. Лермонтова в романсах 

А. Варламова и 

М. Мусоргского

Тестирование, 
    Певческие традиции

православной церкви в 

музыке русских композиторов.

Занятие № 32               1 час  Партесное пение в России. «Муссикийская грамота» – 

Н. Дилецкий, «Радуйтеся, люди» – Дж. Сарти

Тестирование
IX МУЗЫКА ПОБЕДЫ 2 часа
Музыка – свидетель времени Занятие №33.            1 час Музыка к к/ ф «Небесный тихоход» Тестирование
Музыка – свидетель времени Занятие №34         1 час Песни

 А. Новикова.

Вопросы к заданию
X Итоговые занятия 2 часа
      Занятие № 35-36 Задание для младших классов; 

Задание для старших классов.

Итого: 36 

часов

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения:

Задачи:

  1. Продолжить формирование представления о всех видах искусства и

 фольклоре как о духовном развивающем виде искусства Ленинградской 

области, Санкт-Петербурга, России.

  1. Формировать навыки понимания взаимного соприкосновения различных видов искусства.
  2. Продолжить воспитание эстетического вкуса. 

 

№ темы. Название темы. Всего часов  Теоретический материал Формы и методы контроля
I МУЗА ОСЕНИ 5 часов  
Спектакли под открытым небом – фестиваль «Опера для всех». Дж. Верди «Травиата».  Занятие №1

1 час.

История спектаклей «на воздухе» Тестирование 
Юбилейные даты –

Д. Шостакович 

Занятие №2 

1 час

Оперетта «Москва – Черемушки». Тестирование
Прогулка по Пушкинским местам.   Занятие №3   1 час Романс

 Ц. Кюи «Царскосельская статуя»

Тестирование 
В гости к 

В. В. Стасову

Занятие №

1 час

Картина 

И. Репина «Славянские композиторы» 

Тестирование
В гости к Федору Шаляпину – интернет экскурсия в музей-квартиру 

Ф. Шаляпина в СПб

Занятие №5 Творчество знаменитого певца. Тестирование 
II РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ 4 часа
800 лет А. Невскому и

современные герои

Занятие №6 

1 час

«Военный реквием» 

Б. Бриттена.

Тестирование 
      Сюжеты далекой старины.

 

Занятие

№7

 1 час

«Скифская сюита» – С. Прокофьева  Тестирование
Сюжеты далекой старины – «Россия начинается здесь» Занятие

№ 8 

1 час

Кантата «Песнь о вещем Олеге» Н. Римского- Корсакова Викторина,
Симфония «Русская» -неизвестные музыкальные произведения Занятие № 

1 час

Симфония №3

 А. Бородина

Тестирование 
III ПУЛЬС ПАМЯТИ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА 4 часа
8 сентября – день скорбной памяти Ленинграда Занятие №10 

1 час

Произведение Дж. Верди

«Реквием»

Тестирование
Музыкальная хроника Блокады Ленинграда Занятие

 № 11–12 2 часа

Симфония

 Б. Тищенко «Хроника блокады», 

Тесты и  

Рисунки 

Музыка Пискаревского мемориала Занятие №13  1 час Перголези 

«Стабат Матер».

Тесты и  

Рисунки  

IV НОВОГОДНИЙ ФЕЙЕРВЕРК. 4 часа
        Музыка в новогоднем кино. Занятие №14 -15     2 час А. Эшпай – песня                       «А снег идет».

М. Таривердиев – музыка в к/ф «С легким                паром»

Викторина 
Образы зимней природы  Занятие

 № 16–17.                  2 часа

Я. Сибелиус – «Сосна».

Б. Дварионас- «Зимние эскизы»

Викторина                  тесты
V «СИЯНИЕ 

РОЖДЕСТВА»

3 часа
Музыкальные традиции христианских зимних праздников Занятие 

№ 18            1 час

Колядки. шедровки Рисунки, 

тесты

Праздник Рождества Занятие 

№ 19–20 2 часа

Г. Гендель «Рождественская оратория», «Всеночные бдения» – 

С. Рахманинов.

Вопросы к занятию
VI ТЕАТРАЛЬНЫЕ 

ВЕЧЕРА

2 часа
      Балеты Ролана Пети. Занятие № 21–22 2 часа 2 балета

 Р. Пети – 

«Пиковая дама» на музыку П. Чайковского

Тесты
VII «В МУЗЫКУ 

ДОРОГОЙ СКАЗКИ»

6 часов 
      С Прокофьев «Любовь к трем апельсинам» Занятие №23 

1 час

Новые традиции в опере – ария Кухарки (бас) Тестирование
Дж. Пуччини – опера «Турандот»  Занятие

 № 24

1час.

Великий сказочник 

К. Гоцци.

Тестирование
Мифы и легенды из глубины веков- как они звучат в современном мире Занятие № 25

2 часа

«Орфей и Эвридика» в музыке барокко – опера Г. Глюка.

«Орфей и Эвридика» – рок опера А Журбина

Тестирование
      Сказочные герои уличного театра на сцене театра оперы и балета. Занятие № 26 -27 2 часа  «Венецианский карнавал» – опера – балет              А. Кампра и

«Карнавал» –           балет М. Фокина

VIII ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ 3 часа
Великопостные концерты- «Молитвы» 

Ю. Лермонтова.

Занятие № 28–29 2 часа Романсы Булахова, Глинки, Даргомыжского. Тестирование
Русская духовная хоровая музыка. Занятие № 30–31 2 часа Шесть хоров для детей                       С. Рахманинова. Тестирование
IX ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ 2 часа
Великая радость – Пасха! Занятие №32 – 33 Дж. Сарти духовный концерт «Радуйтеся люди» и Сюита № 1 ор5

С. Рахманинова.

Тестирование
X МУЗЫКА ПОБЕДЫ – 

МУЗЫКА МИРА

2 часа
Баллада о солдате Занятие № 34

1 час

  

Музыка В. Соловьева – Седого и М. Матусовского из к/ ф

«В трудный час» 

Тестирование
Хотят ли русские войны? Занятие №35

1 час

Песня «Хотят ли русские войны» 

Е. Евтушенко и

 Э. Колмановского.

Вопросы к заданию
      Итоговое задание Занятие № 36 Итоговое занятие Для старших классов и для младших классов
Итого: 36 

часов

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четвертый год обучения:

Задачи:

  1. Формировать осмысленное восприятие взаимосвязей между разными видами искусства.
  2. Формировать самостоятельное осмысление практическое использованию знаний, полученных в курсе взаимосвязи между искусством разных временных периодов.
  3.  Продолжить воспитание эстетического вкуса. 

 

№ темы. Название темы. Всего часов  Теоретический материал Формы и методы контроля
I МУЗА ОСЕНИ 8 часов  
350 – лет русскому императору 

Петру Великому. 

Занятие №1                  1 час Опера «Царь и плотник» композитора 

А. Лорцинга

Тестирование
Фестиваль «Опера для всех» – опера                            Дж. Россини «Золушка». Спектакль под открытым небом. Занятие №2                    1 час Новая история Золушки Тестирование
150 лет Сергею Дягилеву. «Русские сезоны» Занятие №3

1 час

Балет «Павильон Армиды» – 

Н. Черепнин

Тестирование 
«Русские сезоны» Занятие №4                          1 час        Балет           «Клеопатра» –              А. Аренский. Тестирование
«Русские сезоны» Занятие №5          1 час Балет

«Шехеразада» –

Н. Римский-Корсаов..

Тестирование 
«Русские сезоны» Занятие №6               1 час       Балет «Шут семерых шутов перешутивший» – С. Прокофьев. Тестирование
«Русские сезоны» Занятие №7           1 час Балет         «Стальной скок» С. Прокофьев Тестирование 
«Русские сезоны» Занятие №8              1 час Балет «Блудный сын» –                 С. Проофьев. Тестирование 
II РОССИЯ   НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ 2 часа
      «Под стягом Александра» Занятие

№9               1 час

Оратория «Под стягом           Александра» – композитор        В. Довгань. Тестирование
Минин и Пожарский – освобождение Москвы. Занятие

№ 10       1 час

Оратория      «Минин и           Пожарский или освобождение Москвы»              С. Дегтярев Викторина,
III ПАМЯТЬ, КАК ПУЛЬС БЛОКАДНОГО             ЛЕНИНГРАДА 3 часа
Страницы истории. 8 сентября – скорбная дата Ленинграда. Занятие №11             1 час Произведение    К. Сен-Санса

«Реквием»

Вопросы к заданию № 10
Дорога жизни – памятник           Разорванное кольцо Занятие

 № 12            1 час

Произведение  «Реквием» –        А. Караманов           Тесты и  

Рисунки

Осиновец.                       Музей «Дорога жизни» Занятие №13 Произведение для хора         «Молитва-         Богородице Дево, радуйся» – М. Балакирев. Вопросы к заданию № 13
IV НОВОГОДНИЙ             ФЕЙЕРВЕРК. 7 часов
        «Зимняя дорога». Занятие № 14–15     2 часа.  Романсы                             А. Алябьева и          Ц. Кюи на стихи А. Пушкина Тестирование
«Ковер зимы покрыл холмы» Занятие

 № 16–17                     2 часа

Виктор Калинников- хоровая            миниатюра на стихи                           Е. Баратынского.

