автор: Грачева Елена Григорьевна

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №184

Внедрение в ДОУ Детской универсальной STEAM-лаборатории

 

Статья «Внедрение в ДОУ «Детской универсальной STEAM-лаборатории»

 

Аннотация: в статье представлен опыт педагога детского сада о внедрении в образовательный процесс «Детской универсальной STEAM-лаборатории» автора Беляк Е. А.

Ключевые слова: STEM, программирование, STEAM-лаборатория, мышка-робот, последовательность действий, творческое и инженерное мышление, шифрование, дешифрование.

        Мы живём в современном мире и современный дошкольник – это уже представитель нового техногенного поколения, для которого обоснованность информации очень важна. Растут достижения в области техники, нас окружают сложные технические объекты. На сегодняшний день современные дети имеют большой выбор интерактивных игрушек, которые обучают и в тоже время играют с ними. Поэтому, когда дети приходят в детский сад, им уже не интересно рассматривать просто картинки и играть с обычными игрушками. В настоящее время очень актуальна система STEM – образования, она полностью отвечает запросам государственной политики в сфере образования РФ. В связи с этим важно построить свои занятия на использовании «WOW-эффекта». Для этого я создаю условия, чтобы приобщить детей к научно – техническому творчеству, познавательно исследовательской деятельности через внедрение в образовательный процесс «Детской универсальной STEAM- лаборатории» автора Беляк Е. А.

Как STEАM-лаборатория помогает ДОУ?

– сокращает в 2 раза время подготовки к занятиям;

-полностью реализует программу STEM- образования в саду;

-развивает творческие способности детей легко и быстро;

-повышает успеваемость в группе;

-позволяет эффективно работать с разновозрастными группами.

Цель внедрения «Детской универсальной STEAM-лаборатории» : дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство детей с ключевыми понятиями программирования.
  2. Обучение планированию процесса создания собственного проекта и совместного проекта.
  3. Формирование понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом

Развивающие:

  1. Развивитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, воображения, памяти.
  2. Развивитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребёнка в собственных силах
  3. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  4. Формирование интереса изготавливать несложные конструкции и программы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.

Воспитательные:

  1. Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усидчивости, организационно – волевых качеств личности: терпения, воли, самоконтроля.
  2. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

     Дети с удовольствием и интересом приходят на занятия, они их модернизируют и привносят свои изменения, делают критические замечания.

Так как занятия построены по принципу «от простого к сложному»есть три главных стратегических направления:

-построение на основе математической логики;

-реализация серии междисциплинарных проектов;

-сюжетно-ролевые формы изучения материала.

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направлении. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии занятий и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Всё это позволяет максимально задействовать возможности детей и уже за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений.

Порядок реализации программ:

Все программы, кроме «Основы чтения»реализуются последовательно:

  1. Основы программирования;
  2. Основы математики и теории вероятности;
  3. Основы картографии и астрономии»
  4. Основы криптографии.

«Основы чтения» проводится параллельно с первыми тремя. У детей развивается фотографическая память и логическое мышление с помощью принципа «нарастающих трудностей», формирование навыка дифференциации слов и букв. Программа состоит из 2 частей:

1 часть- распознавание слова. Основной метод – запоминание слов русского языка (104 слова)Занятия проводятся ежедневно по 7 минут в 4 этапа: 1,2 и 3 минуты. 1 минута «презенташки»(до завтрака)– педагог показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за педагогом. 1 минута после завтрака «разминашки»– педагог показывает слово с картинкой. Дети называют слово. 2 минуты перед обедом «закрепляшки» -педагог показывает слово без картинки. Дети называют слово. З минуты перед/после полдника «поиграшки» – педагог выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми (стороной без картинок)вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 10 слов. Педагог просит поочерёдно находить детей слова.

Первое с чем знакомятся дети – это «Основы программирования».

Какие понятия и навыки освоены на этом этапе:

-управление роботом, составление последовательности действий;

– программирование: пошаговое, последовательности действий, цикла/цикла в цикле, с условием выбора;

-целеполагание, поиск решений, анализ результатов, поиск альтернативных вариантов решения;

-синтез творческого и инженерного мышления;

-самостоятельное принятие решения и совместная деятельность.

Необходимо обратить важное внимание на то, что у робота нужно сбрасывать программу (очищать память) перед внесением новой программы. Исключение – дополнение старой программы (уже внесённой) новыми командами. Ребята должны почувствовать руководящую роль по отношению к роботу, свой «высокий уровень» осведомлённости в устройстве жизни человека и закономерность возможных ошибок.

Родители в рамках реализации «основ программирования» могут выступать в качестве благодарных зрителей «наших» достижений (выставки и т. п., которые не стесняются высказывать своё искреннее восхищение творческими работам детей. Задача педагога – подсказать родителям не скрывать своего восхищения.

Освоив программирование, мы переходим на следующий этап – это «основы математики и теории вероятности». Какие навыки и компетенции приобретаем?

-распознавание геометрических фигур, сложение, вычитание, сравнение чисел, построение последовательности чисел: возрастающей/убывающей;

-программирование выбора цвета, геометрической фигуры, числа большего/меньшего, ближнего/дальнего предмета. Программирование с ограниченным выбором;

-проведение исследований вероятности события, определение всех возможных вариантов, с большей вероятностью подходящих для заданных условиях.

Немаловажное значение имеет сотрудничество с родителями. Я предложила детям устроить экзамены для родителей, например, «Второй раз – в первый класс!» Пусть дети проведут ряд игр из программы в качестве конкурсов для родителей. Положительные эмоции и прекрасная мотивация к изучению математики вам гарантированы (а также огромная благодарность, уважение и гордость родителей).

Для закрепления пройденного материала детям было предложено организовать свободное занятие для средней группы, где они смогут выступить в роли учителей. Это очень полезно не только для закрепления тем, но и для внутреннего роста детей.

Учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, детям предлагается следующая программа «основы картографии и астрономии», где сделан тематический акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя вселенной».

Какие навыки и компетенции дети приобретают?

– определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута;

-определение планет Солнечной системы, практического освоения космоса;

-создание инженерных проектов;

-программирование серии последовательных заданий;

-проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии кинетической и потенциальной).

Основной задачей по взаимодействию с родителями – посещение выставок достижений детей, можно провести путешествие по садику или группе, используя карты садика, составленные ребятами.

Наиболее «незнакомая» для всех программа «основы криптографии». Здесь аккумулировано наибольшее количество STEAM-проектов, много творческих проектов. Акцент на практику позволил детям максимально себя реализовать, апробировать все полученные знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию.

Какие навыки и компетенции дети приобретают?

-распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, кодирование/шифрование, симметричное/ассиметричное шифрование;

-шифрование/дешифрование объектов шифром замены, сдвига с помощью зеркала, книги, решётки Кордано, дешифрование двойного шифрования;

-проведение исследования с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции.

В программе «основы криптографии» запланировано несколько обращений к родителям, например, передача шифровок. Можно использовать множество проектов для подключения родителей (передавать записки с пляшущими человечками и шифры к ним и т. д.).

Внедрение «Детской универсальной STEAM-лаборатории» в ДОУ позволит:

– Реализовать поручение Президента РФ В. В. Путина по увеличению к 2020 году количество детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

– Выполнить рекомендации Российской Академии Образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г., включив детские сады Российской Федерации в систему образования в качестве полномасштабного субъекта.

– Охватить дополнительными образовательными занятиями детей в возрасте 5-6 лет.

– Во исполнение поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию 2018 г. (о профориентации, в том числе ранней, подготовить следующее поколение экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии, астрономии.

Список литературы:

  1. Астраномия для детей. (электронный ресурс)htpps ://kosmokid.ru
  2. Беляк Е. А. – Учебно- методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория»авторская программа по направлению Bebbyskills для детей 4-8 лет. – Ростов – на –Дону 2019 – 470с.
  3. Белошистая А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий//Дошкольное воспитание. 2016. №. с. 49-53.
  4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
  5. Дыбина О. В., Пенькова Л. А. Моделирование развивающей предетно – пространственной среды в детском саду. ФГОС/ Под ред. О. В. Дыбиной. М. : ТЦ Сфера, 2015г. – 128 с.
  6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. интеграция в воспитательно – образовательной деятельности детскогосада/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика – синтез, 2014. –160 с.
  7. Теория вероятности для малышей/ материалы портала «Научная Россия». 26 августа 2014г. (электронный ресурс)htpps ://scientificrussia.ru/articles/teorija-verojatnosti-dlja-malyshej

 

Внедрение в ДОУ Детской универсальной STEAM-лаборатории