автор: Данилова Наталья Владимировна
Учитель — логопед
МДОБУ «Детский сад №30», г. Минусинск
Картотека взаимодействия учителя — логопеда и музыкального руководителя в старшей логопедической группе
Картотека взаимодействия учителя — логопеда и музыкального руководителя
в старшей логопедической группе.
Эффективная коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, который включает в себя различные виды деятельности. Совмещение усилий логопеда и музыкального руководителя открывает новые горизонты в развитии речи, моторики и музыкальных навыков у детей. В данной статье представлена разработанная картотека, которая включает пальчиковую гимнастику, подвижные музыкальные игры и логопедические распевки.
Цели взаимодействия учителя — логопеда и музыкального руководителя.
1.Комбинирование речевой и музыкальной деятельности. Использование музыки в коррекции речи улучшает мотивацию детей и делает занятия более увлекательными.
2.Развитие моторики. Пальчиковые гимнастики и подвижные игры способствуют улучшению координации и мелкой моторики, что важно для формирования речевых навыков.
3.Стимуляция слухового восприятия. Музыкальные распевки и игры развивают слуховое восприятие и фонематический слух.
Разработанная картотека упражнений для взаимодействия логопеда и музыкального руководителя является важным шагом в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование пальчиковой гимнастики, подвижных музыкальных игр и логопедических распевок не только развивает речевые навыки, но и способствует общей гармонии развития детей.
Комплексный подход, основанный на взаимодействии логопедических и музыкальных методов, позволяет создавать увлекательную и познавательную среду, где дети могут раскрыть свой потенциал, улучшить коммуникацию и развить творческие способности.
| Лексическая тема | Пальчиковая гимнастика | Подвижные музыкальные игры | Логопедические распевки | |
| Сентябрь | ||||
| 1 | Диагностика. | |||
| 2 | Диагностика. | |||
| 3 | Овощи. | «Урожай» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. (Машут ладошками.) А за нею шмель – шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, (На каждое название насекомого загибают один пальчик.) Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят их к глазам.) Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.) |
«Капуста» Н.В. Нищева.
Как на нашей грядке Встали по порядку (Стоят лицом в круг, руки на поясе. Делают ритмичные повороты корпусом.) Кочаны капусты Зрелые до хруста. (Приседают, руки на поясе. Делают ритмичные повороты корпусом.) Выбегай, не зевай, Урожай собирай! (Бегут по кругу друг за другом.) Кочаны кати быстрей Прямо к дому, до дверей. (Продолжают бег, показывая, как катят перед собой кочан.) |
«Редиска» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла! Не смотрите, что мала. |
| 4 | Фрукты. | «Компот» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Будем мы варить компот. Фруктов нужно много. Вот: (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».) Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. (Опять «варят» и «мешают».) |
Хороводная игра «Яблонька» (югославская песенка).
— Яблоня, яблоня! Где же твои яблоки? (Идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька».) Заморозил их мороз? Или ветер их унёс? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? (Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой.) Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.) Следующие строки произносит «яблонька». — Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… (Дети вновь загибают пальцы на каждую строчку уже на правой руке.) Дети оборвали! (На последнюю строчку дети разбегаются, «яблонька их пятнает.) |
«В саду» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Фрукты растут на деревьях в саду. Яркие фрукты у всех на виду. Вот среди веток груши бочок. Груша зелёная, как кабачок. Яблоки красные, синие сливы. Спелые сливы вкусны и красивы. Персик румяный укрылся листком. Ты с этим фруктом, конечно, знаком? Солнечным соком лимон напоен, Светится золотом жёлтый лимон. Что за художник у всех на виду Фрукты раскрасил в нашем саду? |
| Октябрь | ||||
| 1 | Осень. | «Вышел дождик на прогулку»
Н.В. Нищева. Вышел дождик на прогулку. (Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу или коленкам.) Он бежит по переулку. Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. (Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.) Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду.) |
«Гном» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Дождик, дождик за окном. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.) Под дождём остался гном. (Приседают.) Поскорей кончайся, дождик, (Смотрят вверх, поднимают руки.) Мы гулять идти не можем. (Идут по кругу, взявшись за руки.) |
«Ненастье» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Не пускают в гости Настю: На дворе с утра ненастье. Дождь косой стучит в окно, Даже днём уже темно. На газонах грязь и лужи, Ветер в лужах листья кружит. |
| 2 | Ягоды. | «За ягодами» Н.В. Нищева.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.) В лес идём мы погулять – (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.) За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. (Загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого.) |
«Ягода – малинка» (народная игра).
