автор: Гусева Анастасия Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Михневская СОШ с УИОП» го. Ступино, рп. Михнево
Разработка открытого занятия в 4 классе «Родина у нас одна»
Разработка открытого занятия
в 4 классе
«Родина у нас одна»
Учитель: Гусева Анастасия Геннадьевна
Конспект занятия
Тип классного часа: тематический классный час.
Цель:
– способствовать формированию понятия Родина;
-расширять кругозор школьников;
– формировать чувство любви к Родине;
– развивать познавательный интерес к своей Родине.
Задачи:
Воспитательные
– учить контролировать свою речь и речь товарищей;
– формировать уважение и взаимопонимание.
Обучающие:
-расширять знания у учащихся о Родине.
Развивающие:
-развивать у детей общие познавательные способности, мышление, речь, память, внимание.
Формируемые УУД:
Личностные:
-проявлять интерес к представленному материалу;
-сотрудничать с педагогом и товарищами;
-проявлять желание и стремление высказать свою точку зрения;
-формировать положительного отношения к занятию, к общению на занятии.
Регулятивные:
– умение настроиться на работу;
-высказывает свои предположения;
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией;
-слушать и понимает речь других;
-внимательно рассматривать материал, отвечает на вопросы, вступает в диалог
-вежливо общаться, поддерживать диалог.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, средства ИКТ.
- 1. Слушаем песню «С чего начинается Родина?»
– Понравилась песня?
– О чём песня?
– Как вы думаете, о чём будем сегодня беседовать?
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
– Тема нашей сегодняшней беседы “Родина”.
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– А где мы можем найти и прочитать значение слова Родина? (В толковом словаре).
(Слайд 1)Толковый словарь Русского языка даёт такое определение:
Это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.
А.Н.Толстой «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер»
– А согласны ли вы со строчками «Это прошлое народа, его настоящее и будущее…»
– Так ли необходимо говорить о прошлом твоего народа, изучать историю, может достаточно только смотреть в будущее?
– (Слайд 2) Как по-другому можно назвать Родину? (Отчизна, родина-мать, отчизна, держава)
– Какие это слова? (синонимы)
– (Слайд 3) Константин Ушинский говорил:
«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;
Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…»
– (Слайд 4) – Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
– (Слайд 5) Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Это
- 21 республика
- 6 краёв
- 49 областей
- 1 автономная область
- 10 автономных округов
- 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
– (Слайд 6) Много ли народов населяет нашу страну?
– численность населения России на 1 января 2017 года составила
146,80 млн человек. Из них 2,34 млн человек проживает в Крымском федеральном округе.
– (Слайд 7) Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие народы и народности.
– А сейчас хочу предложить выполнить очень интересное задание. Все помнят правила работы в группе? На ваших столах находятся карточки с фотографиями народностей России, ваша задача правильно разместить их на листе согласно названиям этих народов (Самостоятельная проверка по образцу).
– (Слайд 8) Как можно одним словом назвать жителей России? Мы – Россияне.
- На доске написаны два слова: Родина и родина.
Прочитайте слова на доске. Они написаны одинаково? Почему?
– Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе или посёлке, о том месте, где мы родились и живём.)
– А как называется ваша малая родина?
- Работа с пословицами.
У каждого народа есть свои пословицы на тему Родина. У русского народа тоже есть пословицы. Давайте попробуем собрать их из частей. Сейчас вы снова поработаете в группах (Взаимопроверка с доской).
- Рефлексия. Подведение итогов.
Негласный символ России – это белая береза. Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
У вас на партах лежат листики настроения. Если у вас отличное, хорошее настроение, у вас все получилось – возьмите зеленый листочек. Если у вас не очень хорошее настроение – возьмите желтый. Посмотрите на них внимательно, выберите листочек, который соответствует вашему настроению и украсьте нашу березку. Какая красота! Я думаю, что у всех хорошее, отличное настроение, потому, что мы все любим свою Родину.