автор: Ворончихина Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания МБОУ “СОШ №28”, г.Ижевск

Роль религии в развитии культуры

 

Тема урока: Роль религии в развитии культуры

Актуальность работы : Религия – это один из первых социальных институтов, с древних времен она была частью внутреннего мира каждого человека и общества в целом. И даже когда человек не принадлежит ни к какой религии, он знает, что она существует. Религия влияет на общественное сознание и общественное поведение, она направляет, формирует и изменяет его.

С течением времени в религии произошли различные изменения. Сменялись поколения, а вместе с ними менялось и отношение к религии: от слепого поклонения народам до глубоких форм неприятия религии в любых сферах общественной жизни.

В настоящее время актуальность приобретает изучение истории религий, их эволюции и современного состояния.

Класс: 5 

Цель урока: осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Направленные на личностные результаты:

  1. осознавать свою идентичность как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям.

Направленные на метапредметные результаты:

  1. Организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
  2. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
  3. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
  4. Отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

 

Направленные на предметные результаты:

  1. Использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
  2. Различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

 

Ход урока.

Организационный момент.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

-Посмотрите на доску, что обозначают данные символы? (православие,буддизм, ислам, иудаизм)(слайд 2)

Как вы думаете, играет ли религия какую-либо роль в развитии культуры страны? Какая религия влияет на развитие нашей страны?

Тема нашего урока «Роль религии в развитии культуры». 

Предлагаю вам познакомиться с необходимыми на уроке понятиями: 

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Национальные религии – это религии, которые распространены в пределах одной нации или государства, например, иудаизм в Израиле, индуизм в Индии.

Мировые религии – это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. (буддизм, христианство, ислам).

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Итак, мы с вами определили ключевые понятия. 

У каждой религии есть место для совершения ритуала. В христианстве- церковь, храм. Исламе- мечеть. Буддизме – дацаны .(слайд 3)

 Но мы еще не ответили на вопрос: как же связана религия с культурой? Для этого мы должны разобрать само понятие « Культура». «Что такое культура?»

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.(слайд 4).

Задание детям: рассмотрите слова на доске и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: искусство, машина, предметы быта, обычаи, театр, здание, литература, украшение.) (слайд 5)

Беседа с учащимися:

– Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

– Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

Культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих.

Давайте нарисуем с вами кластер , какими качествами наделен культурный человек .

Ответы учеников: хорошие манеры, опрятность, вежливость, толерантность, обладает культурой речи, широкий кругозор.

Работа с рассказом.

– Я предлагаю вам прочитать небольшой рассказ и ответить на вопросы по тексту: 

Была девочка Маша как все. Все друг друга кличками обзывают, и она. Все ругаются, и она. Правда, скверные слова говорить ей не хотелось: они застревали у неё в горле. Но раз все, то…

Поселился в деревне, где жила Машенька, кузнец. Была у него чёрная громадная борода. Вот деревенские ребята и прозвали его Бородой. Ничего, казалось бы, в этом оскорбительного нет, да только ведь у всякого человека имя есть — в честь святого, чтобы был ему защитником и примером.

С именем человек неразрывно связан. Когда кто из злых людей хотел уничтожить в человеке самое сокровенное, святое, тогда вместо имени и давали либо номер, либо кличку. Иногда и дети по неразумию так поступают…

Идёт кузнец по улице, а ребятишки крикнут: “Борода!”, язык покажут, и утекать. Иногда даже камни ему вслед бросали. Маша тоже бросала, правда камешек поменьше выбирала, но бросала: раз все, значит, и она.

Кузнеца такие проделки детворы обижали. Человек он был новый в деревне, ни с кем близко ещё не успел познакомиться, а тут дети ему в спину камни бросают, дразнятся. Конечно, обидно. Втянет он в себя голову, ссутулится и уйдёт, опечаленный, к себе в кузницу.

Однажды Маша рассеянно стояла в церкви. Смысл Божественной службы пролетал мимо неё, будто кто-то заткнул ей уши. И вдруг Господь вернул ей слух, до её внимания долетели священные слова: “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца”.

Задумалась девочка, испугалась: “Это же обо мне! Что же я делаю? За что Бороде язык показываю, зачем камни в него кидаю? За что не люблю? А если бы со мной так?”

И ещё поразили её слова Господа, сказанные священником во время проповеди: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”.

И решила Маша начать жить по-новому. Как встретит кузнеца — улыбнётся, назовёт по имени-отчеству, поклонится, здоровья пожелает. И кузнец при виде Машеньки улыбаться стал. Вся суровость куда-то пропала, даже Машиным родителям сказал:

— Девочка у вас замечательная!

Заметила деревенская детвора, как Maрия с кузнецом приветливо разговаривает, и тоже с ним здороваться стала. Как-то раз всей гурьбой к нему в кузницу нагрянули. Тот их ласково принял, показал, как работает, и даже попробовать дал всем желающим. На прощанье каждого пряником угостил. Так они и подружились.

А Машенька с тех пор перестала быть как все, скорее все стали как Машенька, как её Бог научил.

Как вы понимаете фразу «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца».

Смысл данной притчи.

ВЫВОД:

Связаны ли культура и религия между собой?

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.( слайд 6).

Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме:

«Духовные сооружения Удмуртии»

Роль религии в развитии культуры