За малинной в лес пойдём, в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки.) Спелых ягод наберём, наберём. (Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.) Солнышко высоко, (Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.) А в лесу тропинка. (Пальцами достают «тропинку», сделав наклон.) Сладкая ты моя, Ягодка – малинка. (Бегут по кругу, взявшись за руки.) |
Распевка – чистоговорка.
Су – су – су – ягоды в лесу. Ду – ду – ду – я по ягоды иду. Гу – гу – гу – в лес по ягоды бегу. Щу – щу – щу – ягоды я поищу. Ах – ах – ах – сижу в ягодных кустах. |
| 3 | Грибы. | «Грибы».
На полянке – толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.) Белый гриб – боровичок. (Ладонь левой руки накрывается кулак правой.) А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остаётся, правую убираем.) Подняла улитка рожки. (Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.) |
«Весёлые грибники» музыка
И. Меньших, слова Г. Новицкая. Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки, Белочки скакали, рыжики искали, Лисички бежали, лисички собирали. Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки, Скакали зайчатки, искали опятки, Медведь проходил, мухомор раздавил. (Эта песенка может быть инсценирована по ролям, где каждый ребенок имитирует движения животных в поисках грибов. После появления «медведя», который, громко топая, «давит» мухомор, «звери» разбегаются, начинается игра в салочки.) |
«Опята» музыка И. Меньших,
слова Г. Новицкая. Знают взрослые и дети, Нет грибов дружней на свете. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. |
| 4 | Деревья. | «Осенние листья»
Н.В. Нищева. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Вновь загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.) Маме осенний букет отнесем. (Приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.) |
Хороводная игра «Берёза».
Берёза, моя берёзонька. (Хоровод.) Берёза моя белая, берёза моя кудрявая. (Меняют направление.) Стоишь ты, берёзонька, (Встали, подъём рук вверх, вдох.) Посредь долинушки. (Опустили руки, выдох.) На тебе, берёзонька, (Подъем рук, вдох.) Листья зелёные. (Опустили руки, выдох.) Под тобой, берёзонька, (Подъём рук вверх, вдох.) Трава шёлкова. (Опустили руки, выдох.) |
«Зелёная песенка» музыка
О. Насонова, слова А. Стройлова В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок, как флажок, я несу. Зелёная шишка под ёлкой лежит, Зелёная музыка где-то звучит. Зелёный кузнечик в зелёной стране Играет зелёную песенку мне. |
| Ноябрь | ||||
| 1 | Каникулы. | |||
| 2 | Домашние птицы. | «Птичья ферма».
Дети, на птичью ферму шагаем, Домашних птиц изучаем. («Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.) У индюшки … индюшонок. (Парное касание больших пальцев.) У курицы … цыплёнок. (Парное касание мизинцев.) У гусыни … гусёнок. (Парное касание указательных пальцев.) У утки … утёнок. (Парное касание безымянных пальцев.) Зёрна рассыпаем, Птиц угощаем. Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и разжимаем. Индюшку с … индюшатами. (Парное касание больших пальцев.) Курицу … с цыплятами. (Парное касание мизинцев.) Гусыню … с гусятами. (Парное касание указательных пальцев.) Утку … с утятами. (Парное касание безымянных пальцев.) Страуса … со страусятами. (Парное касание средних пальцев.) Птицы по двору гуляли, Птицы зёрнышки клевали. (Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки.) |
«Петух» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух. (Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями.) Разноцветный весь, цветной И кричит, как заводной: (Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.) «Ку – ка – ре – ку!» (Кукарекают.) |
«Индюшата» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Индюшата, индюшата Пили воду из ушата. Ой, не видно индюшат, Опрокинули ушат! |
| 3 | Домашние животные. | «Бурёнушка» Н.В. Нищева.
