автор:
Губанова Татьяна Николаевна – Воспитатель,
Ямщикова Екатерина Николаевна – Музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад «Малышка»
Творческий проект «Много шума… «из ничего»
Творческий проект «Много шума из … «ничего»»
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».
Михал Казиник
Проект: групповой, исследовательский, творческий, долгосрочный (в течении средней и старшей группы).
Участники проекта: дети группы «Родничок» МКДОУ детского сада «Малышка» г. Яранск Кировская область, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность. Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В игре, как ведущей деятельности ребенка, можно эффективно развивать художественно-творческие способности, инициативность, самостоятельность и ответственность детей, что является одной из задач дошкольного образования.
Одной из составляющих, для успешного результата является создание развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которая является частью образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей. Наполнение центров предметно-пространственной среды осуществляется педагогами в зависимости от возраста детей, а также с их непосредственным участием, что является более ценным для развития и воспитания дошкольников.
Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности. К примеру, музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами.
Наблюдая за детьми в свободной игровой деятельности, было отмечено, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети реже стали играть на традиционных музыкальных инструментах – для них они стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Необходимо было привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого — обновить и пополнить центр музыки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха. Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
Элементарное музицирование на самодельных музыкальных инструментах даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя: придумать свою музыку, изменить придуманное, «изобрести» способ игры и т. д. Процесс варьирования всегда открыт и ограничен лишь желанием ребёнка продолжать игру с данным материалом. Если же дети случайно сломают самодельный инструмент, то это не страшно: они вместе с вами смогут его сделать из незатейливых бросовых материалов. Ведь именно инструмент является для ребёнка символом музыки.
Если в младшем возрасте ребенок не задумается о том, как получается тот или иной звук, почему он именно такой и не похожий на другой и так далее. То в среднем возрасте встречаются такие «почемучки».
И в нашей практике мы с таким столкнулись. Тогда возникла идея использовать в работе с детьми дошкольного возраста самодельные музыкальные инструменты из бросового материала, просто и мудро: детские музыкальные инструменты в первую очередь должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Они должны быть музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Где же взять нам это самое разнообразие и богатство самодельных музыкальных инструментов? Таким вопросом мы озадачились с детьми, и они в свою очередь предложили сделать своими руками и попросить помощи наших замечательных и отзывчивых родителей.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Цель проекта: – Вовлечь дошкольников и их родителей в создание самодельных музыкальных инструментов, тем самым способствуя развитию музыкальных и творческих способностей ребенка, дав возможность почувствовать себя творцом и личностью, средствами партнерского сотрудничества взрослых и детей в совместной музыкально-игровой деятельности.
– Обогащение предметно-развивающей среды, средствами создания шумовых и ударных самодельных музыкальных инструментов для организованной и самостоятельной деятельности детей в группе детского сада.
Задачи проекта: – Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
– Побуждать детей к опытно – экспериментальной деятельности со звуком, поддерживая инициативу и стремление к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах, тем самым развивая воображение, творческую фантазию, музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильные ощущения дошкольников;
– Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, чтобы каждый мог сделать с помощью взрослого какой-нибудь самодельный музыкальный инструмент, с учётом его индивидуальных возможностей.
– Воспитывать любознательность, самостоятельность, интерес к музыкальной деятельности и игре на нестандартных музыкальных инструментах, активность при выполнении заданий, умение взаимодействовать в коллективе.
Основные формы организации проекта: Онлайн-консультации для родителей, беседы с детьми, анкеты-опросы для родителей, творческая лаборатория для детей и родителей, мастерская – практикум, мастер-классы, игровые занятия.
Продукт совместной деятельности детей и взрослых:
Выставка детских музыкальных инструментов для организованной и самостоятельной деятельности детей, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
Фестиваль семейного творчества и мастерства «Мой необычный инструмент».
Этапы работы над проектом
1 этап – Подготовительный
Педагогами осуществлялся подбор методической литературы и изучение материалов интернет – ресурсов по теме проекта; создание презентаций, наглядных материалов; разработка и составление анкет и опросников для родителей; беседы с детьми по теме проекта; игровые ситуации с использованием традиционных и нестандартных музыкальных инструментов.
Совместно с детьми, педагогами составлен план совместных мероприятий в рамках творческого проекта «Много шума из ничего», учитывая предложения детей и пожелания родителей, который дополнялся интересными мероприятиями в ходе реализации.
Дети – дети |
Сюжетно – ролевые игры «Магазин музыкальных инструментов», «Играем в оркестр», «У нас концерт»;
Музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Музыкальные загадки», «Кто к нам в гости пришел?»; Мастерская художника – «Вообрази свой музыкальный инструмент». |
Дети – педагоги |
Альбом «Детские нестандартные музыкальные инструменты»;
Создание игры «Угадай мелодию»; Чтение детской художественной литературы о музыкантах и музыкальных инструментах; Музыкально – дидактические игры: «Тихо вокруг», «Поймай мой ритм», «Наш веселый и дружный оркестр», «Музыкальное эхо», сказки – шумелки. Разработка и составление сценария фестиваля семейного творчества и мастерства «Мой необычный инструмент» |
Родители – педагоги |
Онлайн – консультация «Музыка в семье»
Онлайн – консультация «Разностороннее развитие ребенка средствами музыки» Листовки – консультации «В мире звуков и шумов» Онлайн – анкетирование «Детские музыкальные инструменты дома» Опрос «Детские музыкальные инструменты у вас дома» Видео-консультация «Музыкальные игрушки своими руками» |
Дети – родители – педагоги |
Музыкальная гостиная «Давайте поиграем!»
Творческая лаборатория «Шум. Звук. Музыка» Мастерская – практикум «Мастерим вместе» Серия мастер – классов от родителей «Сделай сам!» Выставка «Оркестр нестандартных музыкальных инструментов» Фестиваль семейного творчества и мастерства «Мой необычный инструмент» |
2 этап – Основной
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми не нарушая традиции, но при этом использовать современные инновационные, нестандартные и интерактивные формы работы. И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс музыкального развития ребенка.
Совершенно новый потенциал, новая форма для взаимодействия с родителями и педагогами несёт в себе создание сайта детского сада, сообществ и закрытых групп в социальных сетях. Всё это разрабатывается и функционирует, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной работы с родителями наших воспитанников, их заинтересованности в воспитании и развитии их детей. Данный метод помогает более быстро и локально выстроить свою работу с родителями и детьми.
В такой онлайн-форме мы начали взаимодействие с родителями группы «Родничок» на тему музыки и музыкальности, ритмичности и чувстве ритма детей дошкольного возраста. Пытаясь сложить некоторое представление о том, в каком именно русле будет складываться наше сотрудничество и сотворчество. Вниманию родителей в закрытой группе социальной сети были предложены:
- Онлайн – консультации «Музыка в семье» и «Разностороннее развитие ребенка средствами музыки» (тематические презентации в программе PowerPoint и некоторые рекомендации о музыкальном развитии ребенка за пределами детского сада в формате видеороликов созданных педагогами для данного проекта и подходящие материалы Интернет-ресурсов)
- Листовки – консультации «В мире звуков и шумов» (были расположены для информации родителей в раздевалке группы, в которых собрана краткая и доступная информация об окружающих нас шумах и звуках, как их отличить, с помощью чего и как именно получается тот или иной звук и шум)
- Онлайн – анкетирование «Детские музыкальные инструменты у вас дома» и Опрос “Часто ли в вашем доме звучит музыка?” (… направлены на формирования общего представления заинтересованности родителей во всестороннем развитии своего ребенка, о знаниях и осведомленности в данном направлении)
- Видео-консультация «Музыкальные игрушки своими руками» (средствами видеозаписи, воспитателем и музыкальным руководителем сделан обзор подобных изделий по тематике консультации с предложениями и рекомендациями)
В то время, как началось взаимодействие педагогов с родителями, совместные мероприятия и дела в рамках творческого проекта «Много шума из ничего» уже проводились педагогами совместно с детьми.
А именно:
- Создание альбома «Детские нестандартные музыкальные инструменты». Цель: Знакомство с музыкальными нестандартными инструментами. В этот альбом вместе с детьми, родителями вносим картинки с изображением музыкального инструмента, подбирали стих или загадку о нём. С помощью такого пособия дети лучше усваивают название музыкальных инструментов.
- Создание игры «Угадай мелодию». Данная игра помогает расширить знания о детских, народных песнях и мелодиях, развивать музыкальный слух и память, выявить музыкальные предпочтения и интеллектуальные способности взрослых и детей в рамках развлекательной музыкальной игры.
