автор: Галяутдинова Елена Геннадьевна

Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 30 г.о. Орехово-Зуево

Консультация для родителей “Столовый этикет или Правила поведения за столом”

Консультация для родителей

Галяутдинова Е.Г., воспитатель

«СТОЛОВЫЙ  ЭТИКЕТ

ИЛИ  ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»

        Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. 
         Зачем нам нужны правила поведения за столом? Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы люди простые, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание возвыситься над окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей.  Рассмотрим некоторые из них:

-Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;

-Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;

-Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);

-Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное,  как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;

-Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не усложнить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой.   

                     Правила поведения за столом в детском саду.

     Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив нашего детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 25 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый.

 

                                      Средняя группа (4-5 лет)

  1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
  2. Умение не крошить хлеб
  3. Пользоваться столовыми приборами
  4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
  5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
  6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи

7.Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать

  1. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
  2. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой

10.. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды

  1. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения.
Консультация для родителей “Столовый этикет или Правила поведения за столом”