автор: Гиндулина Гульназ Рифовна

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 16», город Уфа

Основа и окончание слова. 3 класс, открытый урок.

Тема урока: Состав слова. Окончание.

Основные цели:      

  1. введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
  2. формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
  3. познакомить с ролью окончания в предложении;
  4. развивать умение выделять в словах окончания;
  5. повторять и закреплять изученные орфограммы;
  6. воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

 Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: формирование чувства гордости за   свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть Вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

 

Сегодня замечательный день. У нас сегодня гости. Давайте повернемся к ним и улыбнемся.

Ребята, послушайте одну историю:

У мудреца , однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):

— Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? 

Жив мотылек в моих руках, иль нет? 

Ладоши в этот миг легонько сжал

Пленный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

— Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

 

-Результат нашей с вами работы в наших руках, т.е. зависит от нас.

— Вы верите в свои силы?

-И я верю в ваши силы.

— Желаю Вам на уроке удачи.

  • Словарная работа.

— Открыли тетради

— Записали сегодняшнее число

Одиннадцатое ноября.

Классная работа.

Понедельник.

11.11. Международный день энергосбережения.

День экономиста в России.

День работника восстановительного поезда.

— Минутка чистописания оро

 

— Ребята, о чем я вам говорю, замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь, сообщения.

Дорога

— Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога».

— Ралина, найди нам, пожалуйста, это слово в словаре Ожегова.

— А мы с вами определим, какая здесь орфограмма?

— Верно, это слово нельзя проверить, поэтому давайте запишем его в тетрадь и запомним его написание.

Слово трудное попалось,

Это братцы не беда

Нарисуем в слове букву О

И не забудем никогда

— А теперь ответьте на вопрос.

— Какая бывает дорога? (шоссе, железная, проселочная, грунтовая).

— Посмотрите, на слайды с видами дорого.

— Во время ВОВ была «Дорога жизни».

— Может кто-нибудь слышал, что это за дорога?

(Дорога жизни – это путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом.

И в 2020 г. мы будем праздновать 75-летие со дня Победы.

— Мы должны помнить и быть благодарными ветеранам за чистое небо над головой.

  • Актуализация знаний.

— У вас на партах лежат конвертики.

— Возьмите голубой и желтый листочки.

— Ответьте устно на вопросы.

Голубой лист.

  1. Изменяемая часть слова это –
  2. Окончание служит для – 
  3. Окончание, которое не выражено звуковыми, называется – 

 

Желтый цвет.

  1. Какая часть слова называется основой?
  2. Основа – это изменяемая или неизменяемая часть слова?

 

— Ребята, определите тему урока.

— Давайте поставим цели нашего урока.

— Мы сегодня должны подробнее узнать об основе слова и с помощью упражнений ответить на те вопросы, на которые у нас возникли затруднения.

 

 — Посмотрите на доску.

 

Мам_ слушает дочк_.

— Составьте предложения.

— Почему получились разные предложения? (вставили разные буквы в конце слова).

— Изменился ли смысл предложения?

 

Мама и маму это однокоренные слова? (нет, это разные формы одних и тех же слов) 

Дочка и дочку.

— запишите предложения.

 

Маму слушает дочка.

 — под диктовку. Аскар к доске.

— выделить окончания и основу слова

— Найдите грам. Основу (Саша Алек)

— Проделав эту работу, какой вывод мы можем сделать. (Окончания могут быть изменить смысл предложения).

 

А какой у нас скоро праздник (День мамы) 24.11.

 

Это самый нежный праздник, созданный, чтобы вспомнить о самом важном человеке, о маме, которая заслуживает внимания каждый день в году.

 

— физ-ка для глаз.

— Найдите глазками самую дальнюю точку. Посмотрите.

-Посмотрите на дерево.

 

— Ребята, а сейчас какое время года? (осень).

— А какая осень? (поздняя).

— Взяли белую карточку. Вставьте в тексте окончание.

 

Поздняя осень.

Вот уже и поздняя осень. Льют дожд_. Деревь_ почти оголились, только остались отдельные листочк_. Певчие птиц_ улетели на юг, кругом стоит тишин_.

1 вариант – выпишите слово осень; 2 вариант – дожди. (подберите однокоренные слова).

 

У поэта Николая Некрасова есть стихотворение, которое точно рисует картину поздней осени. 

Поздняя осень,

Грачи улетели

Лес обнажился

Поля опустели

— Какой вывод м/м сделать?

— Что такое корень слова?

 

Физминутка. 

— про осень.

— работа в парах.

 

Пушистый снегирь сел ветк_ рябин_.

— Что нужно сделать чтоб из данных слов составить предложение? (Изменить окончания и добавить предлог).

-выполняем

— Прочитайте предложения.

— Какой вывод можем сделать? (Окончание вместе с предлогом служит средством связи слов в словосочетании и предложении.

— В завершении урока, я предлагаю вам подытожить наш урок. Сейчас вам необходимо разделиться на группы.

Поиграем в Х и О.

— Игра заключается в следующем: Я буду читать Вам утверждения, если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, не согласны О.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова (Х)
  2. Родственные слова еще называют однокоренными (Х)
  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень? (О)
  4. Корень – это главная часть предложения (О)
  5. Окончание – это изменяемая часть слова (Х)
  6. Гусь, гусыня, гусеница это однокоренные слова. (О)
  7. Часть слова, включая окончание – это основа (О)
  8. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково (Х)
  9. Основа – это неизменяемая часть слова (Х)

 

Итог урока.

— Молодцы.

— Что нового узнали на уроке:

— Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 

         Рефлексия.

 

— Ребята, сегодня все было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу. 

— Откройте конвертик.

— Вы видите 3 бабочки.

Зеленый – мне понравился урок, у меня многое получилось.

Желтый – были небольшие сомнения.

Красный – урок не понравился, было много ошибок.

Учитесь с улыбкой

Шутите учась!

Любая ошибка

Исчезает, боясь

Веселой науки

И радостных глаз 

Учитесь без скуки

Всегда!

 

В добрый час.

 

Основа и окончание слова. 3 класс, открытый урок. Гиндулина Гульназ Рифовна

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram