автор: Вьюркова Елена Владимировна
Преподаватель
ГБУ ДО «ДШИ им. А.А. Талдыкина г. Калининска Саратовской области»
Организация и наполнение методического и натюрмортного фонда в детской школе искусств
Организация и наполнение
методического и натюрмортного фонда в детской школе искусств
Художественное отделение нашей Детской школы искусств – это большая, дружная творческая семья! Около двухсот юных художников с большим удовольствием и радостью занимаются рисунком, живописью, станковой и прикладной композицией, скульптурой, изучают историю изобразительного искусства. Обучение проходит по предпрофессиональной программе «Живопись». Срок обучения пять и восемь лет. Своё интересное путешествие в мире искусства дети совершают вместе с опытными преподавателями. Дети развивают свои творческие способности, изучают законы визуальной культуры, знакомятся с основами изобразительной грамоты. Развивают фантазию и творческое воображение, способы и техники работы различными художественными материалами. Школа искусств – первая ступень в триаде обучения и профессиональной подготовке детей для их профессиональной ориентации и дальнейшего поступления в профильные училища, техникумы и ВУЗы. В последствии – это будущие специалисты. Не все ученики свяжут свою судьбу с искусством. Это единицы – особо в него влюблённые. Преподаватели испытывают большую радость и гордость, когда выпускники выбирают интересную творческую профессию!
Знакомство с изобразительным искусством происходит постепенно. В образовательные программы включены задания разной степени сложности. Задания разнообразны, имеют разные цели и задачи. Постепенно усложняются с каждым годом обучения. Процесс обучения по таким предметам, как «Рисунок» и «Живопись» в основном строится на рисовании с натуры. Соответственно, нужно иметь необходимый для образовательного процесса предметно – методический фонд, являющийся важной составляющей образовательного процесса. Он должен быть грамотно сформирован и удобен в использовании. В нашей школе это отдельное помещение. Хорошо, если есть такая возможность. Это намного лучше, чем разброс натюрмортного фонда по разным кабинетам. Наполняемость натюрмортного фонда имеет большое значение. Предметы имеют инвентарный номер. Так легче вести учёт и следить за необходимым наполнением предметного фонда.
В начале обучения дети знакомятся с линейной и воздушной перспективой, учатся анализировать конструкцию предметов, правильно их строить. Очень хорошо, когда в предметном фонде есть: каркасы различных геометрических тел, крынки, объёмные геометрические предметы. В процессе обучения необходимы: гипсовые розетки, рельефы, череп, голова Гудона в обрубовке и мышцах, гипсовые головы, бюсты, гипсовые части лица и тела Давида для рисования.
Натюрмортный, предметный фонд лучше разделить по блокам – материалу и цвету. Стекло, керамика, дерево, металл и т. д. Можно отдельно собрать крынки, чугунки, деревянные ложки, старинные утюги, горшки и т.д. Создав народный уголок, добавить русский народный костюм. В отдельные блоки выделить музыкальные инструменты и чучела птиц, крупные предметы. Отдельно собрать драпировки. Их можно не только положить на полку, но и развесить на специальных направляющих по цветам и оттенкам. Когда есть зонирование преподавателю легче ставить натюрморт и готовиться к уроку. Для полноценного образовательного процесса преподавателям художественного отделения важно, чтобы методический и натюрмортный фонд был наполнен разнообразно. В соответствии с темами и заданиями программы.
Хорошо, когда есть библиотечный фонд. Состоящий из книг и журналов по искусству, подборок репродукций. Наглядных пособий по предметам, цветоведению и т. д. интернет ресурсы и мультимедиа устройство для наглядного показа и дополнительной информации по той или иной теме. Разнообразные варианты получения информации в процессе обучения очень интересны современным детям.
После проведения промежуточной и итоговой аттестации отбираются лучшие работы учащихся в методический фонд художественного отделения школы. В последствии, преподаватели используют работы для наглядного показа на своих уроках. Работы, отобранные в фонд, также группируются по блокам: «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно – прикладная композиция», работы студентов 1 курса СХУ им. А.П. Боголюбова, работы, собранные для тематических выставок, «Наглядные пособия».
В завершении хочу отметить, что методический и натюрмортный фонд в художественном отделении детской школы искусств является организованным пространством, грамотно сформированным и удобным в использовании. Он должен включать в себя всё необходимое для учебного процесса. Ведь хорошо организованный и разнообразно наполненный методический и натюрмортный фонд является важным средством повышения качества художественного образования в Детской школе искусств.