автор: Гаранина Елена Петровна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №7”

Конспект занятия в старшей разновозрастной группе

«Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

– Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;

– Развивать творческие способности и воображение, умение рассуждать и делать выводы;

– Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних  условиях;

– Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Словарная работа: зимующие, перелетные, время года, юг.

Материал: картинки с изображением птиц.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц.

Ход занятия:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах

(Предложить картинки с птицами)

– Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать

(Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и показывают их)

Воспитатель читает стихотворение:

О чем поют воробушки

В холодный день зимы?

Мы выжили

Мы выжили

Мы живы! Живы мы!

– Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы, а именно те, которые вы показали на картинках. А почему зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? А чем питается дятел? Что такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? И мы, ребята, будем кормить с вами эту очень красивую птичку.

Воспитатель показывает детям картину с изображением синички.

– Посмотрите, какие красивые у нее перья: на груди- желтые, на голове- черные, на щеках- белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего?

– Дети, а вызнаете, что у рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе – снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь – показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчика под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Подвижная игра «Птички в гнездышке»

– Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

– Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

– Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

– Правильно, можно сделать и повесить кормушки

Воспитатель вносит пластиковую бутылку с заранее прорезанными окошками, привязывает веревочку к горлышку бутылки и объясняет свои действия, рассказывает о технике безопасности.

Дети рассматривают кормушку, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормите птиц.

Физминутка:

Перед тем как вылетать

Надо крылышки размять

Вверх крыло, вниз крыло

А теперь наоборот

(Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Вправо – влево наклонились

И вперед – назад прогнулись

(Наклоны влево – вправо, вперед – назад)

По команде приседаем

Раз, два, три, четыре, пять!

Упражнения выполняем –

Чур, друзья, не отставать!  

(Приседания)

– Ребята надо пойти и повесить кормушку и подкормить птиц.

– Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; Свиристели – рябину, маслины; Голуби – крупы, хлеб.

В конце занятия дети одеваются и выходят на улицу. Вместе с воспитателем укрепляют кормушку. Воспитатель напоминает, что теперь нужно каждый день подкармливать птиц.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья.

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое»!

Непосредственная Образовательная Деятельность “Зимующие птицы”