Дай молочка, Бурёнушка, (Показывают, как доят корову.) Хоть капельку — на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. (Делают «мордочки» из пальцев.) Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молока для кашки. (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.) Всем даёт здоровье Молоко коровье. (Снова показывают, как «доят» корову.) Чешская песенка |
«Конь» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Звонко цокают копытца – Конь идёт к реке напиться. (Идут по кругу, высоко поднимая колени.) Хвост пушистый у коня, (Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик».) Как косичка у меня. (Левой рукой показывают косичку.) |
«Кошка и мышка»
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. Кошка мышку не поймала, Мышка в норку убежала И от страха там дрожит. Кошка мышку сторожит. |
| 4 | Дикие животные. | «Ёжик».
Добрый ёжик жил под елкой, (Пальцы сцеплены в замок, сложены.) Проверял свои иголки, (Поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев.) Чистил и точил, как ножик: Защищаться должен ёжик! (Пошевелить сцепленными пальцами.) |
«Медвежонок» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Медвежонок Жак простужен, Мёд ему сегодня нужен. (Идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – один ребёнок.) Мёд дадим ему на ужин, (Останавливаются, протягивают к ребёнку руки, сложенные «ковшиком».) Потому что мы с ним дружим. (Берут ребёнка в круг, идут все вместе.) |
«Заяц» музыка и слова
М. Лазарева. Я серенький зайчишка, Трусишка – ой – ой – ой. Скачу, скачу вприпрыжку, Спешу, спешу домой. Припев: Ой – ой – ой – ой – ой — ой – ой, Ой – ой – ой – ой – ой — ой – ой! За мной волк погнался, От злости весь дрожал. Но я не испугался, А взял, да убежал. Припев: Ой – ой – ой – ой – ой — ой – ой, Ой – ой – ой – ой – ой — ой – ой! Теперь гулять без папы, Без мамы не пойду, А то однажды в лапы Я к волку попаду. |
| 5 | Человек. | «Части тела» И. Ильина.
Это глазки, чтобы видеть. (Соединить большие пальцы с указательными колечками, приложить к глазам.) Это носик, чтоб дышать. (Соединить большие пальцы со средним колечками, приставить к носу.) Это ушки, чтобы слышать. (Соединить большие пальцы с безымянными колечками, приставить к ушам.) Это ножки, чтоб бежать. (Похлопать себя по ногам.) Это ручки, чтобы маму (Покрутить «фонарики».) Очень крепко обнимать. (Обнять себя.) |
«Это я» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Это глазки. Вот, вот. (Показывают пальцем сначала левый глаз, потом – правый.) Это ушки. Вот, вот. (Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого.) Это нос, это рот. (Левой рукой показывают рот, правой – нос.) Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.) Это ручки. Хлоп, хлоп. (Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши.) Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, потом два раза топают.) Ой устали! Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.) |
«Завитушки» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Расчешу сыночку Кудряшки-завиточки. Вот какие завитушки! Завитушки словно струшки. |
| Декабрь | ||||
| 1 | Зима. | «Раз, два, три, четыре, пять …»
Н.В. Нищева. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.) Мы во двор пришли гулять. («Идут» указательным и средним пальцами.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.) Птичек крошками кормили, («Насыпают крошки» — имитируют движение всеми пальчиками.) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по левой руке.) А еще в снегу валялись. (Поворачивают ладони то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.) Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой, затем укладывают руки под щёку.) |
Хороводная игра «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. (Идут по кругу, изображая, как катят снежный ком.) Он превратится в толстый ком. (Останавливаются, рисуют руками круг.) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.) Его улыбка так светла, (Показывают руками «улыбку».) Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, показывают воображаемую метлу.) Но солнце припечёт слегка – (Медленно приседают.) Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками.) |
«Снежинки» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму и снег, и снежинки люблю … Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи … Как видно ладошки мои горячи. |
| 2 | Зимующие птицы. | «Кормушка для птиц».
Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцев.) Сала дам синичке. (4 раза — «режущие» движения одной ладони по другой.) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой — «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.) Хлебушка немножко. Эти крошки — голубям, (Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.) Эти крошки — воробьям. (То же — левой рукой.) Галки да вороны, Ешьте макароны! (Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».) |
«Воробьишка» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Шустро скачет воробьишка, Птичка серая – малышка. (Прыгают по кругу на обеих ногах, прижав руки к бокам, как крылышки.) По двору шныряет, Крошки собирает. (По два поворота головы влево-вправо на каждую строчку.) |
«Кормушка» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов и для синичек, И для всех голодных птичек. |
| 3 | Моя семья. | «Семья» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Папа, мама, брат и я – (Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику, начиная с большого.) Вместе дружная семья. (Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.) Раз, два, три, четыре, (Левой рукой загибают на правой по одному пальчику, начиная с большого.) Все живём в одной квартире. (Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.) |
Хороводная игра «Помощники».
Дружно помогаем маме, Мы бельё стираем сами. Раз, два, три, четыре. (Встают, наклонившись, руками двигают вправо, влево.) Потянулись, (Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.) Наклонились. (Снова «полощут».) Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку.) |
«Алёнка» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки, у Алёнки. Чтоб не падать, не реветь, Надо под ноги смотреть. |
| 4 | Новый год. | «Что принёс нам Дед Мороз»
Н.В. Нищева. Беспокоит нас вопрос: «Что принёс нам Дед Мороз?» (Попеременные хлопки в ладоши и удар кулаками.) Открываем мы пакет. (Медленно раскрывают сжатые кулаки.) И чего в нём только нет! (Разводят руками, качают головой.) Апельсин большой душистый, Зайка беленький пушистый, Шоколадная лошадка И для пупсика кроватка, Два воздушных шарика, Книжка про смешариков И такой большой трансформер, И солдат в парадной форме, И кокосовый орех, И в мешочке красном смех. (На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.) Вот так Дедушка Мороз! (Качают головой.) Он сегодня нам принёс Замечательных подарков (Попеременные хлопки в ладоши и удар кулаками.) Целый, целый, целый воз! (Показывают руками «целый воз».) |
«Ёлочка» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Наша ёлочка – краса (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса. (Останавливаются, тянут руки вверх.) Стройная красавица (Идут по кругу, взявшись за руки.) Всем ребятам нравится. |
«Зимняя чистоговорка»
М. Картушина. Да – да – да – наступили холода. Ду – ду – ду – я на лыжах иду. Усь – усь – усь – быстро с горочки скачусь. Ма – ма – ма – пришла зимушка – зима. |
| Январь | ||||
| 1 | Каникулы. | |||
| 2 | Зимние забавы. | «Раз, два, три, четыре, пять …»
Н.В. Нищева. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.) Мы во двор пришли гулять. («Идут» указательным и средним пальцами.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.) Птичек крошками кормили, («Насыпают крошки» — имитируют движение всеми пальчиками.) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по левой руке.) А еще в снегу валялись. (Поворачивают ладони то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.) Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой, затем укладывают руки под щёку.) |
«Снежок» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Мы с тобой снежок слепили. («Лепят снежок», меняя положение ладоней.) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимая ладони вместе, гладят одной ладонью другую.) И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.) Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.) Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.) Три – уроним. (Встают, роняют воображаемый снежок.) И … сломаем. (Топают.) |
