автор: Грищенко Зинаида Николаевна
Преподаватель математики ГБПОУ “Пильнинский агропромышленный техникум”, п. Пильна
Методические приёмы обучения математике
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
Грищенко З.Н., преподаватель математики
ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум»
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет дисциплина – математика. На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, это ключ к познанию окружающего мира, база научно-технического прогресса и важная компонента развития личности. Под основной целью математического образования очень часто подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке умение правильно, логично рассуждать, способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, усвоить навыки алгоритмического мышления. Студенту необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, развивать воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача преподавателя – таким образом организовать процесс обучения, чтобы усилия по овладению знаниями протекали в условиях развития познавательных способностей студентов, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Творческая деятельность студентов лишь приобретением нового не ограничивается. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел студентов, ставятся новые задачи и при помощи приобретенных знаний они самостоятельно решаются.
Преподаватель должен удивляться и заражать своих студентов красотой и мощью математических методов. Так же он должен быть очень терпеливым, не надо ожидать мгновенных результатов. Рано или поздно, студент себя проявит, если все делается профессионально и честно. Математика – наука «замечательная». В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать студентов к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе математического образования нужно учить подростков наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить студентов самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать – следует понять, научиться применять на практике и тогда все запомнится само собой.
Преподаватель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным студентом, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с преподавателями других дисциплин. В процессе обучения формируются человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности студентов. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы. Такой подход к обучению даёт возможность показать студентам, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Свойства, правила, теоремы, изучаемые на уроках математики – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества.
Чтобы понять суть жизни, её законы, в математике есть эффективное средство – задачи. Посредством задач постигается математика, а вместе с этим развиваются логическое мышление и творческие способности студентов. Поэтому большая роль в изучении математики отводится решению задач. Хорошо развивает творчество и решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает студентов к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворение. Для большей заинтересованности учащихся предметом задачи должны быть максимально приближены к жизненным ситуациям. Развивает творческое мышление выделение главного в тексте задачи и обобщение материала.
Было доказано, что творчество в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой. Изучение геометрии, решение геометрических задач может стимулировать у учащихся увлечённость изобразительным искусством. Такие математические понятия, как симметрия, асимметрия, параллельность, перпендикулярность, параллельное проектирование – неотъемлемые элементы искусства. А уж без пространственного воображения не обойтись как математику, так и художнику.
Я всегда говорю, что нет неталантливых людей. У каждого человека есть обязательно к чему – то талант: к искусству, к технике, к предпринимательству и т.д. Только не у всех талант выявлен. Главное талант в человеке выявить и развивать. Я, как и любой преподаватель, нахожу свои приёмы в преподавании предмета, направленные на творческое развитие студента, это использование игровых моментов, соревновательных элементов, самостоятельный поиск и демонстрация вспомогательного материала и т.д. Интерес к окружающему миру постепенно формируется на всех ступенях обучения подростков. Я стараюсь заметить в каждом обучающемся его способности и склонности и по возможности с помощью математики их развивать.
Чтобы увлечь студентов математикой, в начале изучения темы я знакомлю их с историческим материалом, связанным с новой темой. Например, перед изучением раздела «Теория вероятностей» я рассказываю, что в средние века математики увлекались азартными играми. Исследования прогнозирования выигрыша, открытия закономерностей при бросании костей стали толчком в зарождении теории вероятностей, широко применяемой в современном мире. В частности, экономическая статистика основана на математической. Студентам интересно и то, что теория графов была создана благодаря увлечённости Леонарда Эйлера решением старинной задачи о семи мостах Кёнигсберга. Теория графов нашла широкое применение в транспортных и коммуникационных системах. Я стараюсь студентам показать, что открытие нового математического понятия или было вызвано жизненной необходимостью, или в дальнейшем нашло применение. Например, открытие интеграла было вызвано необходимостью вычисления площадей фигур (участков) неопределённой формы. Интересуют студентов параллели старинных открытий с современностью. Так, тригонометрия, возникшая в древности в помощь землемерам и при изучении небесных тел, помогла в создании так необходимых нам сегодня сотовой связи и интернета.
Привитие любви к выбранной профессии – первостепенная моя задача. На уроках математики я стараюсь больше давать студентам задач с профессиональной направленностью. При изучении каждой темы, я показываю, какую связь имеет тема урока с профессией.
Студентам, обучающимся на экономистов и бухгалтеров важно хорошо, безошибочно оперировать с числами, знать в совершенстве такие темы, как дроби и действия с ними, проценты, степени, прогрессии, производная, теория вероятностей и математическая статистика. Поэтому я стараюсь добиваться от студентов понимания материала по этим темам. Акцентирую внимание на умении исследовать функции с помощью производной, так как исследование многих процессов экономики основано на этом.
Математика в профессии повара, технолога играет главную роль наравне с практическими умениями. Повар – это не просто человек, который может быстро приготовить еду. Он творец, способный из кучки самых простых продуктов создать шедевр, при этом учтя все погрешности и характер изменения пищи в процессе термообработки. Одна из его обязанностей: калькуляция блюда. Это расчёт количества закладки продуктов в приготовляемые блюда по документально утверждённым нормам. Технолог обязан уметь вести финансовую часть точки общепита, уметь грамотно рассчитывать количество приготовляемых блюд, количество закупаемых продуктов, выполнять отчёты по затратам продуктов и их остаткам. Все это направлено на то, чтобы избежать или минимизировать порчу продуктов. Технологу ещё необходимо уметь рассчитывать калорийность блюд.
У студентов, увлечённых математикой, проявляются способности к техническому творчеству, формируется логическое мышление, умение анализировать и конструировать. Поэтому технические специальности тесно связаны с математикой. Например, тем студентам, кто обучается по профессии техник-механик, математика нужна ещё в большей мере, чем остальным. Им необходимо уметь производить расчёты по работе отдельных узлов и механизмов техники. Механики должны иметь представление о том, что для корректного функционирования зеркала фар должны отражать лучи параллельным пучком. Изготовление правильных шестерён без базовых знаний в области геометрии не возможно, так же как и корректный подбор поршней к цилиндрам (для этого необходимо правильно вычислить зазор между ними). Составить таблицы, в которой указывается максимально допустимый износ элементов двигателя, без математических знаний тоже нельзя.
Для достижения прикладной и практической направленности процесса обучения математике заметную роль играют межпредметные связи. Одни и те же понятия встречаются во многих дисциплинах. Главным условием совершенствования обучения и повышения качества знаний студентов является укрепление междисциплинарных связей в процессе преподавания математики и физики. Если я знаю, к примеру, что на уроках физики нужно уметь округлять числа, уметь записывать их в стандартном виде, находить погрешности величин, то стараюсь как следует научить этому студентов на своих уроках. Хотелось бы, чтобы учебные программы составлялись так, чтобы не только математика использовалась в изучении физики, но и физика, опираясь на математический аппарат, оказывала действие на усвоение математики. Так же я стараюсь давать задачи с географической или биологической направленностью. Провожу параллели с историей. Работу по привитию интереса студентов к дисциплине я продолжаю и во внеклассной работе. Провожу тематические классные часы, олимпиады, недели математики, в рамках недели – различные конкурсы, математические КВНы, деловые игры и т.д. Помогаю в подготовке студентов к участию в различных конкурсах и конференциях.
Библиографический список
1.Завгородняя Е.В., Звягинцева Н.П. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики (авторская концепция) (Электронный ресурс) http://festival.1september.ru/articles/310791/
2.Киякбаева А. Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 9-11.