Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО
Школа после уроков – это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим».
Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя вне школьную занятость ребенка в других учреждениях (дополнительного образования детей, культуры, спорта и др.). Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Данное время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей.
Наибольшие затруднения вызывали моменты, связанные с механизмами организации внеурочной деятельности. При этом выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.
Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации.
На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; который направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС); который способствует проявлению активности обучающихся; и который реализуется разными категориями педагогических работников в разных формах работы вне урока.
В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.
Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Понятие «внеурочная деятельность» не выступает абсолютно новым в педагогической теории и практике. Еще В.А. Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».
Внеурочная работа нацелена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.
Имеют место следующие виды внеурочной деятельности: научно – познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно – ценностное общение, досугово – развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно – эстетическая деятельность, социальное творчество или социально -преобразующая добровольческая деятельность, спортивно – оздоровительная деятельность, туристско -краеведческая деятельность, духовно – нравственная работа, общественно – полезный труд, проектная деятельность.
Эти виды внеурочной деятельности осуществляются в различных формах. К примеру, научно – познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, разлных научных сообществ обучающихся, литературных салонов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад и т.д.
Формами проблемно – ценностного общения выступают дебаты, этические беседы, проблемно – ценностные дискуссии, тематические диспуты и т.д. Досуговое общение осуществляется в границах культпохода в музей, галерею, театр, концертный зал, на всевозможные выставки и т.д. Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного -творческого дела, социально – образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно – оздоровительной деятельности.
Художественно – эстетическая деятельность – это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области. Духовно – нравственная работа с обучающимися осуществляется во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя.
Формами общественно – полезного труда выступают субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность осуществляется в участии в научно – исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках. Внеурочная деятельность имеет продолжение, к примеру, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.
В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель (на базе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно-образовательная модель.
Выявим основные преимущества и недостатки представленных моделей
Первая модель опирается на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей являются такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной нацеленности, учебные курсы по выбору.
Одновременно с тем внеурочная деятельность в пределах ФГОС НОО нацелена, в первую очередь, на достижение планируемых итогов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В то время как дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, осуществление дополнительных образовательных программ. В данном случае может наблюдаться некоторый конфликт интересов, не смотря на то, что осуществление внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования прямо предусмотрена в ФГОС НОО.
Указанная модель нацелена на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели состоят в предоставлении большого выбора для ребенка на базе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации, привлечения к ее реализации квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная база организации образовательного процесса, которая присуща дополнительному образованию детей.
Модель «школы полного дня».
Основой для модели «школы полного дня» выступает реализация внеурочной деятельности в основном воспитателями групп продленного дня. Эту модель характеризует:
- формирование условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении на протяжении дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разно акцентированных пространств;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в границах воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
- создание здоровье сберегающей среды, которая включает рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по созданию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- формирование условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика нахождения ребенка в образовательном учреждении;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами этой модели являются: формирование комплекса условий для плодотворной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, имеющаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель предполагает, что в ее осуществлении принимают участие все педагогические сотрудники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В данном случае координирующую роль выполняет, в большей части, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, который является оптимальным для развития положительного потенциала личности обучающихся в пределах деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений при помощи разнообразных форм воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность учеников.
Преимущества оптимизационной модели заключаются в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений .
Инновационно-образовательная модель базируется на деятельности инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая имеет место в образовательном учреждении. В пределах этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе которые учитывают региональные особенности.
Преимуществами данной модели выступают: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их осуществления, уникальность формируемого опыта.
Не смотря на различные модели организации внеурочной деятельности педагогические принципы являются сходными в разных моделях. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время – это, в первую очередь, единство игровой и познавательной деятельности. Конкретно в игре, которая насыщенна ярким познавательным материалом, ученики развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя в эмоциональном плане.
Внеклассная работа в виде проведения праздников, экскурсий, всевозможных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и укрепляет союз «Семья-школа».
Особого внимания требует работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению, с отклонениями в поведении. Включение таких учеников в социально значимую деятельность, дает возможность увеличить их мотивацию и самооценку, укрепить положение в школьном коллективе. Важным аспектом осуществления программ внеурочной деятельности выступает достижение ее результатов.
Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Помимо того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В данной сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры осуществляется с учетом его личных интересов, его микросоциума. На сегодняшний день в системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои отличительные особенности.
Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может проводиться: − в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учеников и т. п.; − с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово; − в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.; − в разных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности.
Соответственно, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.
Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.
Список использованных источников
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова.- 2014. – 416 с.
- Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности [Текст] / Ю.В. Горохова, И.В. Горохова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 540–543.
- Ефимова, Т. Ю. Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы) [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 687–690.
- Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст] / И. В. Колесникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177–185.