автор: Гаранина Елена Петровна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №7”
Конспект занятия в старшей разновозрастной группе
«Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Задачи:
– Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;
– Развивать творческие способности и воображение, умение рассуждать и делать выводы;
– Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
– Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Словарная работа: зимующие, перелетные, время года, юг.
Материал: картинки с изображением птиц.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц.
Ход занятия:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня…(зима) |
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах
(Предложить картинки с птицами)
– Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать
(Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и показывают их)
Воспитатель читает стихотворение:
О чем поют воробушки
В холодный день зимы? Мы выжили Мы выжили Мы живы! Живы мы! |
– Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы, а именно те, которые вы показали на картинках. А почему зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? А чем питается дятел? Что такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? И мы, ребята, будем кормить с вами эту очень красивую птичку.
Воспитатель показывает детям картину с изображением синички.
– Посмотрите, какие красивые у нее перья: на груди- желтые, на голове- черные, на щеках- белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего?
– Дети, а вызнаете, что у рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе – снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь – показалась голова и спряталась: это рябчик. Даже не два, а три спасения рябчика под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Подвижная игра «Птички в гнездышке»
– Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
– Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
– Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
– Правильно, можно сделать и повесить кормушки
Воспитатель вносит пластиковую бутылку с заранее прорезанными окошками, привязывает веревочку к горлышку бутылки и объясняет свои действия, рассказывает о технике безопасности.
Дети рассматривают кормушку, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормите птиц.
Физминутка:
Перед тем как вылетать
Надо крылышки размять
Вверх крыло, вниз крыло
А теперь наоборот
(Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны)
Вправо – влево наклонились
И вперед – назад прогнулись
(Наклоны влево – вправо, вперед – назад)
По команде приседаем
Раз, два, три, четыре, пять!
Упражнения выполняем –
Чур, друзья, не отставать!
(Приседания)
– Ребята надо пойти и повесить кормушку и подкормить птиц.
– Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; Свиристели – рябину, маслины; Голуби – крупы, хлеб.
В конце занятия дети одеваются и выходят на улицу. Вместе с воспитателем укрепляют кормушку. Воспитатель напоминает, что теперь нужно каждый день подкармливать птиц.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья. И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое»! |