автор: Воронина Елена Николаевна
учитель начальных классов МОБУ “Новоладожская средняя общеобразовательная школа №1”
тема: Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид на дому
Примерная адаптированная рабочая программа по чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник «Чтение» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А.Богданова, М. «Просвещение», 2018г.
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
– воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
– формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
– развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
– учить самостоятельно работать с книгой.
Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
– осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
– пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
– участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
– выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
– чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
– ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
– определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
– чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
– определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
– чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
– пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
– выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание программы
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Учебно – методическое обеспечение:
- Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Богданова, М. “Просвещение”, 2018г.
- Наглядные пособия.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.
Тематический план разделов учебного курса
Чтение 3 класс (34ч)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | О школе и школьниках. | 4 ч |
2 | Листьям – время опадать. | 4 ч |
3 | Верные помощники. | 4 ч |
4 | Крылатые друзья. | 4 ч |
5 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 4 ч |
6 | Сказочные истории. | 3 ч |
7 | Трудолюбие – это клад. | 3 ч |
8 | Настали дни весенние. | 3 ч |
9 | Вот такие истории. | 3 ч |
10 | Летняя пора. | 2 ч |
Итого: 34 ч |
Календарно-тематическое планирование по чтению 3 класс
(34 ч)
Номер урока | Дата | Название раздела и темы урока | Содержание урока |
О школе и школьниках (4 ч) | |||
1 | 08.09 | В. Суслов «Веселый звонок»
Б. Заходер «Перемена» |
Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. |
2 | 15.09 | В. Голявкин «Не везет» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. |
3 | 22.09 | И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?»
С. Багров «Чужая отметка» |
Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану. |
4 | 29.09 | Я. Аким «Митины каникулы»
С. Михалков «Могут даже у ребят…» |
Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. |
Листьям – время опадать (4 ч) | |||
5 | 05.10 | К. Бальмонт «Осень»
С. Багров «Поспела брусника!» |
Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
6 | 12.10 | А. Барков «Золотая осень у тихих дорог»
М. Исаковский «Родное» |
Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту. |
7 | 19.10 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!»
Ю. Коваль «Листобой» |
Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
8 | 26.10 | К. Паустовский «Первый снег» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
Верные помощники (4 ч) | |||
9 | 09.11 | Украинская сказка «Овечка и волк»
Русская песенка «Козел» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. Отгадывание загадок. |
10 | 16.11 | Русская народная песенка «Как у нашего кота…»
В. Бианки «Кошкин питомец» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. |
11 | 23.11 | Русская народная «Колыбельная песенка»
Русская сказка «Собака и волк» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
12 | 30.11 | Г.Снегирев «Верблюжья варежка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
Крылатые друзья (4 ч) | |||
13 | 07.12 | Закличка. Русская народная потешка.
Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
14 | 14.12 | Н. Коростелев «Наша Галя» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
15 | 21.12 | А. Барков «Внезапное открытие»
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» |
Отгадывание загадки.
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. |
16 | 28.12 | Н. Сладков «Говорящие яички»
Т. Чинарева «Угощенье для синиц» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. |
Здравствуй, Зимушка-зима! (4ч) | |||
17 | 11.01 | И. Бунин «Первый снег»
Р. Погодин «Неприятностей не оберешься» |
Выразительное чтение. Заучивание наизусть.
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. |
18 | 18.01 | Г. Скребицкий «Зима» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. |
19 | 25.01 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»
Ю. Коваль «Снегири и коты» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. |
20 | 01.02 | В. Голявкин «Как я встречал Новый год»
В. Орлов «Снежная баба» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. |
Сказочные истории (3ч) | |||
21 | 08.02 | Таджикская сказка «Три арбузных семечка»
Английская сказка «Дочка пекаря» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
22 | 15.02 | Литовская сказка «Алмазный топор»
Дагестанская сказка «Львиная доля» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
23 | 22.02 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок. |
Трудолюбие – это клад (3 ч) | |||
24 | 01.03 | Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..»
Венгерская песенка «Пирог». |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
25 | 15.03 | Украинская сказка «Колосок»
Русская народная сказка «По работе и награда» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. |
26 | 22.03 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей»
Р. Абдрахманов «Новая перина» Е. Пермяк «Хитрый коврик» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану. |
Настали дни весенние! (3 ч) | |||
27 | 05.04 | Заклички о весне
Л. Толстой «Солнце – тепло» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
28 | 12.04 | Г. Витез «Весна подарила»
А. Барков «Березовый сок» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. |
29 | 19.04 | К. Ушинский «Пчелки на разведках»
А. Седугин «Тихо-тихо» Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. |
Вот такие истории (3 ч) | |||
30 | 26.04 | В. Азбукин «Пример аккуратности»
Е. Пермяк «Случай с кошельком» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
31 | 10.05 | С. Лежнева «Как Вовка праздновал день рождения»
Е. Серова «Ябеда» В. Осеева «Хорошее» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
32 | 17.05 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем»
В. Сутеев «Мешок яблок» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. |
Летняя пора (2 ч) | |||
33 | 24.05 | Т. Шорыгина «В лесу»
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» З. Александрова «Одуванчик» |
Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. |
34 | 30.05 | Арсений М-ий «Светлячок»
Э. Шим «Крот и заяц» В. Голявкин «Ника на даче» |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |