автор: Гранченко Екатерина Станиславовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов», г. Новый Уренгой

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Аннотация: В данной статье автором статье рассматриваются возможности применения современных технологий в преподавании изобразительного искусства. Анализируется потенциал технологий виртуальной и дополненной реальности, а также цифровых инструментов для рисования, живописи и графики в контексте развития творческого мышления, формирования профессиональных навыков и индивидуализации образовательного процесса. Подчеркивается необходимость критического осмысления педагогических возможностей каждой технологии и разработки научно обоснованных методик их применения, учитывающих социокультурные аспекты современного художественного образования.

Ключевые слова: изобразительное искусство, преподавание, современные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые инструменты

 

Современное образовательное пространство характеризуется стремительной эволюцией, обусловленной интеграцией цифровых технологий во все сферы деятельности. Преподавание изобразительного искусства, традиционно опирающееся на аналоговые методы и материалы, сегодня сталкивается с необходимостью адаптации к новым условиям. Интеграция современных технологий предоставляет преподавателям уникальные возможности для расширения образовательного контента, повышения интерактивности занятий и развития у обучающихся навыков, востребованных в цифровой экономике. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) [1] и приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, просвещения и культуры, возрастает потребность в разработке и внедрении инновационных подходов к преподаванию искусств в общеобразовательной школе. 

В условиях модернизации системы образования, перед педагогами изобразительного искусства стоит приоритетная задача – содействие всестороннему творческому развитию личности обучающегося, с особым акцентом на стимулирование воображения и фантазии. Решение данной задачи предполагает отказ от репродуктивных методов обучения, основанных на следовании шаблонам, схемам и стереотипам, поскольку механическое воспроизведение образцов препятствует развитию самостоятельного мышления и творческой инициативы [2, с. 316]. Изучение искусства направлено не только на формирование компетентного зрителя и потребителя культурных ценностей, но и на воспитание творчески активной личности, способной не только воспринимать искусство, но и самостоятельно создавать художественные произведения, формируя собственную эстетическую среду и непрерывно развивая свой творческий потенциал. 

В связи с вышеизложенным, представляется важным проанализировать потенциал применения современных технологий в преподавании изобразительного искусства и определить ключевые факторы, определяющие эффективность их использования в образовательном процессе.

В современной педагогической практике отмечается растущий интерес к использованию технологий виртуальной реальности (VR) в качестве инновационного инструмента обучения. Рисование в VR представляет собой перспективное направление в преподавании изобразительного искусства, предоставляя обучающимся возможность осваивать фундаментальные принципы композиции, перспективы и объемного мышления в интерактивной и иммерсивной среде. 

На сегодняшний день существует ряд программных платформ, получивших распространение в образовательной среде, среди которых можно выделить Tilt Brush, Open Brush и CoolPaintr VR, предлагающие широкий спектр инструментов и материалов для создания цифровых произведений искусства [3, с. 195]. В ходе занятия обучающиеся, работая в виртуальной реальности, создают трехмерную модель заданного объекта, экспериментируя с различными виртуальными материалами и инструментами. Предполагается, что использование данной технологии способствует развитию пространственного мышления обучающихся, формированию навыков объемного моделирования и совершенствованию умения выражать творческие замыслы в трехмерном формате.

Перспективным направлением также является применение технологий дополненной реальности (AR), позволяющих интегрировать цифровой контент в реальное пространство и обогатить опыт взаимодействия с произведениями искусства в условиях реального мира. Одним из примеров эффективного применения AR в музейном образовании является приложение «Artefact», разработанное Министерством культуры Российской Федерации для музеев России. Помимо функций традиционного аудиогида, приложение предоставляет возможность распознавать музейные объекты с помощью камеры мобильного устройства и получать доступ к дополнительной информации об экспонатах, что открывает новые возможности для организации образовательных экскурсий и выездных занятий по изобразительному искусству. В частности, педагог может использовать приложение «Artefact» для проведения следующих видов деятельности, представленных в таблице 1.

