автор: Голосова Елена Леонидовна

учитель географии МОУ СОШ №3 г. Маркс Саратовской области

Технологические карты первых уроков по географии 5 класс

Технологическая карта изучения темы

«Географические методы изучения окружающей среды» 5 класс.

Цель темы №1
  • познакомить обучающихся с новым предметом — географией;
  • раскрыть особенности содержания курса;
  • показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
  • выяснить, какие задачи решает география;
  • ознакомить с методами географической науки;
  • познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.
Планируемый результат Предметные:  география; задачи и методы географической науки.

Метапредметные: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Личностные: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Основные понятия география; задачи и методы географической науки.
Межпредметные связи История, природоведение.
Тема урока №1 Значение географических знаний в современной жизни
Тип урока Вводный Изучение нового материала
Вид контроля ———-
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер.

Организация пространства Работа фронтальная
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап.  Организационный момент.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Личностные УУД коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха.

II этап. Актуализация знаний.

Цель –  знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования;

  – развивать творческое воображение;

-создать условие для активизации мыслительной деятельности обучающихся

Работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов

знакомство с новым учебником в процессе работы с ним.

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Знакомство с основными приёмами работы с учебником.

Организовать  

Информационную беседу

Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш: географический опыт».

Вопрос: Какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией.

II этап. Актуализация знаний.

  • Что они знают о географии? С чем или с кем они связывают географию? Что они хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы они уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире?
  • рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3).

обсуждается познавательная задача: зачем нам география? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки

  • где были произведены товары, которые окружают вас дома?
  • обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией
  • Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника
  • Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи методов исследования

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: поиск, выделение информации

Коммуникативные: аргументация своего мнения

III этап.

Закрепление пройденного материала

Цель –

– закреплять знания об приемах работы с учебником и тренажером;

  – развивать умение выбирать  нужное из текста;

 – создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Работать с информацией, представленной в тексте учебника.Участвовать в  практической работе  

Работа с тренажером

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу  по учебнику.Организовать практическую  самостоятельную  работу III Формирование и отработка умений.

  • изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника
  • Выполнение заданий №4-5 тренажера с. 5

УУД: Формирование и отработка умений методов работы с учебником и тренажером

IV. Итог урока.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке

Рефлексия деятельности.

Работа с тренажером

Организовать работу  по теме «Мои достижения по теме»  с.6 тренажера Домашнее задание:

  1. Изучить § 1.
  2. Ответить на вопросы 1—3.
  3. Выполнить задание 4.
  4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:
Название продуктов питания Город Страна
1
2
3
Общий вывод:

Технологическая карта изучения темы

«Развитие географических знаний о Земле» 5 класс.

Цель темы №2
  • выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;

– показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.

Планируемый результат Предметные: освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники.

Метапредметные: изучить текст учебника, анализировать рисунки учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; высказывать своё мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.

Личностные: оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения образа мира по мере освоения Земли.

Основные понятия освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники.
Межпредметные связи История, природоведение
Тема урока №2 Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней
Тип урока комбинированный
Вид контроля фронтальная
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер

Организация пространства комментированное чтение; составление плана фрагмента § 2 «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?».
Оборудование физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
I этап.  Орг. момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап.  Организационный момент

Личностные УУД коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха

II этап. Актуализация знаний.

Цель – познакомить с историей освоения планеты

  – развивать творческое воображение;

-создать условие для активизации мыслительной деятельности обучающихся

Ответы на вопросы

Работа с текстом учебника по  определению темы урока

составляют план фрагмента «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?»

Проверяет понимание темы предыдущего урока по вопросам

выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди.

Организует работу с текстом учебника

  1. Что означает термин «география»?
  2. Что изучает география?
  3. Какие задачи стоят перед географической наукой?
  4. С помощью каких методов ведут исследования учёные-географы?
  5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес? Что вызвало затруднение?
  6. Что вы выяснили, изучая этикетки продуктов? Откуда на вашем столе продукты питания? Какой исследовательский вывод вы сделали?

Коммуникативные: читать устно и по себя тексты, ставить вопросы к тексту

III этап.

Закрепление пройденного материала

Цель –

– закреплять знания об истории освоения планеты Земля;

  – развивать умение выбирать  нужное из текста;

 – создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать в  практической работе

Работа с тренажером

Организует работу с тренажером Выполняют задание 6 «Это мне интересно» в форме эссе.

Выполняют задания №1-3 тренажера

Регулятивные: планирование и организация своей деятельности

Домашнее задание
  1. Изучить § 2.
  2. Ответить на вопросы 1—4.
  3. По желанию двое-трое учащихся выполняют задание 5.
Цель темы №2 Цели урока:

  • выяснить, как открывались материки Австралия, Антарктида;
  • раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев;
  • раскрыть подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Планируемый результат Предметные: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.

Метапредметные: изучить текст § 3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных-землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Личностные: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепроходцев в освоении новых земель.

Основные понятия освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники.
Межпредметные связи История, природоведение
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер

Организация пространства комментированное чтение; составление на основе текста систематизирующей таблицы.
Оборудование физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников.
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
I этап.  Орг. момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап.  Организационный момент

коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха

II этап. Проверка домашнего задания обсуждают вывешенные рисунки, выполненные для задания 5.

Ответы на вопросы

Проверяет понимание темы предыдущего урока по вопросам
  1. Как складывались представления о Земле в древние времена?
  2. В чём вклад Аристотеля, Эратосфена и Птолемея в изучение Земли?
  3. Оцените значение Великих географических открытий.
  4. Каков вклад Ф. Магеллана в освоение Земли?

Вы написали эссе о X. Колумбе. Давайте дадим оценку подготовившим лучшие эссе.

III этап. Актуализация знаний. Цели урока:

  • выяснить, как открывались материки Австралия, Антарктида;
  • раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев;
  • раскрыть подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Учащиеся открывают текст § 3 и определяют, какие вопросы они будут изучать.

Вначале учащиеся выясняют, когда и как была открыта Австралия. Оценивают вклад А. Тасмана и Д. Кука в открытие и освоение этого материка. С этой целью учащиеся изучают текст «Как продолжались открытия материков?», делая по ходу чтения текста пометки карандашом:

Учитель дополняет ответы учащихся материалами из хрестоматий, научно-популярных книг. Для систематизации вклада русских путешественников полезно при работе с текстом заполнять следующую таблицу:

Великий русский путешественник, землепроходец Вклад в освоение новых земель

Коммуникативные: читать устно и по себя тексты, ставить вопросы к тексту

Говоря о подвиге путешественников, исследователей, учитель обращает внимание на сложности, драматизм событий во время экспедиций, а также на то, что сила воли, ответственность, долг и честь помогали первопроходцам, несмотря на тяготы и невероятные трудности, идти вперёд, открывая неизведанные земли. С этой целью обсуждается задание 8.

IIII этап.

Закрепление пройденного материала

Цель –

– закреплять знания об истории освоения планеты Земля;

  – развивать умение выбирать  нужное из текста;

 – создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

Участвовать в  практической работе

Работа с тренажером

Организует работу с тренажером Выполняют задание 11 «изучаем на практике» в форме сообщения.

Выполняют задания №8 тренажера

Регулятивные: планирование и организация своей деятельности

Домашнее задание
  1. Изучить § 3.
  2. Ответить на вопросы 1—4.
  3. Задания 5—7 учащиеся выполняют по собственному выбору.

Технологическая карта изучения темы

«Земля — планета Солнечной системы (3 ч)» 5 класс.

Цель темы №3
  • выяснить, как устроена Солнечная система;
  • формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;
  • объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Планируемый результат Предметные: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

Метапредметные: на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света

Личностные: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Основные понятия Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света
Межпредметные связи природоведение
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер,  атлас

глобус, презентация «Движение Земли»

Организация пространства комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.
Тема урока №4 Земля — планета Солнечной системы
Тип урока комбинированный
Вид контроля Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.  Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке? Как учёные собирают информацию о Земле?

Включаются в деловой ритм урока.

Работа со схемой с.17

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий.
  1. Назовите источники географической информации.
  2. Что такое географические информационные системы? Какова их роль для науки?
  3. Оцените роль космических исследований для развития географии.
Работа с конспектом

Беседа с учителем

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. каждый из вас задумывался, как устроен мир? Какое место занимает Земля в бескрайнем пространстве Вселенной?

– Так поставим же с вами  цель нашего урока?

начать с рассмотрения шмуцтитула с названием темы «Планета Земля» (с. 19), который вводит учащихся в тему. Эпиграфом к уроку становятся слова М. В. Ломоносова и И. Северянина, помещённые на шмуцтитуле. Учащиеся обращают внимание на часть древней карты звёздного неба. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы При изучении устройства Солнечной системы важно, чтобы учащиеся поняли, что Земля — одна из планет Солнечной системы, которая является одной из множества звёздных систем, входящих

во Вселенную

Тема урока: «Земля – планета Солнечной системы»

с помощью шмуцтитула определяют, какие планеты входят в Солнечную систему

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: формулирование познавательной цели;.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов. _ Определение материков и океанов

-Самый маленький и самый большой материк Земли

-Определение частей света

-Россия находится на каком материке и в какой части света

Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Работа с тернажером: задания №1-5 с.11

Работа с к/картой:

-обозначение материков и океанов

Самостоятельное выполнение заданий Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых -Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает зачитать рассказ о Земле как уникальной планете? Оценить отдельных учащихся

Зачитывают выполненное задание Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
  1. Изучить § 5.
  2. Ответить на вопросы 1—4.
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу  мотивации их собственной деятельности в классе. Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Цель темы №3
  • выяснить, как устроена Солнечная система;
  • формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;
  • объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Планируемый результат Предметные: объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

Метапредметные: составить и проанализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси», «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».

Личностные: понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле.

Основные понятия осевое и орбитальное движения Земли; Северный полюс; Южный полюс; экватор; високосный год.
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер,  атлас

глобус, презентация «Движение Земли»

Организация пространства комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

составление и анализ таблиц «Следствия вращения Земли вокруг своей оси»; на основе анализа схемы орбитального движения Земли давать объяснение смены времён года.

Тема урока №5 Движения Земли
Тип урока Проблемный
Вид контроля Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.  Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?  Докажите, что Солнечная система составляет лишь малую часть Вселенной?

Включаются в деловой ритм урока.

Выполнить задание №14 на с.13 тренажера

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий.
  1. Объясните вклад польского астронома Николая Коперника в науку.
  2. Перечислите и покажите на карте полушарий материки и океаны, а также части света.

Проверка рисунка в тетради

Рассказ обучающихся

Работа с настенной картой и атласом

Выполнение задания №9 с.12 тренажера

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Как доказать что Земля движется?- Так поставим же с вами  цель нашего урока? Решение проблемы Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы С помощью глобуса и рисунков объясняем тему Работа с рис.13 (с.23)

«Шаг за шагом»

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: формулирование познавательной цели;.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, Организация помощи обучающимся Выполнение заданий №7-8 с 12 тренажера Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Индивидуальная коррекция выявленных пробелов у обучающихся Выполнение заданий раздела «Это я знаю» с.24 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых -Что изучили сегодня на уроке?

Оценить отдельных учащихся

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
  1. Изучить § 6.
  2. Ответить на вопрос 9.
Записи в дневнике
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу  мотивации их собственной деятельности в классе. Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. Работа с тренажером Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Цель темы №3 выяснить, какие явления происходят на Земле при движении по орбите;

раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца по поверхности Земли.

Планируемый результат Предметные: объяснить  распределение света и тепла Солнца по поверхности Земли.

Метапредметные: определить причинно- следственные связи  осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли

Личностные: оценить  значение знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете.

Основные понятия зенит, тропики, полярные круги; полярный день, полярная ночь, дни равноденствия, солнцестояний.
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)

Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер,  атлас

глобус, презентация «Движение Земли»

Организация пространства комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.
Тема урока №6 Солнечный свет на Земле
Тип урока Проблемный
Вид контроля Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.  Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?  Какое движение Земли называют осевым ,а  какое – орбитальным?

Включаются в деловой ритм урока.

Выполнение  задания 12 с.13 тренажера

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий. Что было бы, если бы Земля перестала вращаться? Рассказ обучающихся

Работа с настенной картой и атласом

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Так зачем ученые нанесли на глобус эти условные линии?- Так поставим же с вами  цель нашего урока? дают определение земной оси — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара.

выявляют причинно-следственные связи

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы С рис.15 (с.25)

С рис.17-18 (с.27)

С помощью глобуса и рисунков объясняем тему

Заполнение таблицы

№6 с.12 тренажера

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: формулирование познавательной цели;.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала,. Объясняем правила работы с к/картой. Выполнение заданий №10

на с.12 тренажера по

контурной карте

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Индивидуальная коррекция выявленных пробелов у обучающихся Выполнение экспресс – контроля с.14-15 тренажера Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых -Что изучили сегодня на уроке?

Оценить отдельных учащихся

Зачитывают выполненное задание с тренажером Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Изучить § 7.

Ответить на вопросы 1—9.

Записи в дневнике
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу  мотивации их собственной деятельности в классе. Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Технологические карты первых уроков по географии 5 класс