- Чтение детской художественной литературы о музыкантах и музыкальных инструментах
- Проведение музыкально – дидактических игр: «Тихо вокруг», «Поймай мой ритм», «Наш веселый и дружный оркестр», «Музыкальное эхо», сказки – шумелки (например, «Колобок», «Теремок», «Заяц в лесу», «Зимний гость», «Мышиная история», «Зима в лесу», «Осенняя сказка» и другие). Сказки-шумелки – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
- Разработка и составление сценария фестиваля семейного творчества и мастерства «Мой необычный инструмент»
В свободной игровой деятельности дети реализовывали следующие мероприятия творческого проекта:
- Сюжетно – ролевые игры «Магазин музыкальных инструментов», «Играем в оркестр», «У нас концерт»
- Музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Музыкальные загадки», «Кто к нам в гости пришел?»
- Мастерская художника – «Вообрази и изобрази свой музыкальный инструмент». Яркие детские рисунки музыкальных инструментов ведут детей в увлекательный мир музыки. Они создают отличную возможность для игры и обучению одновременно. Дети с увлечением открывают для себя удивительный мир музыкальных инструментов.
Для более эффективного взаимодействия с родителями и детьми организованы и проведены:
- Музыкальная гостиная «Давайте поиграем!», где в одном названии раскрывается вся суть нашей встречи с родителями и детьми. Во время этой встречи мы путешествовали из игры в игру все больше и глубже погружаясь в музыкальность и ритмичность. Для участников музыкальной гостиной было предложено следующее: игра «Ассоциации», «Музыкальное эхо», интерактивная игра «Угадай мелодию», «Ножки – ладошки», «Веселые ритмы» и «Успей поймать мой ритм». Такая нетрадиционная методика (форма) повышает интерес и активизирует родителей к вопросам развития детей в музыкальной деятельности.
- В творческой лаборатории «Шум. Звук. Музыка», дети и родители совместно с музыкальным руководителем и воспитателями экспериментировали со звуками. Эта деятельность носила игровой занимательный характер. Развивает слуховое восприятие, способность определить источник звука.
- Мастерская – практикум «Мастерим вместе» распахнула свои двери для детей и родителей группы “Родничок”. В ходе практикума узнали некоторые факты из истории происхождения музыкальных инструментов. Творчество и фантазия не покидали участников. Барабаны, колокольчики и маракасы получились яркими, красочными, звонкими.
- Серия мастер – классов от родителей «Сделай сам!» показала, какие у нас талантливые и творческие родители. Развитие детей происходит через радость совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности. А что ещё может быть важнее?
- Выставка «Оркестр нестандартных музыкальных инструментов» как один из продуктов проектной деятельности…
Достаточно распространенной формой являются выставки. В своей работе и мы организовали выставку изготовленных самодельных музыкальных инструментов и фото-выставку «Можно сделать так!» в детском саду.
- Фестиваль семейного творчества и мастерства «Мой необычный инструмент» – яркое завершение и доказательство того, что творить всем вместе одно удовольствие. Инструменты, созданные вместе с родителями будут радовать наших детей в их самостоятельной и совместной игровой музыкальной деятельности. Вместе музицировать будет веселей.
3 этап – Заключительный
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
В качестве продукта нашей совместной деятельности с детьми и родителями была оформлена выставка детских самодельных музыкальных инструментов для организованной и самостоятельной деятельности детей, на которой мог побывать любой желающий, посетивший наш детский сад. После завершения работы выставки, дети совместно с педагогами пополнили цент музыки и театра сделанными инструментами, для дальнейшего музицирования.
Итоговое совместное мероприятие нами проведено в форме фестиваля под названием – «Мой необычный инструмент», где каждая семья в творческой форме представила свои детские самодельные музыкальные инструменты.
Дальнейшее практическое применение продукта данного творческого проекта будет реализовано во время занятий и совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной игровой деятельности детей, а так же выступление необычного оркестра на праздниках и развлечениях детского сада.
В процессе изготовления музыкальных инструментов у детей развивались коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития как детей, так и их родителей. А планомерная система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального развития детей. И в наших планах еще много интересного!
Данные формы работы соответствуют ФГОС и ФОП ДО, и направлены на решение программных задач нескольких областей образования и воспитания дошкольников.
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям развития своего ребенка.
Ребятам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, они ценят участие родителей и гордятся продуктами своей совместной деятельности. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.
Можно считать, что мы сделали уже первый шаг к Нобелевской премии!