автор: Вихляева Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 – “Школа Сколково- Тамбов”

Языковое чутьё

 

 

Языковое чутье и опора на него в процессе обучения.

 

   Языковое чутье – это реально существующий факт. Это утверждение являлось аксиомой уже для лингвистов XIX века.

    Но несмотря на то что о языковом чутье как реально существующем факте ученые говорят с давних пор, сложная природа этого явления не до конца изучена. Вместе с тем ясно .что, во-первых, это одно из проявлений интуиции в целом как особого способа познания действительности, а во- вторых, основополагающий компонент языковой способности человека.

   Ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Именно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.

   При обучении родному языку просто необходима опора на природное чутье языка, то есть способность на уровне интуиции опознавать какое- либо языковое явление, догадаться о его специфических свойствах, предугадать какие- либо языковые затруднения и т.п. 

   В связи с этим принцип опоры на языковое чутье и его развитие признается одним из важнейших направлений, реализующихся в эффективных современных методиках, обеспечивающих интенсивное речевое развитие.

   Краткая характеристика эффективных приемов, которые активизируют языковое чутье:

   Прием пропедевтического анализа языковых явлений. Суть его в том, что ученикам предлагаются языковые факты, еще не изученные в полном объеме. При этом у ребенка развивается способность ориентироваться в неизвестном языковом материале. Данный прием способствует развитию языковой догадки, языкового чутья. Такой подход позволяет уже на первом этапе сформировать у школьника целостное представление о том или ином правиле ,его объеме, составных частях.

   Прием поморфемного письма. Его суть в том, что при записи слова ребенок показывает его морфемное строение, отделяя морфемы друг от друга черточками. Данный прием дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.

   Поиск наиболее эффективных приемов активизации языкового чутья нужно проводить с учетом современных исследований в области психолингвистики.

   На данный момент развитие языковой интуиции становится важнейшим условием успешного овладения родным языком в процессе обучения.

 

Языковое чутьё