автор: Гончарова Анастасия Александровна

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №49»

“Восстание Спартака”

Технологическая  карта

Гончаровой Анастасии Александровны МАОУ «СОШ №49»

Предмет: История Класс: 5 класс
Тема урока Место урока по теме
Восстание Спартака Третий урок  в теме Гражданские войны в период Римской Республики.
Тип урока Формы, приемы, методы
Урок  изучения нового материала Урок формирования знаний, с использованием приемов технологии критического мышления
Цель урока Задачи урока
Изучить положение рабов, причины, ход и итоги  восстания под предводительством Спартака.
  1. Вспомнить основные категории населения Римской республики, законы братьев Гракхов и Гая Мария.
  2. Составить общее представление о положении рабов в Риме,
  3. Характеризовать  личность Спартака, давать оценку его поступкам.
  4. Продолжить развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, картой.
  5. Уметь составлять вопросы к тексту
  6. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, решать проблемные задачи.
  7. Провести рефлексию качества работы на уроке, выявить понимание детьми значимости восстании  Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире
Планируемые  результаты
предметные метапредметные личностные
– знают определения – раб, гладиатор, амфитеатр, гражданин.

– самостоятельно работают с историческими источниками (исторический документ, репродукция, текст)

– умеют формулировать вопросы к документу

–  переводят информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему).

– анализируют ход восстания, действия участников сражений

–  называют основные черты  личности Спартака

–  знают причины восстания и причины поражения

умеют аргументировать свою точку зрения.

– умеют формулировать проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;

– определяют цель и учебные задачи

– осуществляют сравнение ранее полученных знаний с новыми.

– умеют работать с информацией текстов

– владеют навыками работы в паре; на слух.

– овладели новыми понятиями,   использовали их в ответах на вопросы;

– адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников

– проявили интерес к теме, выразили свое отношение к историческому прошлому;

– выразили свое отношение к Спартаку, как человеку, который возглавил и повел за собой рабов за свободу.

словам гладиатор, раб, господин.

 

Ход урока

Деятельность  учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Формы контроля/ оценивание
  1. Организационный этап    

Мини цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

– Доброе утро. Сегодня к нам на урок пришли гости – это всем Вам знакомые учителя и руководство школы…мы рады их видеть у нас…Мы работаем с Вами в обычном режиме. Положительный настрой на урок – полная готовность класса и оборудования к уроку;

– быстрое включение учащихся в деловой ритм;

– кратковременность организационного момента;

– организация внимания всех обучающихся

  1. Мотивационный этап и Актуализация знаний

Мини цель: (Применение ТРКМ, стадия вызова –  актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для освоения новой темы.) создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока.

1.Разминка (задает наводящие вопросы по предыдущей теме). Какие именно вопросы? Как они подведут детей к теме урока?  Итог разминки – подведение к теме урока.

2. Какая категория населения преобладала? (рабы). Почему их так много?  Как количество рабов повлияет на историческое развитие? Исходя из сказанного, предположите, что станет следующим этапом в историческом развитии? (восстание рабов). Запись даты и темы в тетрадь.

Формулирование проблемного вопроса на урок ().             

Анализируют, решают проблемные задачи, повторяют, оценивают, формулируют вопросы.

Определяют тему урока (Тема сегодняшнего урока «Восстание Спартака».  

Определяют цели урока:

Исходя из темы, сформулируйте то, что должны узнать на уроке. (Оформление схемы на доске – год, участники, причины, ход, итоги)

 

Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

Выполнено пробное учебное действие с фиксацией затруднений

Определяют тему урока

Беседа – отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности  учащихся
  1. Первичное усвоение новых знаний (Применение ТРКМ, стадия осмысления)
Организация  работы учащихся с  текстом, схемами по определенному алгоритму, который  помогает им описать восстание, как целостное историческое явление. ()

Участники-рабы. Причина восстания рабов? Почему оно произошло именно в Риме? (Как становились рабами?

Говорит о новой форме рабства-гладиаторы.

Кто такие гладиаторы? Что вы о них знаете? Показ иллюстраций – Чем отличаются друг от друга? Почему так выглядят?

Работа с текстом учебника.

Таким гладиатором был Спартак. Рассказ о нем с сопровождением видеофрагмента

Выполнение упражнений. Текст на карточках выдает с историческим источником. Задание – сформулировать 2-3 вопроса по тексту. Потом их задают.

В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа.

Дети отвечают на вопросы (причины, положение рабов, формулируют определения терминам, соотносят свои ответы с информацией из текста)

Делают записи в (символами и знаками, составляем опорный конспект, который включает в себя логику характеристики восстания, как исторического явления)

Умеют задавать вопросы друг другу.

Знают о положении рабов в Древнем Риме.

Знают кто такой Спартак.

Развивают мышление, осуществляют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

– решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестандартной ситуации), корректировка ошибок;

– самостоятельное выполнение учащимися заданий

Беседа – отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности  учащихся
  1. Физкультминутка, мини цель:  повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время уроков.
  • Первичное закрепление

Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выполните задание с контурной картой «Восстание Спартака» (на листочках),   отметьте место,

– где началось восстание рабов;

– гору Везувий;

-1 поход восставших;

-2 поход рабов;

Заполните термины (критерии оговариваются)

Дети выполняют задание с контурной картой, характеризуют восстание в соответствии с планом изучения ИКТ (проектор), принцип наглядности, работа с контурной картой – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

– использование критериев для обоснования своего суждения

– достижение договоренностей

и согласование общего решения

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание на выбор. Обучающиеся слушают инструктаж по её выполнению, записывают задание в дневники. – сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

– произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся;

  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов урока, оценка результатов деятельности учащихся.

Благодарит детей за плодотворную работу.

Задает вопросы по пройденной теме:

Были ли достигнуты цели урока?

Что хотелось бы уточнить?

Какая информация была самой неожиданной для Вас?

Отвечают на вопросы и делают вывод по теме урока. Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Понимание смысла учебной деятельности.

Наблюдение за уровнем активности учащихся.
“Восстание Спартака”