автор: Гриднева Наталья Вячеславовна
Концертмейстер, преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда “Детская музыкальная школа №1”
Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
“Детская музыкальная школа №1”
Методическое сообщение:
«Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ»
Выполнила: преподаватель общего фортепиано
Гриднева Наталья Вячеславовна
г. Волгоград 2018
Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления об исполнительском искусстве, формирует специальные умения и навыки. Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
Судьба курса «Общее фортепиано» берет свое начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда А. Г. Рубинштейн в докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался различным изменениям, связанным с поисками оптимальных форм преподавания.
В семидесятых годах XX века педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н. сформулировал основные принципы и основы методики изучения предмета общего фортепиано. Он писал: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курсы игры на фортепиано для музыканта – непианиста». Также Загорный Н.Н. определяет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: развитие фортепианной техники, разучивание пьес различных стилей, фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.
Необходимым условием в классе общего фортепиано является приспосабливаемость к требованиям специальности учащегося, содействие поднятию общей культуры ребенка, отказ от ориентирования на специальные классы и выработка особых методов обучения игре на фортепиано, дабы поставить предмет на равную высоту с другими предметами общеразвивающей программы школы.
Все вопросы специфики работы классе общего фортепиано являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. Все элементы обучения в школе тесно взаимосвязаны между собой и отличаются рядом признаков. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в музыкальную школу для приобретения музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин подчинен основной цели – подготовке специалиста выбранной специальности, т.е. обучение игре на фортепиано помогает воспитывать музыканта данной специальности. Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для большинства учащихся, не имеющих дома инструмент.
Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Взаимодействие всех компонентов обучения играет огромное значение для всестороннего развития. В процессе воспитания исполнителей на различных инструментах необходима общая теоретическая подготовка. Без контакта с фортепианной клавиатурой на уроках сольфеджио невозможно достижение желаемого результата обучения. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки. Преодолеть беспомощность перед нотным текстом можно обязав ученика до нажатия звука назвать его. Подобным образом на уроках сольфеджио при разучивании мелодий сначала можно назвать ноты с дирижированием в нужном ритме. Зачастую ученики не справляются с заданиями не из-за отсутствия слуха, а от незнания расположения нот на нотном стане и клавиатуре.
Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти. Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на уроках сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. Для достижения высокого уровня в освоении теоретических предметов необходимо владение навыками игры на фортепиано. Произведения, изучаемые на уроках общего фортепиано, будут помогать преодолению трудностей предмета сольфеджио и развивать музыкальные способности учащихся.
На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Для успешной работы в классе фортепиано необходимо убедить ученика в необходимости изучения инструмента, показать и доказать это на практических занятиях. Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку, разрешить все его проблемы. заинтересовать его в успехах обучения.
Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:
- Освоение основных пианистических навыков;
- Игра в фортепианных ансамблях;
- Работа с легким аккомпанементом;
- Подбор по слуху;
- Приобретение навыков чтения с места;
- Ориентация на клавиатуре для занятий сольфеджио, музыкальной литературы и разучивание партий по хору.
Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, конкурсов, фестивалей, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.
Список литературы:
- Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1988.
- Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» – Л., 1970.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» – Спб., 2002.
- Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1982.
- Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» – М., «классика XXI», 2005.