ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы)
Тюкова Анна Васильевна, кандидат исторических наук,
Почетный работник основного общего образования РФ,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №17, г.Ковров
Имеет значение не багаж (образование),
а орудие, которым его схватываешь…
А. Экзюпери
Современное образовательное пространство сложно представить без технологии дистанционного обучения, предоставляющей огромные возможности для передачи знаний. Данное направление моей педагогической деятельности стало оформляться с 2010 года в рамках Федеральной программы «Дистанционное обучение детей-инвалидов», я являюсь сетевым педагогом.
Что же такое дистанционное обучение, и каковы его перспективы применения в средней школе? По определению Господарика Ю.П. (ведущего научного сотрудника центра средств обучения НОСО РАО) под дистанционным обучением в средней школе (в том числе по истории) следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических информационных технологий. То есть, применяя данное понятие к условиям работы в школе, это получение образовательных услуг в рамках среднего учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, скайп и Интернет.
Технологичность, доступность и открытость, индивидуальность – неоспоримые преимущества дистанционного процесса обучения.
Направленность дистанционного обучения в основном на самостоятельное изучение учащимися материала предполагает реализацию следующих принципов: интерактивности, гуманизации, индивидуализации, открытости и гибкости, модульности и принцип педагогической целесообразности применения ИКТ-технологий в процессе обучения.
На мой взгляд, важнейшим свойством информационно-образовательной среды (принципом ДО), позволяющим по-новому решать многие дидактические цели, является интерактивность. Интерактивность в информационно-образовательной среде — это возможность ученика взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. Преподаватель при этом становится лоцманом в море информации, консультантом, интерпретатором этой информации. То есть в процессе обучения, помимо двух действующих субъектов — учителя и ученика, появляется ещё один элемент, который может оказывать существенное влияние на ход и результаты обучения
Эта образовательная среда также в наибольшей степени способствует организации инклюзивного образования учащихся. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа, призванной реализовывать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества учителя и учащихся.
Обеспечить все выше сказанное помогает тандем внеурочной деятельности и информационно-образовательной среды.
Свою внеурочную работу с учащимися я строю на их высоком познавательном интересе к обществознанию, истории, краеведению. Нас объединяет ДШО «Русич», которое я возглавляю с 2001года. Одним из направлений работы данного объединения является исследовательская деятельность (исследование: истории своей семьи, микрорайона, города, представляя результаты своих работ, как в оформлении школьных стендов так и на всероссийских конкурсах), а также составление викторин к памятным датам России и участие в различных творческих конкурсах. Именно исследовательская деятельность в своей сущности предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личностно значимыми открытиями.
А система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы взаимодействия между учителем и учениками (общения): перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией). Интерактивность, позволяет по-новому решать многие дидактические цели.
Можно разделить модули Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса). К ресурсам курса относятся: текстовая страница, веб-страница, ссылка на файл или веб-страницу, ссылка на каталог, пояснение.
К интерактивным элементам курса относятся: лекция, задания, тест, форум, чат, глоссарий, Wiki. Элемент Форум используется для организации дискуссии по темам. При организации исследовательской деятельности учащихся Форум удобен для обсуждения актуальных проблем современности, для проведения консультаций, отработки навыков оформления сносок, библиографического материала, для подготовки учащихся к публичным выступлениям. Форум можно использовать и для загрузки учащимися файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
Еще одним направлением в моей педагогической деятельности по организации инклюзивного образования в рамках внеурочной деятельности обучающихся является создание электронного образовательного пособия по обществознанию «Общество» для дистанционного обучения.
Разработанное мною электронное пособие дает возможность использовать дистанционное обучение в следующих формах:
1. дистанционные уроки;
2. элективный курс для старшеклассников и учащихся 8-9 классов;
3. дополнительное обучение (подготовка к ЕГЭ, углубленное изучение предметов);
4. размещение на сайте школы в системе moodle, с целью контроля процесса усвоения школьниками учебного материала.
В учебном пособии используются различные формы представления информации: текст, схемы, таблицы, символические определяющие элементы. Структура учебного материала дает возможность обучающемуся актуализировать имеющиеся знания по теме посредством выполнения заданий до чтения текста, осмыслить содержание текста с помощью заданий во время чтения текста, провести целостную оценку полученной информации, выполняя задания после чтения текста. При затруднении в работе с понятиями, учащийся может обратиться к рубрике «Словарь», находящейся в содержании учебного пособия. Тех, кто хочет знать чуть больше, ждет рубрика «Дополнительная информация».
Каждая тема данного электронного учебного курса содержит рубрику «Поработайте с источником», соответствующее в ЕГЭ части С. Обучающийся может также воспользоваться электронным тренажером, представленным в виде компьютерных текстов для отработки данного типа заданий.
Такое представление учебного материала рационально сочетает различные виды учебно-познавательной деятельности, способствует развитию умения работать со сложными учебными текстами, позволяет развивать навыки самоконтроля и самокоррекции, создает мотивирующую ситуацию к последующей учебной деятельности. Технология развития критического мышления ориентируется на реальную педагогическую практику. Для обучения в информационно-образовательном пространстве это тем более важно, что значительный объём информации, которую учащиеся сейчас черпают из Интернета, представлен в форме текстов.
Электронный образовательный ресурс может быть использован как для индивидуальной работы, так и для работы в группах. Различают парное обучение (репетиция, друзья по переписке, совместная творческая работа, рецензирование), коллективное обучение (диспут, доклад-презентация, проблемная лекция, встречи с экспертами), индивидуальное обучение – менторство (индивидуальное наставничество).Сетевой ментор – профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощено, чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы резюмировать следующее: в изменившемся обществе система образования без использования информационно-коммуникационных технологий просто немыслима.
Процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:
- огромный мотивационный потенциал;
- большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
- отсутствие «ошибкобоязни»;
- возможность многократных повторений изучаемого материала;
- динамичность доступа к информации;
- соответствие принципу развивающего обучения;
- индивидуализация;
- обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.
- дистанционное обучение позволяет всем участникам учебного процесса выбирать удобное время занятий;
- дистанционное обучение дает возможность привлекать массу заинтересованных школьников к участию в предметных конкурсах и олимпиадах, а также к представлению своих научно-исследовательских и проектных разработок для обсуждения на специальных ученических интернет-форумах;
Все перечисленные свойства помогают организовать инклюзивное образование в рамках внеурочной деятельности.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы резюмировать следующее: в изменившемся обществе система образования без использования информационно-коммуникационных технологий просто немыслима. Однако чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их.
Литература:
1. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011.
3. Ильченко О.А. Огранизационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. к.п.н. // Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – М., 2002.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы)