автор:

Гудина Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Лицей № 41 г. Владивостока”

Качура Наталья Леонидовна

учитель географии МБОУ “Лицей № 41 г. Владивостока”

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога.

 

 

 

 

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога.

(из опыта работы учителя географии Качура Н.Л. и учителя русского языка и литературы Гудиной Н.В. МБОУ «Лицей № 41» г. Владивостока)

 

                Свой жизненный путь каждый из нас выбирает сам и делает это по-разному: кто-то идет методом проб и ошибок, кто-то ищет полезные советы в книгах. Но часто, оказавшись на перепутье перед трудным жизненным выбором, для нас важна помощь и поддержка мудрого человека-наставника.

              Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Каким должен быть наставник в школе?

«Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»

                                                                                                                                  В. Даль

              В нашем понимании педагог-наставник – это квалифицированный специалист, имеющий опыт работы в образовательном учреждении, высокий уровень профессиональной подготовки, гибкость в общении, способность и готовность делиться профессиональным опытом. 

Основные задачи, которые стоят перед наставником, это

  • развитие у молодого педагога интереса к педагогической деятельности;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя, развитие его способностей самостоятельно и качественно выполнять профессиональные задачи;
  • помощь в успешной адаптации к корпоративной культуре образовательного учреждения;
  • содействие в профессиональном развитии, карьерном росте.

            Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений введения педагогической деятельности. Ошибочно считать, что наставником может быть каждый. Наставничество — непростое дело, требующее от человека эмоциональной и физической подготовки, сил и времени. Поэтому в первую очередь важно, чтобы человек, желающий наставлять других, действительно хотел этим заниматься и никто его не принуждал к работе. 

Какими еще критериями должен обладать наставник?

Профессионализм и наличие опыта

Главный критерий, позволяющий специалисту обучать других людей, — обладание профессиональными знаниями. Уровень опыта наставника должен быть значительно выше навыков его подопечного. В таком случае взаимодействие двух сторон будет продуктивным и полезным.

Умение учить и передавать знания

Недостаточно иметь богатый опыт за плечами, чтобы качественно обучать подопечных. Среди наставников встречаются такие, которые обладают колоссальными знаниями, но не могут доступно донести тему. Или считают, что «объяснять нечего —  и так все предельно понятно». Работать с таким учителем — одна сплошная головная боль. Чтобы новые знания усваивались легко и эффективно, наставнику необходимо уметь налаживать контакт с людьми и прислушиваться к их проблемам, быть лояльным и наблюдательным.

Лидерство и оказание влияния

В процессе обучения важно не только понятно объяснять материал, но и увлечь рассказом, повести за собой учеников и замотивировать их к обучению. Без навыков лидерства и способности убеждать точно не обойтись. Однако наставник не должен быть слишком самоуверенным и считать, что его методы решения вопросов единственно верные.

Ответственность и организованность

Любое серьезное дело начинается с организации процессов и взятия на себя ответственности за результат. Не с вдохновения, фантазии или гениальности, а именно с организованности. Для этого нужно составить четкий план задач и действий, которые необходимо выполнить двум сторонам в обязательном порядке. Наставник должен понимать, что он тоже отвечает за результат подопечного и от их совместной работы зависит успех человека.

Эмоциональный интеллект

Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом, таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции ученика помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.

 

А вот чего точно не будет делать хороший наставник:

 

  • говорить в менторской манере, с интонацией «я здесь главный»;
  • вести себя как родитель с ребенком; 
  • не действовать вместо молодого учителя, не предоставлять ему готовых ответов;
  • требовать от подопечного поступить тем или иным образом; 
  • винить подопечного в его неудачах.

                 Все учителя не похожи друг на друга. Кто-то хочет быть учителем-исследователем, кто-то тяготеет к работе организатора, кто-то силен в сопровождении олимпиадников, а кто-то хорошо работает с детьми, которые требуют дополнительной педагогической поддержки. 

                 Поэтому и появилась такая концепция наставничества, как флэш-наставничество, суть которой состоит в том, что сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим опытом и дать некоторые рекомендации. После этой встречи её участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. После того как подопечному назначается наставник, они могут после первой личной встречи принять решение о прекращении отношений. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он поддерживает постоянный контакт.

Выбор наставника — дело субъективное. Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание молодому педагогу.

  1. Хороший наставник умеет осмыслять собственный опыт.

Наставник — это не просто более опытный старший коллега. Его отличает то, что он может свой опыт отрефлексировать. Он помнит, какие сложности встретились на его пути, вычленяет закономерности и формулирует принципы того, как новичку освоить профессию. 

  1. НАСТАВНИКУ интересно общаться с людьми.

И, в частности, конкретно с той категорией, для которой он станет наставником: будь то молодые/пожилые педагоги, специалисты из других городов, школьные администраторы и т. д.

  1. Придерживается принципа «равный — равному». 

Отношения наставника и наставляемого не должны развиваться по детско-родительской модели. Это именно партнерство двух взрослых, равных друг другу людей. Для опытных учителей (особенно для тех, кто работает в начальной школе) это порой бывает нелегко.

  1. Не принимает решения за наставляемого.

Тут может быть три типа ситуаций:

  • Наставляемый легко принимает решения, причем такие, которые наставник однозначно готов поддержать. 
  • Решения, которые принимает наставляемый, ИНОГДА противоречивые, не вполне обоснованные. Наставник может обсудить это с ним, но потом должен предоставить наставляемому свободу действия и право на ошибку.  
  • Наставляемый не хочет брать на себя ответственность и ждет этого от наставника. В этом случае наставник немного дистанцируется и ясно дает понять, что не будет принимать решения за наставляемого. 
  1. Не пытается стать единственным ресурсом знаний и опыта

Задача наставника — помогать своему подопечному, постоянно расширять карту этих ресурсов, повышать степень своей самостоятельности. Лучший наставник — тот, который в какой-то момент отойдет в сторону или сменит роль на партнерскую. 

 

      Каждому педагогу-наставнику, который «берёт под крыло» молодого учителя, необходимо помнить слова Ш. Амоношвили, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя – помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».

«Два учителя, два принципа»

(Шалва Амонашвили)

   Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:

— Пойдём в гору, будем познавать через трудности.

   Сказал другой своим ученикам:

— Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.

   Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.

   Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.

   Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.

   Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.

   Первые научились летать. Вторые научились копать. Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.

Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую — вторые?

   Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.

 

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога.