автор: Волкова Ирина Николаевна

Учитель русского языка и литературы Гимназии №65 г.Ульяновска

тема: Работа над словарем при изучении творчества Н.М. Карамзина

Волкова И. Н. ,учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №65

Работа над словарем при изучении творчества Н.М. Карамзина

Во вступительной статье литературного  журнала «Симбирск» № 11. за 2015 год автор пишет: « Карамзин возвращается  из исторического и литературного прошлого в жизнь современных россиян и ульяновцев. Имя человека, всю свою жизнь  положившего на алтарь служения Отечеству, чью жизнь и деяния А.С. Пушкин определил как « подвиг настоящего человека», открывается современникам новыми гранями».  Очень хочется, чтобы это действительно было так. И в этом большую роль должен сыграть школьный учитель, именно он способен донести до сознания школьника, формирующегося гражданина, новые грани творчества писателя. Учитель может этого достичь, приобщая своих учеников к чтению произведений Н.М.   Карамзина . Ведь и сам писатель в статье «О книжной торговле и любви к чтению в России» писал: « Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы только читали ! Успехам разума любовь к чтению всего более способствует ! Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение  не представляет. И романы самые посредственные, даже без всякого таланта писанные , способствуют некоторым образом просвещению. В них есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает, будет говорить лучше и связнее совершенного невежды, который в жизнь свою не раскрывал книги»

По   всем школьным  программам из произведений Н.М.  Карамзина изучается в 9 классе повесть «Бедная Лиза» . По программе М. Б. Ладыгина в 6 классе мы знакомимся с повестью «Наталья, боярская дочь» .Читательский опыт шестиклассников не так велик, читая это произведение,  учащиеся сталкиваются с трудностью толкования некоторых слов: так как они устарели, ушли из нашей речи вместе с событиями и бытом ушедшей эпохи, а на смену им пришли другие слова. Но очень важно, чтобы каждое слово дошло до сознания учащихся , нашло отклик в их душе. Возможно, понимание определенного слова, (например, благодетельный, целомудренные) в данном контексте поможет сформировать ценностные ориентиры учащихся. Опыт работы показывает ,что помочь в данном случае может составление словаря школьника к изучаемому    произведению писателя . Словарь языка писателя – это компас по творчеству писателя, ключ к правильному пониманию текста .Он выполняет функции реального комментария к художественному произведению.

«Материалом любого литературного произведения является слово, а работа над словом, над оформлением мысли – дело первостепенной важности для любого писателя, чье мастерство сказывается в отборе различных языковых средств. Через слово писатель сообщает свой творческий замысел, воздействует на чувства и воображение читателя, направляя его восприятие. Верность и глубина восприятия художественного текста связана с пониманием лексической единицы, употребляемой мастером слова», – так считает Л. М. Любимова, кандидат  филологических наук, доцент, руководитель лаборатории региональных лингвистических исследований Читинского государственного университета.

Слово в художественном произведении выполняет роль памятника о эпохе, которая все дальше и дальше отдаляется временем. В этом заключается актуальность данной работы. Если наше прошлое частично заключено в лексике классических художественных произведений, значит, понимание, толкование слов – это понимание, осознание истории. Ученик должен прийти к пониманию и осмыслению известного  выражения: Не быть Иваном, не помнящим родства… Словарь-комментарий может стоять тем самым путеводителем по повести Н.М.Карамзина. Особенность словаря в том, что каждое слово не только растолковано, к слову также подобраны синонимы. Создание словаря произведения – может стать основой групповой проектной деятельности учащихся. Приведу фрагмент из работы над проектом к повести «Наталья, боярская дочь»

Цель: создать словарь-комментарий к произведению  Н.М. Карамзина

Задачи:

  1. Отобрать непонятные слова для толкования из произведения и составить словарную статью, опираясь на литературные и исторические источники;
  2. Создать разные варианты словаря.

Предмет – слова, требующие объяснения и словарные статьи

Объект –произведение Н. М. Карамзина « Наталья ,боярская дочь»

Методы исследования – анализ, систематизация.

Гипотеза – создание такого словаря поможет учащимся понять не только художественный текст, но и мировоззрение писателя, особенности эпохи. Учащиеся. желающие принимать участие в групповом проекте, делятся на группы , каждая группа  получает задание: выписать из текста и дать толкование словам одной тематической группы:

1 группа :Слова, называющие и характеризующие  героев и персонажей : Например, благодетель, отрок, поселяне , хлебосол, горлица, гонцы ( царские), искусный ваятель и другие слова

2 группа:  Одежда и элементы одежды:

Подкапкам, камчатая телогрея, жемчужная повязка, кафтан, кушак,  костяной гребень…

3 группа: Слова, связанные с церковным миром

Агнец ,двунадесятый праздник, благовест , притвор храма, соборная церковь, ангел божий, образ, трапеза, крылос, венчание, священник, благословение…

4 группа : Дом, быт: сени, светлица, терем, горница, рукоделье,

ширинка, пяльцы, чарка…

5 группа: Мир чувств героев: добродетельный, томность…

чиста от поношения, облобызать, подгорюнилась, недуг человеческий, трепет ,беспорочно, незлобна,   целомудренны, умильность…

6 группа: Действия и поступки героев:

Разуметь, крушиться, прослыть, приметить, сокрушаться,  льститься, надлежало, оросить слезою, порицать, потупить  глаза, простереть руки , сокрыть…

7 группа: Слова- понятия:

Тяжба, нужды, риторство, секира правосудия,

 миртовоя беседка, язык оссианский, лобное место…

8 группа: Бог Морфей, Купидон, зефирова любовница, пиитические уподобления

9 группа: Слова из  воинские принадлежности:

бердыш, шишак , панцир, трофеи

10 группа: Устаревшие слова и формы слов:

особливо, оную, сия, искони, хладный, глас

В результате работы над проектом учащиеся составили словарь к повести Н.М. Карамзина

«Наталья ,боярская дочь», а также к сказке «Прекрасная царевна и счастливый карла»

 

Литература

  1. Альманах «Памятники Отечества» №41(5-6/1998)
  2. Журнал «Мономах» №4,2008г
  3. Карамзин Н.М. Избранное / предисловие Л. Емельянов. – М., 1985
  4. Книга для ученика и учителя: Г. Державин. Н. Карамзин. В. Жуковский.- Москва АСТ Олимп,1997,-745с
  5. Язык русских писателей XVIII века, сборник статей. – Л., 1981, 198с.
  6. Электронный ресурс // sbiblio.com: Русский гуманитарный интернет-университет. – 2002. – Электрон. дан. –  URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/milehina_ist/

 

Волкова И. Н. ,учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №65

Работа над словарем при изучении творчества Н.М. Карамзина

Во вступительной статье литературного  журнала «Симбирск» № 11. за 2015 год автор пишет: « Карамзин возвращается  из исторического и литературного прошлого в жизнь современных россиян и ульяновцев. Имя человека, всю свою жизнь  положившего на алтарь служения Отечеству, чью жизнь и деяния А.С. Пушкин определил как « подвиг настоящего человека», открывается современникам новыми гранями».  Очень хочется, чтобы это действительно было так. И в этом большую роль должен сыграть школьный учитель, именно он способен донести до сознания школьника, формирующегося гражданина, новые грани творчества писателя. Учитель может этого достичь, приобщая своих учеников к чтению произведений Н.М.   Карамзина . Ведь и сам писатель в статье «О книжной торговле и любви к чтению в России» писал: « Не знаю, как другие, а я радуюсь, лишь бы только читали ! Успехам разума любовь к чтению всего более способствует ! Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение  не представляет. И романы самые посредственные, даже без всякого таланта писанные , способствуют некоторым образом просвещению. В них есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает, будет говорить лучше и связнее совершенного невежды, который в жизнь свою не раскрывал книги»

По   всем школьным  программам из произведений Н.М.  Карамзина изучается в 9 классе повесть «Бедная Лиза» . По программе М. Б. Ладыгина в 6 классе мы знакомимся с повестью «Наталья, боярская дочь» .Читательский опыт шестиклассников не так велик, читая это произведение,  учащиеся сталкиваются с трудностью толкования некоторых слов: так как они устарели, ушли из нашей речи вместе с событиями и бытом ушедшей эпохи, а на смену им пришли другие слова. Но очень важно, чтобы каждое слово дошло до сознания учащихся , нашло отклик в их душе. Возможно, понимание определенного слова, (например, благодетельный, целомудренные) в данном контексте поможет сформировать ценностные ориентиры учащихся. Опыт работы показывает ,что помочь в данном случае может составление словаря школьника к изучаемому    произведению писателя . Словарь языка писателя – это компас по творчеству писателя, ключ к правильному пониманию текста .Он выполняет функции реального комментария к художественному произведению.

