автор: Григоренко Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №1 «Ромашка»

Проект «Дары осени» в средней группе

Проблема Современные дети часто не задумываются о том, откуда берутся овощи и фрукты на прилавках магазинов. У них практически отсутствуют знания о том, какой труд вкладывается работниками сельского хозяйства для получения богатого и вкусного урожая.
Актуальность  Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время

развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не

сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя

заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской

познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные

детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить

разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств

предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести

наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие

воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года

жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу,

т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и

восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Цель Расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Рассмотрение многообразие осени; уточнение представлений об основных признаках этого времени года.
Аннотация проекта Проект «Дары осени» направлен на изучение осенних даров, своеобразного царство грибов и ягод, их отличительных особенностей от других организмов окружающего мира.

 

Тип проекта познавательно-творческий, краткосрочный
Результат Расширились знания о дарах осени (овощах, фруктах, грибах), о их внешнем виде, цвете, размере, названии. Получили представление об ощущениях(тактильных, обонятельных, осязательных) от общения с фруктами и овощами. Умение классифицировать овощи и фрукты, получили представления о способах сохранения урожая на зиму. Сформированы понятие о пользе овощей и фруктов в питании людей, пользе витаминов для человеческого здоровья.

Знания, накопленные в процессе реализации проекта,  отразились в различных  видах  деятельности  (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Участники проекта: Дети, воспитатель и родители (законные представители).
Методы и формы работы  Наблюдения, беседы, эксперименты, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность. Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, рассказов, сказок, отгадывание загадок, прослушивание музыки.

 

Задачи:

– расширить представление детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
– углубление представлений об изменениях в природе осенью;
– упражнение в узнавании деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам, коре;
– дать классификацию овощей и фруктов;

– формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, инсценировках и играх;

– развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;

– развивать различные виды деятельности (игровой, познавательной и речевой);

– развивать творческие и познавательные способности детей;

Проектная идея:

способствовать развитию у детей большого интереса к различным видам деятельности, самостоятельно решать проблемные задачи, проявлять чувство ответственности за природу, себя и других.

 

                                                                          Предполагаемый результат: 

Расширение знаний детей об осени, признаках и дарах. Пополнение словарного запаса. Формирование творческих способностей детей. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования. Дети знают, что овощи растут на грядках, а фрукты – в саду на деревьях, грибы растут в лесу. Имеют представление о том, как выращивают овощи и фрукты, что можно приготовить из овощей и фруктов.

 

Работа с родителями:

 

  1. Консультация для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Овощи и фрукты – полезные продукты»
  2. Организовать совместную деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок, созданию рисунков, аппликации, лепки по теме проекта.

Деятельность педагогов:

Рассматривание картин «Времена года», альбома «Что растёт на грядке?», обучающих карточек «Овощи. Фрукты», «Еда». Чтение художественной литературы.

 

Деятельность детей:

 

Тема Цель 
1. Беседа: «Что нам осень подарила?»,

«Что растёт на грядке?». «Что такое листопад». «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда», «Осторожно – ядовитые грибы!»

Словесные игры: «Один –много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково». «Угадай по описанию», «Чьи листья»

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.
2.  Чтение произведений «Мешок яблок» (В.Сутеев), «Хозяйка однажды с базара пришла… » (Ю.Тувим). Чтение и заучивание стихотворений об осени, осенних дарах. Загадки про овощи, фрукты, грибы, ягоды (разучивание). Воспитывать умение слушать произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям, анализировать их поступки, делать выводы. Развивать память, выразительное чтение.
3.  Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек». Разложи по тарелкам» (цель: закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах) Д/и: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний»  Закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах. образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

4.  Образовательная деятельность НОД «Белый гриб – БОРОВИК» по аппликации из крупы.  Аппликация «Яблоки на тарелочке». Лепка «тыква». Рисование «Виноград»(нетрадиционным способом» Цель: развивать умение аккуратно рисовать гуашью, развивать интерес к рисованию декоративных элементов (линии, точки, сенсорные эталоны, внимание, память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь
5. Кукольный театр «Репка», «Под грибом» Цель: Воспитывать устойчивый интерес детей к театрально-игровой деятельности.
6. Подвижные игры: «Огуречик – огуречик», «Собери урожай», «Картошка» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу» Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
7. Опыты и эксперименты: «Чей запах?», «Угадай чей вкус?». учить различать овощи по вкусу; ввести в словарь точное определение признаков овощей.
8. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Готовим салат», «Машины везут фрукты в магазин» , «Продавец овощей и фруктов» Закрепить название фруктов (яблоко, груша, апельсин, персик), уточнить знания детей о яблоке, груше, апельсине, персике. Развивать сенсорные ощущения детей, радость от восприятия красивых плодов, определять фрукты по их вкусам, качествам, по запаху, активизировать речь детей. Вспомнить где эти фрукты растут.

 

Проект в средней группе «Дары осени»

 

Подготовила Григоренко Н.Н. 

 

Проект «Дары осени» в средней группе