 

Таблица 1 – Виды деятельности в ходе занятия при использовании мобильного приложения «Artefact»

Вид деятельности Характеристика
Исследовательская работа Самостоятельное изучение выбранных экспонатов, используя приложение для получения дополнительной информации о художнике, истории создания произведения и его художественных особенностях. Результаты исследования могут быть представлены в форме доклада, презентации или эссе
Создание интерактивных экскурсий Возможность разработки собственных маршрутов по музею, используя приложение для подготовки комментариев и интересных фактов о выбранных экспоната
Сравнение и анализ Сравнение произведений разных художников или разных эпох, используя приложение для получения дополнительной информации и формулирования собственных выводов
Творческие задания Создание собственных произведения искусства, вдохновленные экспонатами, увиденными в музее, используя приложение для изучения деталей и техник

 

«Artefact» функционирует в ряде музеев РФ (на данный момент – более 90), перечень которых доступен в самом приложении, что облегчает планирование образовательных мероприятий. 

Далее рассмотрим интеграцию цифровых инструментов для рисования, живописи и графики, являющуюся достаточно перспективным направлением в современной методике преподавания изобразительного искусства. Графические планшеты, интерактивные дисплеи и специализированное программное обеспечение открывают перед обучающимися горизонты для творческого самовыражения, освоения инновационных техник и подготовки к профессиональной деятельности в области дизайна и визуальных коммуникаций.

Цифровые графические редакторы (например, Adobe Photoshop и Krita), позволяют изучать фундаментальные принципы композиции и цветоведения, экспериментировать с различными схемами построения изображения и колористическими решениями, анализировать произведения известных мастеров и создавать собственные оригинальные работы. 

Специализированные программные средства, имитирующие традиционные художественные материалы – Corel Painter и Procreate, предоставляют возможность осваивать техники акварельной, масляной, пастельной живописи и другие художественные приемы в цифровой среде, экспериментировать с текстурами и эффектами, а также оперативно корректировать и совершенствовать создаваемые произведения.

Помимо этого, цифровые инструменты предоставляют обширный арсенал средств для создания цифровых иллюстраций и элементов графического дизайна. Применение графических планшетов и векторных редакторов (Adobe Illustrator и Inkscape) позволяет создавать цифровые иллюстрации, разрабатывать логотипы, проектировать плакаты и иные элементы графического дизайна, осваивая принципы типографики, композиционного построения и гармонизации цветовых сочетаний [4, с. 102].

Цифровая среда благоприятствует реализации разнообразных творческих проектов, включая создание цифровых комиксов, анимационных роликов, интерактивных открыток и других форм мультимедийного контента, что, в свою очередь, стимулирует развитие креативного мышления и воображения обучающихся.

Внедрение современных технологий в преподавание изобразительного искусства знаменует собой не просто адаптацию к требованиям цифровой эпохи, но и трансформацию самой парадигмы художественного образования. Открывая доступ к новым инструментам и формам творческого выражения, эти технологии стимулируют переосмысление роли педагога как фасилитатора, направляющего и поддерживающего самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся. Виртуальная и дополненная реальность, наряду с цифровыми инструментами для рисования, предоставляют уникальную возможность индивидуализации образовательного процесса, позволяя каждому обучающемуся формировать собственную траекторию развития в соответствии со своими интересами и способностями. Однако, для реализации этого потенциала необходимо критическое осмысление педагогических возможностей каждой технологии и разработка научно обоснованных методик их применения, учитывающих как технические, так и социокультурные аспекты современного художественного образования.

 

Литература

 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Репина, К. Г. Особенности подготовки современного учителя изобразительного искусства / К. Г. Репина // Международные передовые практики построения индивидуальной траектории личностного и профессионального роста в системе “школа-вуз-школа”: опыт, риски, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 09–10 декабря 2022 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство АЛЕФ”, 2022. – С. 315-320. 
  3. Савлучинская, Н. В. Художественное образование в период цифровой глобализации / Н. В. Савлучинская, Е. С. Лыкова, Е. А. Морозкина // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – С. 193-197. 
  4. Тютюнова, Ю. М. Преподавание изобразительного искусства: современные тенденции / Ю. М. Тютюнова // Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, Москва, 13–15 декабря 2021 года / Под общей редакцией С.П. Ломова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 102-107. 
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram