авторы:
Какушкина Татьяна Александровна
педагог-психолог
Фундаева Наталья Викторовна
учитель-логопед
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МО Плавского района “Центра развития ребёнка-детского сада “Берёзка”
статья: РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ.
Роль развития речи и психических процессов ребёнка в дошкольные годы жизни трудно переоценить. Так как психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены в своём функционировании и развитии, то, развивая одни процессы, мы «подтягиваем» и другие. Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, таким образом способствует развитию нескольких психических функций. В работе с детьми с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Овладение речью перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности отношения со взрослыми и другими детьми).
Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии и психологии. Пластичность активно формирующегося мозга позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.
Развитие речи на протяжении первых 3-х лет жизни – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и при общении с взрослым. Любые задержки или нарушение в развитии речи отражаются на поведении, а также деятельности ребёнка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации возрастного потенциала таким детям необходима специальная помощь.
В настоящее время широко изучается такой вид речевого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития ребёнка от возрастной нормы в возрасте до 3-х лет.
В процессе комплексного изучения детей с ЗРР были выделены два уровня речевого развития детей данной категории.
Первый уровень ЗРР – «Отсутствие речевого общения».
Второй уровень ЗРР – «Общение с помощью отдельных слов».
Данные психолого-педагогического изучения показали, что дети с задержкой речевого развития отличаются друг от друга не только уровнем развития речи, но и уровнем развития познавательных процессов, готовностью к сотрудничеству со взрослыми, а также разными возможностями преодоления речевых нарушений.
По мере поступления детей в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка» организуется их проверка по следующим параметрам: состояние речи с импрессивной и экспрессивной сторон, уровень сформированности общей и мелкой моторики, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти параметры основаны на следующих источниках: «Программа воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Схема системного развития нормальной детской речи» А.Н. Гвоздева, исследования старшего преподавателя кафедры СПП и ПМ ЧГПУ Е.В. Шереметьевой.
Родителям предлагается анкета, разработанная Институтом психологии РАН, Институтом коррекционной педагогики РАО и лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи. Данная анкета ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребёнка от 1 года до 2-2.5 лет в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербальных средств общения. Заполняя анкету, родители могут проанализировать собственное речевое поведение, задуматься о том, какие возможности для стимуляции речи своего ребёнка они используют.
Если у ребёнка выявлены отклонения по нескольким параметрам, изучается его медицинская документация, проводится собеседование с врачом-педиатром для выявления особенностей физиологического развития.
Следующим шагом в работе с данной категорией детей является организация работы по коррекционной диагностической программе. Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты: раннее выявление речевого и вторичного нарушений; развивающий характер обучения, основанный на дифференцированном подходе к детям (выявление зон актуального и ближайшего развития); комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений; мониторинг речевых успехов ребёнка; включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс; стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Ребёнок — биосоциальное существо. Заканомерности психического развития для детей с нормальным развитием и с отклонениями от нормы едины. Но каждая детская категория с отклонениями в развитии от нормы имеет свои специфические особенности, которые нужно изучать и применительно к ним разрабатывать научно обоснованные коррекционно-развивающие программы.
Работа по программе строится по следующим направлениям:
– развитие понимания речи окружающих;
– стимуляция потребности в вербальных высказываниях;
– формирование лексико-грамматических средств и диалогической формы общения;
– развитие фонетико-фонематической стороны речи;
– формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей;
– развитие моторной сферы.
Развитие речи и коммуникативных способностей – главный подраздел программы.
На начальных этапах работы большое внимание уделяется формированию невербальных средств общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. Детей учат выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы. В дальнейшем, при становлении вербального общения, эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.
На специальных занятиях формируются речевые навыки детей. Складывается представление о том, что всё увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании. В этом возрасте речь становится средством не только общения, но и познания окружающего мира. Систематизируется и обобщается речевой материал, приобретённый детьми в других видах деятельности, расширяется и уточняется словарь, развивается и активизируется связная речь.
Детей учат обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении); воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы на основе подражания; использовать в речи простые по слоговому составу слова. В дальнейшем малышей стимулируют к называнию знакомых свойств и качеств предметов; использованию в активной речи фразы из двух-трёх слов. При разучивании потешек, стихов, поговорок, считалочек при невозможности полного речевого высказывания используется способ договаривания. Кроме всего вышеперечисленного, на занятиях осуществляется подготовка к коррекции звукопроизношения.
Несмотря на широкий круг различных видов деятельности и организацию коррекционно-воспитательных занятий, воспитание и обучение ребёнка в ДОУ не может происходить изолированно от семейного воспитания.
В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Анализ результатов изучения семей даёт представления об интересах родителей в области воспитания и обучения детей. Это позволяет наметить следующие задачи взаимосвязи всех участников воспитательного процесса:
– изучение интересов родителей в сфере психического развития детей, методов воспитания и обучения;
– ознакомление родителей с основами физического, психического, социального, эстетического воспитания детей;
– побуждение родителей к активному участию в жизни группы;
– формирование умений и навыков совместной детско-родительской деятельности.
Для решения этих задач используются следующие средства: оформление уголка учителя логопеда и педагога-психолога, проведение родительских собраний, организация совместных праздников и детско-родительской деятельности, открытые занятия и консультации; ведение информационных папок.
Продуктивное общение с родителями детей невозможно без достаточного уровня владения техникой общения. Поэтому в рамках некоторых традиционных форм общения мы используем нетрадиционные техники и технологии. Одной из них является техника «Я – сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном (по Ю.А. Гладковой). Эта техника позволяет конструктивно выразить свои чувства, конкретно обозначить существующие проблемы и наметить пути их решения.
Чтобы общение с родителями было информативным и продуктивным, педагогу необходимо научиться резюмировать обширную информацию. Здесь может помочь составление синквейнов – небольших сообщений, позволяющих конкретезировать обширную информацию по разным направлениям развития и сделать её более точной и понятной для родителей. Такие сообщения состоят из нескольких строчек, которые начинаются с определения и разъяснения темы беседы и заканчиваются рекомендациями к дальнейшей работе.
Таким образом, на протяжении всего коррекционно-развивающего обучения, стимулируется активная позиция ребёнка в реализации имеющихся у него языковых способностей, а грамотное использование приёмов педагогического общения позволяет избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия педагогов и семьи в развитии ребёнка.
Список использованной литературы
- Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010.- № 2 (59).
- Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребёнка. М., 1995
- Гладкова Ю.А. Технологии педагогического общения с родителями// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 2.
- Гришина А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста. М., 1988.
- Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребёнка раннего возраста? // Логопед. 2007. № 4.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. СПб., 2004.
- Рыбкина Л.В. О развитии навыков общения детей раннего возраста// Логопед в детском саду. 2006. № 2.
- Ульенкова У.В. Концептуальные основы изучение детей с проблемами в развитии и организации психологической помощи им // Психолог в детском саду. 2010. №3