Эту статью я написала в январе для первого международного форума работников образования:
она была опубликована
в сборнике материалов форума работников образования,поэтому статья останется
в моем блоке только для портфолио без получения сертификата или свидетельства
Целью обучения детей у педагогов дополнительного образования является не прямая передача информации, а увлечение своих учеников в процесс познания, в знания.
Процесс решения детьми необычных творческих задач создаёт условия для творческой самореализации, повышает интерес к учению, развивает самостоятельность в принятии
решения, самостоятельно оценивать результаты своего труда.
А когда результаты работы детей востребованы,они получают удовлетворение от своей деятельности и проявляют рвение к решению новых творческих задач. Ребёнок отражает свои впечатления об окружающем мире, передаёт образы своего воображения в реальные формы,используя разнообразные материалы. В зависимости от возраста ребенка существуют проблемы в развитии творчества.
В дошкольном возрасте следует создавать психологические условия, формирующие у ребенка чувство собственной безопасности,раскованности, свободы, а это достигается поддержкой педагогом творческих начинаний. Именно в
этом возрасте разумно использовать игровые приемы, сказочные образы. Следует продумать и про наличие материалов для творческой деятельности детей. Без этого не возможен творческий процесс. Во многом результат зависит от заинтересованности ребенка,следует для этого умело концентрировать внимание ребенка, подводить его к деятельности при помощи различных стимулов: игра, неожиданный момент, просьба педагога о помощи,чувство значимости,живая выразительная речь педагога.В школьном возрасте начинают проявляться интересы и потребности детей к определённым видам творчества.
Лишь в обстановке творческой деятельности, предоставлении возможности самостоятельного решения может развиваться творческая личность. Прежде,чем придти к детям на занятие,заранее необходимо продумать с чего начать, как увлечь, заинтерисовать, найти нужную информацию,донести в доступной форме, продумать игровые моменты в зависимости от возраста школьников, физкультурные моменты,всё должно сочетаться с темой занятия,время должно проходить незаметно для детей, интересно.
Детей в дополнительное образование ещё можно увлечь, если педагог к своей работе
относится серьёзно, а не кабы. Начинаются занятия, но пришел ребенок-хорошо, нет – следует задуматься над тем, почему он не пришел, если нет серьезных причин его отсутствия. Проблемы не только в детях, но и в отношении некоторых родителей
к дополнительному образованию их детей. Следует задуматься над тем, как убедить родителей в необходимости получения дополнительного образования. В наше время
становится актуальным вопрос профессионального образования детей,а здесь многим детям должно помочь именно дополнительное образование в выборе профессиональной ориентации. А это значит, огромной задачей педагогов дополнительного
образования состоит в сохранении фундамента дополнительного образования,в конкретизации современных задач и изыскания способов и возможностей достижения
максимальных результатов. Образовательный процесс дополнительного образования придерживается не только вопроса получения ребенком профессиональных навыков
для его профессиональной ориентации,но и является развивающим фактором необходимым каждому ребенку не только на этапе социализации в детском возрасте,но и на последующих этапах взросления и вхождения во взрослую жизнь.
Время не стоит на месте. Приходиться моменты проведения занятия продумывать по новому, проводить по новому,много нового и интересного в должной форме доводить
до детей. Замечено, что наиболее результативнее и интереснее проходят занятия,когда на занятиях,особенно детей младшего возраста, присутствуют родители некоторых детей. Такое сотрудничество помогает активнее концентрировать и проявлять творческие возможности детей. Они помогают проводить различные конкурсы, экскурсии, викторины, праздники и выставки в творческих мастерских. Совместная работа с родителями способствует сближению детей, делает их труд плодотворным, активным, дружным. Дети становятся более уверенными, смелыми, находчивыми, доверительными, добрыми, отзывчивыми, а главное огромный интерес и рвение к творческой деятельности на занятиях. А в наше время очень актуален вопрос толерантности в обучении. Необходимо продумывать проведение занятия таким образом,чтобы процесс обучения проходил с моментами развития: взаимопомощи, поддержки, умения выслушивать, уважения детей друг к другу, уважения мнения и взглядов своих друзей, любви ко всему живому вокруг. Но не надо забывать и о том,что навязывание штамбов идей детям,это не способ привить детям творческие способности. В игровой и развлекательной форме занятия дети творчески заняты,а в процессе обучения получают навыки,знания и умения. Очень важно, если на занятиях используются современные интерактивные методы обучения. Дети на интерактивной доске просматривают подборки по тематике занятия из интернета, схемы, рисунки, фотографии.
