автор: Виноградова Наталья Рудольфовна

Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ “СПК”

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

План:

  1. Введение
  2. Сущность и компоненты профессиональной компетентности педагога
  3. Группы профессионально – педагогических умений
  4. Профессиональная компетентность преподавателей СПО
  5. Необходимость формирования профессиональных компетенций педагогов колледжа, через единую методическую цель
  6. Формирование профессиональных компетенций у молодых преподавателей колледжа
  7. Литература

 

Введение

В стремительно меняющемся мире профессий, общее число которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.

Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.

Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений.

 

Сущность и компоненты профессиональной компетентности педагога

Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональную компетентность преподавателя  следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  1. социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  2. персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  3. специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  4. аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
  5. экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

 

Группы профессионально – педагогических умений

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

  1. гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
  2. идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
  3. дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
  4. организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
  5. коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
  6. прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива,  контроль за процессом и результатом;
  7. рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
  8. организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
  9. общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
  10. конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
  11. технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
  12. производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
  13. специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

 

Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Представить компетентность педагога можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и не стандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект);  отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности  (Рис.1). 

При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, то есть, компетентность – это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Рис.1 Компонентный состав компетентности педагога

 Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий.

Если профессиональную педагогическую деятельность рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих ключевых компетенций: распознавание практических проблем;  их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.

Таким образом, содержание профессиональной компетентности  многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:

-научно – теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;

-операционально – деятельностный  блок (или деятельностный, операционально-технологический,  предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;

-личностно – психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее  осуществления.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.

Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности./3,38/

Понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности студентов в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед группой; отобрать содержанием, выбрать формы, методы средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий, составить план. Точно так же можно разложить умение «составить план».

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный смысл ее решения сводится к триаде «Мыслить – Действовать- Мыслить». В результате профессиональной компетенции педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения объединены в четыре группы:

– Умение ставить педагогические задачи;

– Умение программировать способы педагогических взаимодействий;

– Умение выполнять педагогические действия;

– Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.

 

Необходимость формирования профессиональных компетенций педагогов колледжа, через единую методическую цель

Для формирования профессиональной компетентности у педагогов Ставропольского колледжа связи, методической службой колледжа была разработана единая методическая цель, над которой работает педагогический коллектив колледжа: “Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам нового поколения”.

Основными направлениями (задачами) для реализации этой цели являются:

  1. Создание банка данных программно-методической, нормативно-правовой информации;
  2. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности с включением в образовательный процесс информационных технологий;
  4. Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;
  5. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации;
  6. Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе средств информационных технологий;
  7. Организация экспертной деятельности по внедрению информационных технологий в учебный процесс;

 

Таким образом, все направления (задачи) для осуществления методической цели можно объединить в четыре основные:

  1. Информационные
  2. Организационно-методические
  3. Формирующе-развивающие
  4. Диагностические

Все эти направления (задачи) реализовываются посредством коллективных, групповых и индивидуальных средств внедрения в учебно-воспитательный процесс. Таких как: педагогические советы, методические советы, заседания цикловых комиссий, декады цикловых комиссий, школа педагогического мастерства, открытые уроки, стажировка преподавателей, курсы повышения квалификации и др. формы работы.

Основная роль в достижении единой методической цели принадлежит цикловым комиссиям колледжа. Перед ними ставятся следующие задачи:

  1. Подготовка и внедрение учебно-методического и учебно-программного обеспечения дисциплин по специальностям;
  2. Реализация инновационных педагогических и информационных технологий, современных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО нового поколения;
  3. Повышение профессионального уровня педагогических работников;
  4. Освоение и использование в педагогической деятельности наиболее рациональных методов, приемов и технологий обучения и воспитания студентов;
  5. Создание условий для творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности преподавателей;
  6. Совершенствование учебно-материальной базы.

 

Формирование профессиональных компетенций у молодых преподавателей колледжа

В колледж приходят работать молодые специалисты не имеющие педагогического образования и для того чтобы восполнить этот пробел под руководством методической службы успешно работает «Школа педагогического мастерства», слушателями которой являются преподаватели, чей педагогический стаж не более пяти лет. Тематика школы очень разнообразна, интересна и насыщена. Опытом с молодыми преподавателями делятся педагоги – наставники, проводя не только теоретические занятия, но и мастер классы, круглые столы. Вот небольшой перечень тем, которые поднимаются на школе педагогического мастерства: круглый стол “Педагогический менеджмент”, «Урок – основная и главная форма организации учебного процесса», «Типы уроков и их структура», «Использование визуальных средств для проведения комбинированного урока у студентов различных специальностей», «Педагогический мониторинг и диагностика в учебном процессе», «Совершенствование самостоятельной работы студентов средствами инновационных педагогических технологий», «Артистизм и стильность учителя», «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков», «Дискуссия, как метод интерактивного обучения», педагогическая дискуссия «Понятие профессионализма, мастерства и творчества».

Профессиональное становление молодого педагога сегодня протекает гораздо труднее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу, и особенно к педагогу СПО. Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, но и уметь связывать их с практическим обучением, педагога, владеющего различными методиками преподавания и способного применять их в своей профессиональной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – Мю: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  2. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4 – Ростов-н/Д: Рост. Гос. ун-т путей сообщения, с. 15-21.
  3. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2005 (выпуск 8). – с. 26-44.
  4. Дочкин С.А., Вавилова Л.Н. ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» http://www.pkgn.ru/
  5. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. -2003. – №10
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.:Гардарики,2004. – 528с.
  7. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М.,2000.
  8. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. – 2001. – №10
  9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер.с англ. – М., «Когито – Центр», 2002

 

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО