автор: Горбунова Галина Леонидовна
преподаватель истории и обществознания
филиал ГАПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А. А. Кокорина» г. Старая Русса Новгородская область

Методическая разработка урока «Семья в современном обществе»

Методическая разработка урока по обществознанию

Тема урока: «Семья в современном обществе»

 

Преподаватель общеобразовательных дисциплин филиала ГАПОУ

«Боровичский медицинский колледж имени А. А. Кокорина»  

г. Старая Русса Новгородская область 

Горбунова Галина Леонидовны

Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы:  «Что ждёт государство от семьи?» «Что ждет семья от государства? Почему 2024 год в России объявлен годом семьи?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в рамках изучения раздела «Социальная сфера общества». Урок с использованием технологии развития проблемного обучения       

Задачи урока:

1.Обобщить  знания обучающихся о семье как важнейшем социальном институте  в современном обществе.  

2.Сформировать навыки и умения точно и безошибочно определять и характеризовать  два типа семьи, тенденции современных семейных отношений.

3.Развивать  креативное  мышление.

4.Через содержание урока обогащать и усложнять словарный запас обучающихся и смысловой функции их речи.

5.Учить ставить и разрешать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

6.Воспитывать  правильное отношение к общечеловеческим ценностям (семья), высокого чувства гражданского долга.

Понятия урока: семья, социальный институт, нуклеарная семья, патриархальная семья. 
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, макет кристаллической решётки, макет геометрической фигуры – эктаэдра.

План урока:

  • Сущность семьи, признаки семьи, определение семьи.
  • Два типа семьи (патриархальная – традиционная, современная – нуклеарная).
  • Факторы, повлиявшие на переход от одного типа семьи к другому.
  • Характерные черты современной  российской  семьи.
  • Современные исследователи о семье
  • Что ждёт государство от семьи? Роль семьи в современном обществе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап урока
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Примечание
Обучающимся предлагается по ходу урока заполнить технологическую карту урока, которая поможет  им  осуществлять самоконтроль.

Напоминает обучающимся, что их активность  на уроке оценивается по рейтинговой шкале (за каждый правильный ответ обучающийся получает цветной жетон, чем больше жетонов, тем выше рейтинг).

Знакомятся с технологической картой
  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Примечание
Организует беседу по вопросам:

Что для них значит их семья?

Какую роль в их жизни играет семья? 

Преподаватель предлагает запись темы

«Семья в современном обществе» и предлагает подумать, какой знак препинания (точка, многоточие, знак вопроса или восклицания) им хотелось бы поставить в конце предложения и почему?

Преподаватель подводит обучающихся к ключевой проблеме урока: прочему 2024 год в России объявлен годом семьи?

Обучающиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека.

В своих рассуждениях обучающиеся определяют для себя проблему урока, которую под руководством преподавателя в процессе работы на уроке предстоит им решить. Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи.

На столах перед обучающимися их семейные фотографии, которые они принесли на урок. 

Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи.

Преподаватель напоминает, о том, что обучающиеся уже владеют необходимым запасом знаний о семье и эти знания в процессе обобщения  и повторения позволят сформировать собственную мировоззренческую позицию о значении семьи в жизни человека и общества.

III. Этап обобщения и систематизации изученного

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Примечание
Преподаватель предлагает подобрать  ассоциации к слову «семья».

Демонстрирует слова на экране

Преподаватель  предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья – это кристалл общества».  

Демонстрирует обучающимся  форму кристалла (геометрическая фигура – октаэдр, кристаллическая решётка). 

Что свойственно кристаллу? (Грани). 

Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять).

Предлагает школьникам сформулировать функции, которые должна выполнять семья

Обобщает ответы обучающихся

Преподаватель организует работу с авторским текстом о семье.

Обучающимся необходимо определить, какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов.

Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь  иностранных слов. 

Обучающимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова – Бельского «Семейство за обедом» и во  фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране).  

 Сделайте вывод,  какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? 

Организует беседу по вопросам:

  1. Какие современные тенденции характерны для семейных отношений: частота разводов, рост числа домохозяйств возглавляемых женщиной.
  2. Какой тип семьи характеризует современное российское общество?

Преподаватель предлагает обучающимся для обсуждения мнения современных исследователей о семье. 

Точка зрения  российского социолога  А.Кона: семья должна выполнять свою главную функцию – экономическую. 

Точка зрения современного историка Л. Хорошиловой: главная функция семьи – гуманистическая.

Называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д. 

Самостоятельно конструируют  определение:  семья – малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества. 

Что свойственно кристаллу? (Грани). 

Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять).

Высказывают свое мнение

В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная – современная).

Обучающиеся высказывают свое мнение и делают вывод

Обучающиеся называют факторы, которые повлияли на  переход семьи от традиционной к современной. Обучающиеся могут назвать причины: изменившаяся социально – экономическая ситуация, приоритет личностных достижений в ущерб семейным ценностям, женщина вышла за круг привычных ролей, появление новых семейных ценностей.

Высказывают собственное мнение

Обучающиеся должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать свой выбор.

Приём кластер

На экране появляется «дерево», имитирующее семью и её функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, духовно-эмоциональная, досуговая, сексуальная.

  1. Разрешение проблемы урока

Обучающиеся делают вывод: почему 2024 год объявлен годом семьи? Что ждёт государство от семьи?  Учитель обобщает ответы.

  1. Проверка знаний

Обучающимся предлагается тест с вариантами ответов. Каждый правильный вариант ответа имеет определённый  цвет, который соответствует элементам бумажного дома.  Учитель говорит о том, при  правильных  ответах учащиеся смогут «построить» такой дом, в котором будет жить их счастливая семья. 

  1. Рефлексия урока

Предлагается заполнить карточку с вопросами:

  1. Удовлетворён ли я своей работой на уроке? Почему? 
    2. Моя оценка урока, если отрицательная, то почему?

VII. Оценивание по жетонам

Методическая разработка урока «Семья в современном обществе»