Предоставление информации детям в такой форме,особенно детям младшего возраста,способствует более быстрому развитию и более лёгкому восприятию изучаемой темы.
Многих родителей волнует вопрос,связанный с досугом своих детей во внешкольных учреждениях, что позволяет родителям быть уверенными в том,что их дети под присмотром, когда сами находятся на работе. Вопросы дополнительного образования
они отодвигают и как правило эти вопросы становятся актуальными, когда дети переходят в старшие классы. Особое внимание в связи с этим следует уделить детям с ограниченными возможностями здоровья.
Этим должны заниматься компетентные педагоги дополнительного образования, обладающие определенными знаниями, умениями и навыками необходимыми для выполнения этой функции. Знаменитостями в искусстве и науке становятся те,кто с детства занимался тем, что ему было интересно.
Идеальными условиями проведения занятия прежде всего-хорошая ресурсная база. Это в наше время повсеместная проблема в организациях муниципального дополнительного образования детей. Приходиться использовать на занятиях то,что найдено в сундучке у бабушки, приобретать отходы производства в швейных мастерских и т.д.
Особенно важно,чтобы с детьми занимались педагоги-истинные фонаты своего дела,которые работают не только ради денег.В школе некоторые учителя берут
дополнительные часы на занятия по дополнительному образованию. Считаем,что учителя в школе и так загружены основным образованием детей. Было бы разумнее, если бы каждый занимался своим делом., то есть миссию дополнительного образования поручили только педагогам дополнительного образования. Среди них тоже иногда встречаются, кто не проявляет никакого стремления к познанию нового,не совершенствует свою деятельность. В связи с этим возникла необходимость введения процесса инновации в дополнительном образовании.
Дети приходят на обучение в учреждения дополнительного образования с разной самооценкой, с разными творческими возможностями, но важно то, чтобы дети приходили с горящими глазами,огромным желанием действовать и верить в себя. Главной целью инновационных идей должна быть выработка уверенности ребенка в себя,умения управления собой,развитие личности,стремящейся к своим успехам. Особенно актуально главное направление-исследовательское обучение, создание проблемных ситуаций. Их разрешение сопровождается привлечением детей к активной деятельности. Идет поиск новых познавательных объектов,в результате происходит овладения детьми знаний, умений, навыков.
Ребёнок самостоятельно постигает всё сам, а не в готовом виде принимает от педагога. Особого поощрения требует самостоятельно найденный ответ на неизвестный вопрос, через кропотливый процесс познания. Необходимо, чтобы каждый педагог дополнительного образования умел создавать программы,которые должны давать хорошие результаты обучения.Но при написанной программе пока еще существует проблема правильной организации проектирования полного усвоения. Осмысленность проводимого обучения-это не совсем все понятно и легко. Но тем не менее необходим выход-выход на конечный результат. Самое главное необходимо усвоить,что в учреждении дополнительного образования обучение осуществляется со стороны самого обучающегося, он идет заниматься тем, чем ему интересно. Достижения сочетания познавательной деятельности с развитием мышления должны позволить решать ребенку творческие и социальные задачи самостоятельно. Чтобы эти достижения были реальные, мы педагоги и основного и дополнительного образования должны объединиться и интегрированно решать задачи,которые выдвинула нам жизнь. Новый виток развития нашей жизни принуждает нас задуматься как это делать, какими способами и методами, но главное еще воспитать и сохранить доброту и человечность у детей. Кто как не мы-педагоги должны этим заниматься.