автор: Вощилова Виктория Викторовна

воспитатель НОЧУ Начальной школы-детского сада № 25

Трудности адаптации в детском саду

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»
В младшей группе, в силу своих возрастных особенностей, дети сложнее идут на контакт со сверстниками. Для них очень важно наладить общение с чужим взрослым – воспитателем. Вернее сказать, воспитатель должен найти подход к ребенку и помочь малышу легко пережить расставание с мамой. Что же делать, если адаптация ребенка проходит не просто?
Из личного опыта хочу поделиться некоторыми рекомендациями, которые помогут педагогу, ребенку и родителям адаптироваться к новым условиям.
Девочка Маша. Возраст на момент поступления в детский сад – 2 года и 3 месяца. Детский сад посещает 3 месяца.
Маша очень тяжело переживала расставание с мамой. У ребенка сразу же возникала паника, девочка громко плакала, не реагировала на игрушки. При этом нервно начинала обдирать кожу вокруг пальчиков. Постоянно просилась в туалет. Эмоциональное состояние неблагополучно сказывалось на сне, аппетите. Сон был поверхностный, тревожный, при этом Маша постоянно просыпалась и просилась в туалет несколько раз подряд. От прогулок ребенок отказывался, а на улице постоянно плакала, приходилось прогулку для нее сокращать. Со слов мамы, девочка не любит гулять, контактов с детьми избегает. Неохотно остается дома даже с папой. Друзей нет. В группе с детьми не общалась, если кто-то из детей подходил, могла толкнуть или ударить. Игрушками не интересовалась. Постоянно держала в руках свои вещи заколочки, резиночки, платочки и т.д. Потеря любого предмета сопровождалась громкой истерикой. Отчетливо были выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: потливость, тени под глазами, пылающие щеки.
Переход в группу был постепенным. Машу старались завлечь интересной игрой или занятием. Выяснили, что девочка ведет себя спокойнее, если заранее проговаривать о том, что она будет делать, чем заниматься. Маме был дан совет расширять круг общения ребенка, приглашать сверстников в гости, посещать детские площадки. Также родителям было предложено больше играть с ребенком в игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении.
Чтобы оптимизировать пребывание девочки в группе, Маше сделали коробочку, которую совместно украсили, и сложили все ее вещи. Девочка успокоилась, что вещи не потеряются и они рядом. В спальне на кроватку мамину фотографию, теперь ребенок торопится пообедать и бежит «читать маме книжку». При выходе на прогулку подробно рассказывали, чем будем заниматься. Складывали в сумочку мелкие игрушки, строили для них домики. Постепенно ребенок стал собираться на улицу без плача. С другими детьми в присутствии Маши проводились совместные игры, за которыми девочка стала внимательно наблюдать.
Адаптация проходит тяжело и осложняется тем, что девочка часто болеет и приходится начинать все сначала. Но улучшения есть, и мы стараемся закрепить положительный результат.

Трудности адаптации в детском саду