автор: Вильданова Гульнара Расимовна

музыкальный руководитель МАДОУ “ДС “ЗАГАДКА”

Проект симфонической сказки “Петя и волк” С.Прокофьева


Творческий проект

Инструменты симфонического оркестра

в сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк»

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», – писал А.Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н. Вентцель.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей работе.

Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

– расширяют представления об искусстве, о творчестве композиторов;

– способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

– развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на ДМИ), творческая деятельность. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.

Использование информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях делает процесс обучения более наглядным и эффективным, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов

Проект «Инструменты симфонического оркестра

в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Вид проекта: творческий, групповой, средней продолжительности.

Продолжительность проекта: март 2014г. – апрель 2014 г.

Разработчик: музыкальный руководитель.

Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

Образовательная область: музыка

Тема проекта «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» является сложной для усвоения детьми. Она очень актуальна для формирования знаний по предмету, объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. Данный проект позволяет учащимся в интересной, доступной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска) на примере с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк», развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

Цель:

Воспитание культуры слушания симфонической музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.

Определять героев сказки по характеру музыки.

Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.

Поощрять проявление творческой активности детей.

Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

Значимость проекта

Знакомясь с инструментами симфонического оркестра, дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.

Ожидаемые результаты.

Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.

Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.

Способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Основные формы реализации проекта:

-игровые занятия по слушанию музыки,

-интегрированные занятия,

-продуктивная деятельность (изодеятельность),

-музыкальные викторины,

-релаксационные паузы,

-встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами – исполнителями.

Работа с родителями

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в проектную деятельность.

Формы взаимодействия работы с родителями:

– индивидуальные беседы;

– посещение концертов симфонической музыки семьей;

– день открытых дверей, дружеские встречи;

Работа с воспитателями

Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в проектную деятельность.

Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по слушанию симфонической музыки, проведению бесед с родителями.

Формы взаимодействия работы с воспитателями:

– педсоветы, консультации;

– помощь в организации предметно-развивающей среды;

– совместная деятельность.

Этапы реализации проекта с детьми

  1. Знакомство с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром).
  2. Изучение основного состава инструментов симфонического оркестра по группам.
  3. Ударные: малый и большой барабан, литавры, тарелки, кастаньеты.
  4. Деревянно-духовые – с использованием сказки С.С Прокофьева «Петя и волк».
  5. Медно-духовые: валторна, труба, тромбон, туба.

III. Проведение мини – диагностики в форме музыкальных загадок и викторин.

Результат проекта

  1. Расширены музыкальные впечатления детей.
  2. У дошкольников обогатился словарный запас. Дети хорошо усвоили специальную терминологию: оркестр, дирижёр, пюпитр.
  3. Научились различать группы инструментов.
  4. Пробудился интерес к самостоятельному поиску новых знаний об оркестре.
  5. Музыкальная викторина, проведённая по завершении проекта, показала, что 78% детей хорошо справились с заданием «Какой инструмент звучит?» и ответили на вопросы викторины (на начало проектной деятельности лишь 10 % дошкольников более- менее различали тембр музыкальных инструментов симфонического оркестра).

Сказка (слушание).

Музыкальный руководитель: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд 10). Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. (Слайд 11). Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд 12). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей – Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

«Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. (Слайд 14). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15). Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники. (Слайд 16). Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17) В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади – дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,- каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет – крадется кошка; заворчал фагот – дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны – появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк – волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку

Музыкальный руководитель: Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару»

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы много говорили о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Музыкальный руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

Итог:

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать!

Список литературы:

Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.2. – 400 с.

О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили “Музыкальное воспитание дошкольников”.

С.Газарян “В мире музыкальных инструментов”.

Д.Б. Кабалевский “Про трёх китов и про многое другое”.

Г. Левашова “Второе рождение музыки”.

Н.А. Ветлугина “Музыкальное развитие ребёнка”.

Н.А. Метлов “Музыка – детям”.

Т.А. Ракитянская “Воспитание звуком”.

Л. Михеева “Музыкальный словарь”.

М.А. Михайлова “Развитие музыкальных способно





























Проект симфонической сказки “Петя и волк” С.Прокофьева