автор: Ганиева Гулия Халилевна
МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»

Конспект занятия в старшей группе «День родного языка»

Конспект занятия в старшей группе «День родного языка»

Тема:  ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА 

Цель: расширить и углубить знания о нашей многонациональной стране. 

Задачи:

 развивающие: расширять кругозор, воображение, совершенствовать память, поддерживать любознательность; 

воспитательные: прививать доброжелательное отношение к людям другой национальности, формировать у детей патриотические чувства, гордость за свою многонациональную Родину; 

обучающие: ознакомление детей с культурой и традициями Республики Татарстан, с культурой народов Поволжья: традициями, обычаями, национальными костюмами. 

Основная образовательная деятельность: социально-коммуникативное развитие. 

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие.

 Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

 Приемы: диалог, вопросы к детям, показ педагогом, игровая ситуация, объяснения, художественное слово. 

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная. Предполагаемый результат: дети рассказывают о традициях, играх народов Поволжья в пределах изученной лексики, общаются между собой и со взрослыми; активно участвуют в развлечении, проявляя интерес и инициативу. 

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Обычаи народов Поволжья». 

Активные слова: уйна, уйный, уйныйм, бие, биим, бии, җырла, җырлыйм, җырлый, барам. 

Пассивные слова: бәйрәм, туган телем.

 Предварительная работа: разучивание стихов, песни «Әйлән бәйлән», танца и лексического материала по теме «Без бәйрәмгә барабыз», подвижных игр народов Поволжья: марийская народная игра «Беляша», русская народная игра «Золотые ворота», подбор оборудования и демонстрационного материала. 

Оборудование к развлечению: для воспитателя: выставка кукол в национальных костюмах и предметы быта народов Поволжья; интерактивная доска с презентацией о культуре народов Поволжья, магнитофон, игрушка Инопланетянин; для детей: атрибуты для подвижных игр «Беляша», «Золотые ворота», национальные костюмы-русские, татарские, марийские. 

Ход организованной деятельности 

  1. Вводная часть
  2. Организационный момент «Улыбнись другу»

 Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Исәнмесез, кадерле балалар! Кәефләрегез ничек? (Әйбәт). Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее, праздничное). Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением – улыбнемся друг другу.

  1. Основная часть 
  2. Встреча с гостям. (встреча с пришельцем из далекой галактики – Вали. Раздается шум за дверью). 

Воспитатель: Что бы это могло быть? (Уходит за дверь, берет игрушку Инопланетянина). Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел. Он весь дрожит и напуган. Как вы думаете, кто это? (Игрушка, инопланетный человек. Слушает речь игрушки). Он мне говорит, что его зовут Вали. Он житель планеты из дальней галактики и летел в гости к своим родственникам. Но его корабль сбился с пути и совершил аварийную посадку на нашей планете. И он очень напуган, так как не знает куда он попал. Давайте расскажем ему о нашей планете, что мы знаем? Как называется Республика, в которой мы с вами живем? (Республика Татарстан). Правильно, Республика Татарстан.

 (Дети читают стихи). 

Мы в любимом Татарстане 

Дружно, весело живем. 

По – татарски и по – русски 

Мы танцуем и поем. 

Веселиться вместе с нами 

Всех друзей к себе зовём.

  1. Показ презентации «Мой поселек» 

Воспитатель: А как называется наш поселок, в котором мы живем? (Богатые Сабы). Правильно, город Богатые Сабы. Вы готовы к путешествию? Тогда нам непременно понадобится хорошее настроение. 3. Игровая ситуация «Путешествие по родному городу» Воспитатель: Начнём наше путешествие. Ребята, представьте, мы все в автобусе, в автобусе не только жители нашего поселкаа, но и гость, который приехал в наш поселок в первый раз. Поэтому, нужно выбрать экскурсовода. Он будет рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. (Дети занимают свои места в автобусе, выбирают экскурсовода, и воспитатель во время путешествия показывает презентацию с изображением разных достопримечательностей поселка, с которыми дети уже знакомы, а ребенокэкскурсовод по очереди объясняет, где они находятся). 

  1. Беседа о многонациональной Республике

 Воспитатель: Ну что, Вали, ты хоть немного успокоился? Он говорит, что немного успокоился, так как на его планете тоже есть страны и города, реки и горы. Но вот жители у них все одинаковые внешне и говорят на одном языке, и поэтому живут они мирно и спокойно. А у нас на планете все люди разные, и он думает, что мы все постоянно ссоримся. Поэтому ему все равно страшно. Как вы думаете, ребята, прав ли наш гость? (Нет, мы дружные ребята. Мы вместе играем, поем, танцуем). Давайте докажем, что, имея разную внешность и даже разговаривая на разном языке, можно жить мирно. Для этого нам надо будет отправиться в путешествие по нашей стране. Так как наша страна такая непобедимая и могучая только благодаря нашему народу. Народ у нас разный, но дружный. Вы согласны? (Да. Давайте покажем Вали, какие мы дружные). В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. 

(Дети читают стихи). 

Йөри безнең бакчага 

Бик күп төрле балалар, 

Төрле-төрле телләрдә 

Сөйләшә белә алар. 

Воспитатель:В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский 319 язык. Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык. (Дети читают стихи). 

Татар теле – минем туган телем, 

Сөйләшүе рәхәт ул телдә, 

Шул тел белән көйлим, 

Шул тел белән сөйлим 

Милләттәшем булган һәркемгә. 

Воспитатель: А сейчас приглашаем детей рассказать о традициях, культуре татарского народа. (Танец с веерами с элементами татарского национального орнамента в национальных костюмах). Но все же язык, на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский. (Дети читают стихи). 

Есть слово такое хорошее – «наш». 

И пусть ты татарин, якут иль чуваш, 

Родился ли русским, мордвой, осетином, 

Будь Родине добрым и любящим сыном! 

Если хочешь судьбу переспорить, 

Если ищешь отрады цветник,

 Если нуждаешься в твердой опоре

 Выучи русский язык! 

Татарча да яхшы бел, 

Русча да яхшы бел.

 Икесе дә безнең өчен 

Иң кадерле затлы тел.

 Воспитатель: А сейчас приглашаем ребят, они расскажут о традициях, культуре русского народа. (Народная русская игра «Золотые ворота» дети в русских костюмах). Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными.

 (Дети читают стихи).

 Нинди ямьле көн бүген! 

Йөгереп урамга чыктым. 

Туган тел бәйрәменә

 Бакчабызга ашыктым. 

Бакчабызда бүген бәйрәм, 

Бәйрәмнең дә ниндие?! 

Барыбыз да көтеп алган 

Безнең Туган тел көне! 

В день родного языка 

Вам его хранить желаю, 

 Чтобы речь была легка, 

Бранных слов не повторяя, 

Говорите хорошо – 

Слово доброе приятно!

 Для того язык пришел,

 Чтоб на нем общаться внятно. 

Воспитатель: Пришло время познакомиться с традициями, культурой марийского народа. (Игра «Беляша» в национальных марийских костюмах). Действительно, все языки народов прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! 

Песня «Әйлән бәйлән» 

III. Заключительная часть Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Как вы думаете, оно оказалось полезным? (Ответы детей). Эти знания пригодятся? А с кем вы поделитесь новыми знаниями? (С мамой, с друзьями). Очень хорошо. Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. 

Конспект занятия в старшей группе «День родного языка»