Василий                   Калинников – фортепианные миниатюры.

Тестирование 
Времена года Занятие №18           1 час Романсы                М. Ипполитова – Иванова -Четыре провансальские песни «Зимой» Вопросы к заданию № 18
Благодарность великому учителю  Занятие № 19–20     2 часа И. Стравинский – «Фейерверк»

«Погребальная песнь»

Вопросы к                 заданиям № 19-20
V «СИЯНИЕ 

РОЖДЕСТВА»

4 часа
Сегодня родился Христос Занятие 

№ 21               1 час

Дж. Палестрина- месса «Сегодня родился                            Христос» Тестирование,   Рисунки
Хвалы Творцу миров Занятие 

№ 22             1 час

Ан. Вивальди – кантата «Глория» Вопросы к занятию № 22
«Творяй ангелы духи твоя» Занятие № 23–24 3 часа Н. Дилецкий- «Воскресенский канон»,

В. Титов-              партесный           концерт,

М. Березовский –«Творяй ангелы духи твоя»,

Д Бортнянский- «Иже                     херувимы», 

Г. Чесноков- «Свете тихий» 

Вопросы к заданиям № 23-24
VI «В МУЗЫКУ 

ДОРОГОЙ СКАЗКИ»

3 часа 
      Детский оперный театр. Занятие № 25–26. 2 часа Ц. Кюи – оперы:

«Сын мандарина», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок»

Вопросы к заданиям
Сказка- ложь, да в ней намек. Занятие

 № 27         1час

Н. Метнер – «Сказки». Вопросы к заданию№ 27
VII КОНЦЕРТНЫЕ СЕЗОНЫ 4 часа
«Голос времени»-                великий россиянин            Ф. Шаляпин Занятие № 28–29    2 часа Ж. Масне –«Дон Кихот»,   «Элегия».

П. Чайковский – «Благославляю вас, леса» 

Вопросы и            викторина
«Самый русский                   композитор» Занятие № 39–31          2 часа С. Рахманинов – 4 концерт для         фортепиано с   оркестром, и «Тайна белой сирени» Вопросы к заданиям № 30-31
VIII ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ 3 часа
«Мать скорбящая стояла» Занятие №32                 1 час Йозеф. Гайдн – Stabat Mater

.

Вопросы к               заданию № 32
Партитуры не горят Занятие № 33              1 час Михаэль Гайдн- «Реквием» Вопросы к заданию № 33
Воскресения День Занятие № 34

1 час

С. Дегтярев – пасхальный канон «Воскресения день и просветимся» Вопросы к заданию № 34
IX Музыка победы – 

музыка мира

2 часа
Хотят ли русские войны Занятие № 35        1 час Д. Шостакович – симфония №13- «Бабий яр».

Песня «Хотят ли русские Войны»- Колмановский, Е. Евтушено

Тестирование, 
      Итоговое задание Итого 36 часов Задания для старших классов и задание для младших классов

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Пятый год обучения:

Задачи:

  1. Формировать самостоятельное осмысленное восприятие взаимосвязей между разными видами искусства.
  2.  Формировать самостоятельное осмысление практическое использованию знаний, полученных в курсе взаимосвязи между искусством разных временных                 периодов.  
  3. Продолжить воспитание эстетического вкуса. 

 

№ темы. Название темы. Всего часов  Теоретический материал Формы и методы контроля
      I МУЗА ОСЕНИ 7 часов  
Произведения 

Пушкина А. С. — это радость от красоты и гармонии мира, природы, человеческих отношений. 

Занятие № 1–2

2 часа

Опера «Моцарт и Сальери» – опера Н. А. Римского- Корсакова. Опера «Тарар» – А. Сальери Вопросы к заданиям № 1–2.
Пушкин—неисчерпаемый родник для русской музыки. Занятие №.3-4-5-6

4 часа

«Каменный гость»-опера А. Даргомыжского. «Кавказский пленник»- опера Ц. Кюи, «Барышня- крестьянка» – балет 

А. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан»- балет Б. Асафьева

Вопросы к заданиям № 3-4-5-6
Романтические образы поэзии М. Лермонтова в музыке. Занятие № 7–8–9

3 часа

«Выхожу один я на дорогу»-           Е. Шашина, 

«Тамара»-             симфоническая поэма М.                 Балакирева,

«Утес»- симфоническая фантазия С. Рахманинова.

Вопросы к заданиям к занятиям № 7–8-9.
  II РОССИЯ                  НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ 4 часа
      Дыхание истории в звуках музыки.

М. Глинке 220 лет

Занятие

№ 10–11         2 часа

«Князь Холмский»- М. Глинка и Н. Кукольник. Вопросы к          заданиям № 10-11
Собиратель земель русских.  Занятие

№ 12–13

2 часа

С. Прокофьев и С. Эйзенштейн – фильм «Иван Грозный» Вопросы к заданиям № 12-13
III ПАМЯТЬ, КАК ПУЛЬС БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА 3 часа
Музы не молчали. Занятие № 14–15-16                3 часа Из воспоминаний блокадников 

«А музы не молчали» – 

А. Королькевича и «Семейной хроники»- внучки Н. Римского- Корсакова – Татьяны.

Вопросы к занятиям № 14-15-16
  IV НОВОГОДНИЙ           ФЕЙЕРВЕРК. 3 часа
        Одухотворенная музыкой красота драгоценных камне. Занятие № 17–18–19

3 часа

Г. Баланчин, 

Г. Форе, 

И. Стравинский, П. Чайковский, В. Зингер: балет                «Драгоценности», «Сицилиана»

Вопросы к занятиям № 17-18-19
    V «СИЯНИЕ 

РОЖДЕСТВА»

6 часов
Младенец Иисус- свет жизни и радости. Занятие 

№ 20 -21–3 часа

Г. Берлиоз «Детство Христа»,            И. Бах «Рождественская оратория» Вопросы к занятиям № 20–21–22
Святки Занятие 

№ 22–23–24

3 часа

«Кузнец Вакула» и «Черевички» – П. Чайковского,

«Сятки» В. Ляпунова

Вопросы к заданиям № 22-23-24
      VI КОНЦЕРТНЫЕ                  СЕЗОНЫ 3 часа 
      В музыку с радостью. Исаак и Максим                         Дунаевские Занятие № 25–26- 27 

3 часа

Кино, футбол и сказка. Песни, музыка к к/ф Вопросы к заданиям № 25-26-27
«Люблю тебя, Петра творенье» Занятие «№ 28            1 час А. Петров – балет «Петр Первы» Вопросы к заданию № 28
    VII ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ И ЛЮБВИ 3 часа
Пасхальный гимн-

«Царь небесный, Царь славы воскрес из мертвых».

Занятие №2 9–30–31 

3 часа

Ф. Лист – оратория «Иисус Христос», К. Сен-Санс – «Глория»,

 С. Дегтярев – пасхальный канон «Воскресения день и просветимся» 

Вопросы к заданиям № 29-30-31
      VIII Музыка победы – 

музыка мира

3 часа часа
На всю оставшуюся жизнь Занятие №32, 33, 34

3 часа

«На всю оставшуюся жизнь»- песня В. Баснера, 

«Жди меня» – песня И Блантера 

Вопросы к заданиям № 31–32
  IX Итоговые задания Занятие № 35 -36 Задания для старших классов и для младших классов
      Итого 36 часов

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Аверьянова О. Русская музыка второй половины 19 века. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004.
  2. Аверьянова О. Русская музыка до середины XIX века. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн – пресс, 2003.
  3. Белоусова С. Русская музыка второй половины XIX века. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн – пресс, 2003.
  4. Великович Э. Великие музыкальные имена. СПб «Композитор», 2001.
  5. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса ДМШ и ДШИ. М.: Престо, 2004.
  6. Калинина Г. Игры на уроках музыкальной литературы. Выпуск 1, 2, 3. М., 2003.
  7. Калинина Г. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск 1. М. «Музыка», 2004.
  8. Калинина Г. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Выпуск 2, 3. М., «Музыка» 2006. 
  9. Козлова Н. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка, 2004.
  10. Кенигсберг Э. Романтическая музыка (Очерки о музыке композиторов0 романтиков). Учебное пособие для ДШИ. «Композитор» Санкт-Петербург, 2007.
  11. Костромитина Л. Контрольная по музыкальной литературе. Русская музыка. Пособие для учащихся 6–7 классов. СПб «Союз художников», 2002.  
  12. Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2004.
  13. Привалов С. Русская музыка. Учебник для ДШИ, колледжей и лицеев. «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.
  14. Привалов С. Зарубежная музыка. Учебник для ДШИ, колледжей и лицеев. «Композитор», Санкт-Петербург, 2003.
  15. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6–7 классов ДМШ. М.: Музыка, 2004. 
  16. Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 1 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013. 
  17. Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 2 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013. 
  18. Филимонова Л. «Как научиться слушать музыку» – Учебник по слушанию музыки для 3 класса. «Композитор» Санкт-Петербург, 2013. 
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыка на все времена» по курсу дистанционного обучения в плане реализации национального проекта «Образование», «Успех каждого ребёнка»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram