автор: Гришина Ольга Викторовна
Учитель-логопед г. Барнаул, КГБОУ “Барнаульская общеобразовательная школа- интернат № 5”
Повышение качества образования в условиях введения ФГОС
Повышение качества образования в условиях введения ФГОС.
В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ от. 29.12.2012 г. «273-ФЗ указывается: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам».
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
С 2016 г. наша школа перешла на новый стандарт обучения детей с умственной отсталостью. В связи с предполагаемым контингентом обучающихся на основе федерального государственного образовательного Стандарта возникла необходимость составления адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант). АООП обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
На основе этой программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Целью реализации СИПРа является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различные сочетания которых определяют особые образовательные потребности детей.
Особые образовательные потребности – это комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.
Время начала образования предполагает учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Содержание образования учитывает потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Адаптивная физкультура», «Музыка и движение»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.).
Необходимость использования специальных методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка (например, использование печатных изображений, анимационных на экране, пиктограмм, внешних стимулов и т.п.).
Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ГУО и ТМНР в образовательном учреждении является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающей полноценное развитие, обучение и коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Следующий аспект реализации особых образовательных потребностей – особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в школьном дворе. А по программе «Гигиена, самообслуживание» практические занятия проходят в соответствующих помещениях школы (спальня, раздевалка, умывальная комната, туалет и т.д.). Формирование навыков социальной коммуникации (предмет «Речь и альтернативная коммуникация»: жесты, мимика) необходимо осуществлять в естественных условиях: во время режимных моментов, в повседневном общении со взрослыми и детьми.
Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет (отсчёт от 1-го нулевого класса). Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Наполняемость класса по 2 варианту обучения не более 5 человек.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния.
Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специального психолога и педагогов, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Все специалисты должны работать по единым требованиям, осуществлять преемственность в методах и приёмах обучения и воспитания обучающихся.
Таким образом, для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ГУО, с ТМНР обязательной является специальная организация обучения, которая обеспечивает развитие их жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.