автор: Григоренко Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №1 «Ромашка»
Проект «Дары осени» средняя группа
Проблема | Современные дети часто не задумываются о том, откуда берутся овощи и фрукты на прилавках магазинов. У них практически отсутствуют знания о том, какой труд вкладывается работниками сельского хозяйства для получения богатого и вкусного урожая. |
Актуальность | Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время
развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам. |
Цель | Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Рассмотрение многообразие осени; уточнение представлений об основных признаках этого времени года. |
Аннотация проекта | Проект «Дары осени» направлен на изучение осенних даров, своеобразного царство грибов и ягод, их отличительных особенностей от других организмов окружающего мира. |
Тип проекта | познавательно-творческий, краткосрочный |
Результат | Расширились знания о дарах осени (овощах, фруктах, грибах), о их внешнем виде, цвете, размере, названии. Получили представление об ощущениях(тактильных, обонятельных, осязательных) от общения с фруктами и овощами. Умение классифицировать овощи и фрукты, получили представления о способах сохранения урожая на зиму. Сформированы понятие о пользе овощей и фруктов в питании людей, пользе витаминов для человеческого здоровья.
Знания, накопленные в процессе реализации проекта, отразились в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой). |
Участники проекта: | Дети, воспитатель и родители (законные представители). |
Методы и формы работы | Наблюдения, беседы, эксперименты, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность. Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, рассказов, сказок, отгадывание загадок, прослушивание музыки. |
Задачи:
– расширить представление детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
– углубление представлений об изменениях в природе осенью;
– упражнение в узнавании деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам, коре;
– дать классификацию овощей и фруктов;
– формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, инсценировках и играх;
– развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;
– развивать различные виды деятельности (игровой, познавательной и речевой);
– развивать творческие и познавательные способности детей;
Проектная идея:
способствовать развитию у детей большого интереса к различным видам деятельности, самостоятельно решать проблемные задачи, проявлять чувство ответственности за природу, себя и других.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний детей об осени, признаках и дарах. Пополнение словарного запаса. Формирование творческих способностей детей. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования. Дети знают, что овощи растут на грядках, а фрукты – в саду на деревьях, грибы растут в лесу. Имеют представление о том, как выращивают овощи и фрукты, что можно приготовить из овощей и фруктов.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Овощи и фрукты – полезные продукты»
- Организовать совместную деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок, созданию рисунков, аппликации, лепки по теме проекта.
Деятельность педагогов:
Рассматривание картин «Времена года», альбома «Что растёт на грядке?», обучающих карточек «Овощи. Фрукты», «Еда». Чтение художественной литературы.
Деятельность детей:
№ | Тема | Цель |
1. | Беседа: «Что нам осень подарила?»,
«Что растёт на грядке?». «Что такое листопад». «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда», «Осторожно – ядовитые грибы!» Словесные игры: «Один –много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково». «Угадай по описанию», «Чьи листья» |
Цель: закрепить знания детей о приметах осени. |
2. | Чтение произведений «Мешок яблок» (В.Сутеев), «Хозяйка однажды с базара пришла… » (Ю.Тувим). Чтение и заучивание стихотворений об осени, осенних дарах. Загадки про овощи, фрукты, грибы, ягоды (разучивание). | Воспитывать умение слушать произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям, анализировать их поступки, делать выводы. Развивать память, выразительное чтение. |
3. | Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек». Разложи по тарелкам» (цель: закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах) Д/и: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний» | Закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах. образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д. Показать картинку, например, с изображением яблока. |
4. | Образовательная деятельность НОД «Белый гриб – БОРОВИК» по аппликации из крупы. Аппликация «Яблоки на тарелочке». Лепка «тыква». Рисование «Виноград»(нетрадиционным способом» | Цель: развивать умение аккуратно рисовать гуашью, развивать интерес к рисованию декоративных элементов (линии, точки, сенсорные эталоны, внимание, память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь; |
5. | Кукольный театр «Репка», «Под грибом» | Цель: Воспитывать устойчивый интерес детей к театрально-игровой деятельности. |
6. | Подвижные игры: «Огуречик – огуречик», «Собери урожай», «Картошка» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу» | Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию. |
7. | Опыты и эксперименты: «Чей запах?», «Угадай чей вкус?». | учить различать овощи по вкусу; ввести в словарь точное определение признаков овощей. |
8. | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Готовим салат», «Машины везут фрукты в магазин» , «Продавец овощей и фруктов» | Закрепить название фруктов (яблоко, груша, апельсин, персик), уточнить знания детей о яблоке, груше, апельсине, персике. Развивать сенсорные ощущения детей, радость от восприятия красивых плодов, определять фрукты по их вкусам, качествам, по запаху, активизировать речь детей. Вспомнить где эти фрукты растут. |
Проект в средней группе «Дары осени»
Подготовила Григоренко Н.Н.