автор: Голосова Елена Леонидовна
учитель географии МОУ СОШ №3 г. Маркс Саратовской области
Технологические карты первых уроков по географии 5 класс
Технологическая карта изучения темы
«Географические методы изучения окружающей среды» 5 класс.
Цель темы №1 |
|
Планируемый результат | Предметные: география; задачи и методы географической науки.
Метапредметные: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества. Личностные: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества. |
Основные понятия | география; задачи и методы географической науки. |
Межпредметные связи | История, природоведение. |
Тема урока №1 | Значение географических знаний в современной жизни |
Тип урока | Вводный Изучение нового материала |
Вид контроля | ———- |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер. |
Организация пространства | Работа фронтальная |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность
учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД | ||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент.
Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне. Личностные УУД коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний.
Цель – знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования; – развивать творческое воображение; -создать условие для активизации мыслительной деятельности обучающихся |
Работать с информацией,
участвовать в обсуждении проблемных вопросов знакомство с новым учебником в процессе работы с ним. формулировать собственное мнение и аргументировать его Знакомство с основными приёмами работы с учебником. |
Организовать
Информационную беседу Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш: географический опыт». Вопрос: Какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией. |
II этап. Актуализация знаний.
обсуждается познавательная задача: зачем нам география? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: поиск, выделение информации Коммуникативные: аргументация своего мнения |
||||||||||||||||||||
III этап.
Закрепление пройденного материала Цель – – закреплять знания об приемах работы с учебником и тренажером; – развивать умение выбирать нужное из текста; – создать условия для успешного закрепления изученного материала. |
Работать с информацией, представленной в тексте учебника.Участвовать в практической работе
Работа с тренажером формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать фронтальную работу по учебнику.Организовать практическую самостоятельную работу | III Формирование и отработка умений.
УУД: Формирование и отработка умений методов работы с учебником и тренажером |
||||||||||||||||||||
IV. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке |
Рефлексия деятельности.
Работа с тренажером |
Организовать работу по теме «Мои достижения по теме» с.6 тренажера | Домашнее задание:
|
Технологическая карта изучения темы
«Развитие географических знаний о Земле» 5 класс.
Цель темы №2 |
– показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. |
Планируемый результат | Предметные: освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники.
Метапредметные: изучить текст учебника, анализировать рисунки учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; высказывать своё мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий. Личностные: оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения образа мира по мере освоения Земли. |
Основные понятия | освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники. |
Межпредметные связи | История, природоведение |
Тема урока №2 | Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней |
Тип урока | комбинированный |
Вид контроля | фронтальная |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер |
Организация пространства | комментированное чтение; составление плана фрагмента § 2 «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?». |
Оборудование | физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД | |
I этап. Орг. момент.
Цель – активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент
Личностные УУД коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха |
|
II этап. Актуализация знаний.
Цель – познакомить с историей освоения планеты – развивать творческое воображение; -создать условие для активизации мыслительной деятельности обучающихся |
Ответы на вопросы
Работа с текстом учебника по определению темы урока составляют план фрагмента «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?» |
Проверяет понимание темы предыдущего урока по вопросам
выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Организует работу с текстом учебника |
Коммуникативные: читать устно и по себя тексты, ставить вопросы к тексту |
|
III этап.
Закрепление пройденного материала Цель – – закреплять знания об истории освоения планеты Земля; – развивать умение выбирать нужное из текста; – создать условия для успешного закрепления изученного материала. |
Участвовать в практической работе
Работа с тренажером |
Организует работу с тренажером | Выполняют задание 6 «Это мне интересно» в форме эссе.
Выполняют задания №1-3 тренажера Регулятивные: планирование и организация своей деятельности |
|
Домашнее задание |
|
|||
Цель темы №2 | Цели урока:
|
|||
Планируемый результат | Предметные: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.
Метапредметные: изучить текст § 3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных-землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Личностные: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепроходцев в освоении новых земель. |
|||
Основные понятия | освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники. | |||
Межпредметные связи | История, природоведение | |||
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер |
|||
Организация пространства | комментированное чтение; составление на основе текста систематизирующей таблицы. | |||
Оборудование | физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД | ||||
I этап. Орг. момент.
Цель – активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент
коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу создание ситуации успеха |
||||
II этап. Проверка домашнего задания | обсуждают вывешенные рисунки, выполненные для задания 5.
Ответы на вопросы |
Проверяет понимание темы предыдущего урока по вопросам |
Вы написали эссе о X. Колумбе. Давайте дадим оценку подготовившим лучшие эссе. |
||||
III этап. Актуализация знаний. Цели урока:
|
Учащиеся открывают текст § 3 и определяют, какие вопросы они будут изучать.
Вначале учащиеся выясняют, когда и как была открыта Австралия. Оценивают вклад А. Тасмана и Д. Кука в открытие и освоение этого материка. С этой целью учащиеся изучают текст «Как продолжались открытия материков?», делая по ходу чтения текста пометки карандашом: |
Учитель дополняет ответы учащихся материалами из хрестоматий, научно-популярных книг. | Для систематизации вклада русских путешественников полезно при работе с текстом заполнять следующую таблицу:
Коммуникативные: читать устно и по себя тексты, ставить вопросы к тексту Говоря о подвиге путешественников, исследователей, учитель обращает внимание на сложности, драматизм событий во время экспедиций, а также на то, что сила воли, ответственность, долг и честь помогали первопроходцам, несмотря на тяготы и невероятные трудности, идти вперёд, открывая неизведанные земли. С этой целью обсуждается задание 8. |
||||
IIII этап.
Закрепление пройденного материала Цель – – закреплять знания об истории освоения планеты Земля; – развивать умение выбирать нужное из текста; – создать условия для успешного закрепления изученного материала. |
Участвовать в практической работе
Работа с тренажером |
Организует работу с тренажером | Выполняют задание 11 «изучаем на практике» в форме сообщения.
Выполняют задания №8 тренажера Регулятивные: планирование и организация своей деятельности |
||||
Домашнее задание |
|
Технологическая карта изучения темы
«Земля — планета Солнечной системы (3 ч)» 5 класс.
Цель темы №3 |
|
Планируемый результат | Предметные: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.
Метапредметные: на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света Личностные: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам. |
Основные понятия | Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света |
Межпредметные связи | природоведение |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер, атлас глобус, презентация «Движение Земли» |
Организация пространства | комментированное чтение; работа с рисунками, терминами. |
Тема урока №4 | Земля — планета Солнечной системы |
Тип урока | комбинированный |
Вид контроля | Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке? Как учёные собирают информацию о Земле? |
Включаются в деловой ритм урока.
Работа со схемой с.17 |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. |
|
Работа с конспектом
Беседа с учителем |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | каждый из вас задумывался, как устроен мир? Какое место занимает Земля в бескрайнем пространстве Вселенной?
– Так поставим же с вами цель нашего урока? |
начать с рассмотрения шмуцтитула с названием темы «Планета Земля» (с. 19), который вводит учащихся в тему. Эпиграфом к уроку становятся слова М. В. Ломоносова и И. Северянина, помещённые на шмуцтитуле. Учащиеся обращают внимание на часть древней карты звёздного неба. | Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | – При изучении устройства Солнечной системы важно, чтобы учащиеся поняли, что Земля — одна из планет Солнечной системы, которая является одной из множества звёздных систем, входящих
во Вселенную |
Тема урока: «Земля – планета Солнечной системы»
– с помощью шмуцтитула определяют, какие планеты входят в Солнечную систему |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: формулирование познавательной цели;. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов. | _ Определение материков и океанов
-Самый маленький и самый большой материк Земли -Определение частей света -Россия находится на каком материке и в какой части света |
Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. | Работа с тернажером: задания №1-5 с.11
Работа с к/картой: -обозначение материков и океанов |
Самостоятельное выполнение заданий | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает зачитать рассказ о Земле как уникальной планете? Оценить отдельных учащихся |
Зачитывают выполненное задание | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
||
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности в классе. | Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия. |
Цель темы №3 |
|
|||
Планируемый результат | Предметные: объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
Метапредметные: составить и проанализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси», «Следствия вращения Земли вокруг Солнца». Личностные: понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле. |
|||
Основные понятия | осевое и орбитальное движения Земли; Северный полюс; Южный полюс; экватор; високосный год. | |||
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер, атлас глобус, презентация «Движение Земли» |
|||
Организация пространства | комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.
составление и анализ таблиц «Следствия вращения Земли вокруг своей оси»; на основе анализа схемы орбитального движения Земли давать объяснение смены времён года. |
|||
Тема урока №5 | Движения Земли | |||
Тип урока | Проблемный | |||
Вид контроля | Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль | |||
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке? Докажите, что Солнечная система составляет лишь малую часть Вселенной? |
Включаются в деловой ритм урока.
Выполнить задание №14 на с.13 тренажера |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Проверка рисунка в тетради |
Рассказ обучающихся
Работа с настенной картой и атласом Выполнение задания №9 с.12 тренажера |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Как доказать что Земля движется?- Так поставим же с вами цель нашего урока? | Решение проблемы | Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | С помощью глобуса и рисунков объясняем тему | Работа с рис.13 (с.23)
«Шаг за шагом» |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: формулирование познавательной цели;. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, | Организация помощи обучающимся | Выполнение заданий №7-8 с 12 тренажера | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. | Индивидуальная коррекция выявленных пробелов у обучающихся | Выполнение заданий раздела «Это я знаю» с.24 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
Записи в дневнике | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности в классе. | Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. | Работа с тренажером | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия. |
Цель темы №3 | выяснить, какие явления происходят на Земле при движении по орбите;
раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца по поверхности Земли. |
Планируемый результат | Предметные: объяснить распределение света и тепла Солнца по поверхности Земли.
Метапредметные: определить причинно- следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли Личностные: оценить значение знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете. |
Основные понятия | зенит, тропики, полярные круги; полярный день, полярная ночь, дни равноденствия, солнцестояний. |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник)
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, тренажер, атлас глобус, презентация «Движение Земли» |
Организация пространства | комментированное чтение; работа с рисунками, терминами. |
Тема урока №6 | Солнечный свет на Земле |
Тип урока | Проблемный |
Вид контроля | Индивидуальный опрос, Экспресс-контроль |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке? Какое движение Земли называют осевым ,а какое – орбитальным? |
Включаются в деловой ритм урока.
Выполнение задания 12 с.13 тренажера |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Что было бы, если бы Земля перестала вращаться? | Рассказ обучающихся
Работа с настенной картой и атласом |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Так зачем ученые нанесли на глобус эти условные линии?- Так поставим же с вами цель нашего урока? | дают определение земной оси — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара.
выявляют причинно-следственные связи |
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | С рис.15 (с.25)
С рис.17-18 (с.27) С помощью глобуса и рисунков объясняем тему |
Заполнение таблицы
№6 с.12 тренажера |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: формулирование познавательной цели;. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала,. | Объясняем правила работы с к/картой. | Выполнение заданий №10
на с.12 тренажера по контурной карте |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. | Индивидуальная коррекция выявленных пробелов у обучающихся | Выполнение экспресс – контроля с.14-15 тренажера | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся |
Зачитывают выполненное задание с тренажером | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Изучить § 7.
Ответить на вопросы 1—9. |
Записи в дневнике | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности в классе. | Оцените свои знания по изученной теме. Баллы в звездочке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия. |