«Материалом любого литературного произведения является слово, а работа над словом, над оформлением мысли – дело первостепенной важности для любого писателя, чье мастерство сказывается в отборе различных языковых средств. Через слово писатель сообщает свой творческий замысел, воздействует на чувства и воображение читателя, направляя его восприятие. Верность и глубина восприятия художественного текста связана с пониманием лексической единицы, употребляемой мастером слова», – так считает Л. М. Любимова, кандидат  филологических наук, доцент, руководитель лаборатории региональных лингвистических исследований Читинского государственного университета.

Слово в художественном произведении выполняет роль памятника о эпохе, которая все дальше и дальше отдаляется временем. В этом заключается актуальность данной работы. Если наше прошлое частично заключено в лексике классических художественных произведений, значит, понимание, толкование слов – это понимание, осознание истории. Ученик должен прийти к пониманию и осмыслению известного  выражения: Не быть Иваном, не помнящим родства… Словарь-комментарий может стоять тем самым путеводителем по повести Н.М.Карамзина. Особенность словаря в том, что каждое слово не только растолковано, к слову также подобраны синонимы. Создание словаря произведения – может стать основой групповой проектной деятельности учащихся. Приведу фрагмент из работы над проектом к повести «Наталья, боярская дочь»

Цель: создать словарь-комментарий к произведению  Н.М. Карамзина

Задачи:

  1. Отобрать непонятные слова для толкования из произведения и составить словарную статью, опираясь на литературные и исторические источники;
  2. Создать разные варианты словаря.

Предмет – слова, требующие объяснения и словарные статьи

Объект –произведение Н. М. Карамзина « Наталья ,боярская дочь»

Методы исследования – анализ, систематизация.

Гипотеза – создание такого словаря поможет учащимся понять не только художественный текст, но и мировоззрение писателя, особенности эпохи. Учащиеся. желающие принимать участие в групповом проекте, делятся на группы , каждая группа  получает задание: выписать из текста и дать толкование словам одной тематической группы:

1 группа :Слова, называющие и характеризующие  героев и персонажей : Например, благодетель, отрок, поселяне , хлебосол, горлица, гонцы ( царские), искусный ваятель и другие слова

2 группа:  Одежда и элементы одежды:

Подкапкам, камчатая телогрея, жемчужная повязка, кафтан, кушак,  костяной гребень…

3 группа: Слова, связанные с церковным миром

Агнец ,двунадесятый праздник, благовест , притвор храма, соборная церковь, ангел божий, образ, трапеза, крылос, венчание, священник, благословение…

4 группа : Дом, быт: сени, светлица, терем, горница, рукоделье,

ширинка, пяльцы, чарка…

5 группа: Мир чувств героев: добродетельный, томность…

чиста от поношения, облобызать, подгорюнилась, недуг человеческий, трепет ,беспорочно, незлобна,   целомудренны, умильность…

6 группа: Действия и поступки героев:

Разуметь, крушиться, прослыть, приметить, сокрушаться,  льститься, надлежало, оросить слезою, порицать, потупить  глаза, простереть руки , сокрыть…

7 группа: Слова- понятия:

Тяжба, нужды, риторство, секира правосудия,

 миртовоя беседка, язык оссианский, лобное место…

8 группа: Бог Морфей, Купидон, зефирова любовница, пиитические уподобления

9 группа: Слова из  воинские принадлежности:

бердыш, шишак , панцир, трофеи

10 группа: Устаревшие слова и формы слов:

особливо, оную, сия, искони, хладный, глас

В результате работы над проектом учащиеся составили словарь к повести Н.М. Карамзина

«Наталья ,боярская дочь», а также к сказке «Прекрасная царевна и счастливый карла»

 

Литература

  1. Альманах «Памятники Отечества» №41(5-6/1998)
  2. Журнал «Мономах» №4,2008г
  3. Карамзин Н.М. Избранное / предисловие Л. Емельянов. – М., 1985
  4. Книга для ученика и учителя: Г. Державин. Н. Карамзин. В. Жуковский.- Москва АСТ Олимп,1997,-745с
  5. Язык русских писателей XVIII века, сборник статей. – Л., 1981, 198с.
  6. Электронный ресурс // sbiblio.com: Русский гуманитарный интернет-университет. – 2002. – Электрон. дан. –  URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/milehina_ist/

 

Работа над словарем при изучении творчества Н.М. Карамзина