«Зимняя чистоговорка»
М. Картушина. Да – да – да – наступили холода. Ду – ду – ду – я на лыжах иду. Усь – усь – усь – быстро с горочки скачусь. Ма – ма – ма – пришла зимушка – зима. |
| 3 | Мой дом. | «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, (Показывают из ладошек «дом».) Ну, а к дому путь закрыт. («Ворота» — большие пальчики перекрещиваем.) Мы ворота открываем, (Большие пальчики разводим в стороны.) В этот домик приглашаем. (Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.) |
«Строим дом». Музыка
М. Красева, сл. С.Вышеславской. Целый день: «тук» да «тук», — (Стучат кулаком левой руки по кулаку правой.) Раздается звонкий стук. Строим дом, дом большой, И с крылечком, и с трубой. (Показывают сложенными над головой ладонями крышу, крылечко — приседая, ставят параллельно ладони на пол, трубу — встают и соединяют ладони над головой.) Разукрасим наш дом, (Имитируют движения кистью руки.) Наверху флажок прибьем, (Показывают флажок — одна ладонь раскрыта, стоит ребром на пальчике другой руки.) Принесем мы цветов, Новый дом, встречай жильцов! (Дети выполняют хлопки.) Будут жить в доме том Зайка с мишкой и слоном. (Показывают на игрушки и пропевают соответственно имя каждой игрушки.) |
«Кольцо». Музыка О. Насонова, слова Н. Гридчиной.
Ца – ца – ца – ца, Нет у Олечки кольца. Цо – цо – цо – цо, Укатилось под крыльцо. Цу – цу – цу – цу, цу – цу – цу, Надо Ване молодцу. Цо – цо – цо – цо, цо – цо – цо, Достать Олечке кольцо. |
| 4 | Мебель. | «Шкаф» Г. Сапгир.
Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.) В нём — костюмы, платья, шубы, (Поочередно загибают пальцы.) В нём — еноты, лисы, волки. Белки там — на верхней полке. И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза.) Как в лесу или в кино. (Открывают глаза.) |
«Стул» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Это стул. Сиденье, спинка, (К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стульчик».) А на спинке две картинки. (Показывают два пальчика на правой руке.) А ещё четыре ножки, (Показывают по два пальчика на обеих руках.) Чтоб сидеть под стулом кошке. (Присоединяют, делают из ладошек «ушки».) |
Распевка – чистоговорка.
Ан – ан – ан – кожаный диван. Ул – ул – ул – папа чинит стул. Ла – ла – ла – нет у нас стола. Аф – аф – аф – вот высокий шкаф. |
| 5 | Одежда, обувь, головные уборы. | «Гномики — прачки»
Н.В. Нищева. Жили-были в домике (Сжимают и разжимают кулаки.) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальцы, начиная с больших пальцев.) Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулаки.) Стали гномики стирать: (Трут кулаки друг о друга.) Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. (Загибают пальцы, начиная с больших пальцев.) |
«Платье» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Это платье для Наташки – (Четыре ритмичных поворота вправо-влево, держа руки на поясе.) Красные горошки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.) А на платье два кармашка, («Рисуют» на животике два кармашка.) Спрячем в них ладошки. (Прикладывают обе ладошки к животику.) |
«Штанишки» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Для маленького Пашки Наташа шьёт штанишки. В штанишках два кармашка, А на кармашках – мышки. |
| Февраль | ||||
| 1 | Посуда. | «Машина каша» Н.В. Нищева.
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. (Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.) Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.) Всю посуду заняла, (Разжимают кулаки.) Всё до крошки раздала. (Сдувают воображаемые крошки с ладошек.) |
«Тарелка» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Вот тарелка для Валерки – («Рисуют» руками большой круг.) Жёлтые колечки. («Рисуют» указательными пальцами маленькие колечки.) Для котлеты, для пюре, (Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого пальца.) Для блинов и гречки. |
Распевка – чистоговорка.
Да – да – да – грязная посуда. Ду – ду – ду – мыть посуду буду. До – до – до – вот большое блюдо. Да – да – да – вымыта посуда. |
| 2 | Продукты питания. | «Каша» Н.В. Нищева.
Каша в поле росла, (Стоят лицом в круг, подняли руки вверх, шевелят пальчиками.) К нам в тарелку пришла. («Идут» пальцами по «столу».) Всех друзей угостим, По тарелке дадим. (В правой ладони «мешают» указательным пальцем левой руки.) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке, (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.) Всем дадим по ложке! (Разжимают кулаки.) |
«Продукты» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Эта каша для Любаши, (Держат перед собой руки, сложенные ковшиком.) Пар над кашей поднялся. (Тянутся руками вверх.) Где же каша? (Пожимают плечами.) Нету! Вся! (Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.) |
«Печка» Музыка
О. Насонова, слова Н. Гридчиной. Ча – ча – ча, ча – ча – ча, Печка очень горяча. Чи – чи – чи, чи – чи – чи, Печёт печка калачи. Чу – чу – чу, чу – чу – чу, Будет всем по калачу. Чо – чо – чо, чо – чо – чо, Осторожно – горячо. |
| 3 | Наша армия. | Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают
пальцы.) Всех сыновей, всех, кто готов, (Хлопают в ладоши.) Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.) Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы.) |
«Самолёт».
Ну-ка, лётчики-пилоты, (Дети стоят прямо, руки по швам.) Приготовились к полёту. К самолёту подошли (Маршируют.) И по трапу вверх взошли. Начинается полёт, (Приседают на одно колено, расставив руки в стороны – «самолёт».) Загудел наш самолет. (Гудят: «У-у-у…») Вверх поднялся, полетел. (Встают на ноги.) Лётчик вправо посмотрел, (Поворачивают головы вправо, влево.) Лётчик влево посмотрел. Быстро полетел вперёд (Бегут по кругу на носках.) Наш почтовый самолёт. (Дети «улетают на самолёте».) |
«На парад» К.Л. Обухова,
Н.В. Нищева. Мы шагаем на парад, Детскосадовский отряд. Раз, два, три, четыре, На парад пойти решили. |
| 4 | Транспорт. | По дороге ехали (русская народная потешка).
По дороге прямо … ехали. (Сложить руки вместе перед собой, показывая направление.) На горку … въехали. (Соединить руки вверху под острым углом.) С горки … съехали. (Плавно опустить руки вниз, не разъединяя их.) Прямо … поехали. (Сложить руки вместе перед собой, показывая направление.) Через мостик … переехали. (Положить одну руку на другую перед собой – «мостик».) В ворота … заехали. (Повернуть руки ладонями к себе и раскрыть их.) К своему дому … приехали. (Соединить руки вверху под углом – «дом».) |
«Тучка» на колёсах»
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. Эта «тучка» на колёсах Дождь по городу везёт. (Идут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль.) Станут чистыми дороги Если «тучка» их польёт. (Идут по кругу, изображая, что подметают метлой.) |
«Пароход» Муз. и слова
М. Лазарева. «У» — гудит пароход. «У» — по речке плывёт. «У» — ребят он зовёт. «У» — в далёкий поход. |
| Март | ||||
| 1 | Праздник 8 Марта. | «Мамин праздник».
Первые подснежники (Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан».) Я в руках несу. (Сжать ладони в кулачки, держать перед собой.) Нежные цветочки Маме подарю. (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх.) Будь всегда красивой, Нежной, как цветы. (Обводим овал лица.) Хорошо, что рядом Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди.) |
«Мамочка» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Мамочка, мамуля, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Так тебя люблю я! (Останавливаются, прижимают руки к груди.) Я платок тебе дарю, (Протягивают руки вперёд.) Вот как я тебя люблю. (Идут по кругу, взявшись за руки.) |
«Подснежник» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева.
Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется подснежник. |
| 2 | Ранняя весна. | «Весёлые льдинки»
И. Демьянов. Под самым карнизом, (Сжимают и разжимают пальцы.) Над самым оконцем Забралось в сосульки («Перебирают» пальцами в воздухе.) Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко».) Сверкая, бегут по сосулькам слезинки … (Сжимают и разжимают пальцы.) И тают сосульки — весёлые льдинки. («Перебирают» пальцами в воздухе.) |
«Веснянка» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.) Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.) А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.) А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.) |
«Верба» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Самый первый день весны, Самый – самый первый. На опушке, у сосны, Распустилась верба. |
| 3 | Перелётные птицы. | «Цапля».
Цапля сильно щиплет щуку, (Каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом.) Чисто блещет чешуя, (Тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук.) В камышах — лягушка с мухой, (Щелчки разными пальцами обеих рук одновременно.) И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш!..» (Потереть кулаки друг о друга.) |
«Утки» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Ути – ути – утки, Уточки малютки. (Вперевалку идут по кругу друг за другом.) На волнах качались, (Приседают.) Брызгали, плескались. (Встают, машут руками, как крыльями.) |
«Птицы прилетели»
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. На берёзке скворушка, Пёстренькие пёрышки. Аист свил гнездо на крыше. Он всех видит, он всех слышит. У грачихи пять грачат, Громче всех они кричат. На гнезде сидит дроздиха. Спят дроздята. Тихо! Тихо! |
| 4 | Каникулы. | |||
| Апрель | ||||
| 1 | Наша Родина — Россия.
Мой город. |
«Турист».
(И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами».)) Я шагаю по ладошке, Поднимаю пальцы-ножки. (По очереди поднимать пальцы — «турист шагает».) Раз-два-три-четыре-пять – («Шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца.) Хорошо мне так шагать! («Идти» дальше по руке вверх, «в гору».) Хорошо мне так шагать, Можно шейку почесать! (Дойти до шеи, сзади остановиться.) |
Хороводная игра «Берёза».
Берёза, моя берёзонька. (Хоровод.) Берёза моя белая, берёза моя кудрявая. (Меняют направление.) Стоишь ты, берёзонька, (Встали, подъём рук вверх, вдох.) Посредь долинушки. (Опустили руки, выдох.) На тебе, берёзонька, (Подъем рук, вдох.) Листья зелёные. (Опустили руки, выдох.) Под тобой, берёзонька, (Подъём рук вверх, вдох.) Трава шёлкова. (Опустили руки, выдох.) |
Распевка со звучащими жестами.
Скок – скок – поскок. Русская народная потешка. Скок-скок-поскок (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Сколочу мосток. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Серебром замощу (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) Всех ребят пущу. (Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.) |
| 2 | Космос. | «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают.) Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой.) День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы.) Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны.) Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»). |
Хороводная игра «Звездочёт».
Дети стоят в кругу. В центре Звездочёт. Дети идут по кругу вправо и поют: В небе звёздочки мигают Звёздам хочется играть Звездочёт считает звёзды Раз, два, три, четыре, пять! Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочёт, звездочёт, Поиграй-ка с нами! Что покажешь ты нам Отгадаем сами. (Дети отгадывают, что делает звездочёт.) |
«Происшествие с луной»
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. Что с луною вдруг случилось? С неба вдруг она свалилась. С неба вдруг она свалилась И за елку зацепилась. Вдруг за елку зацепилась, В сонной речке отразилась. В сонной речке отразилась. В воду быстро опустилась. Опустилась, искупалась, Испугалась, растерялась. Или это ей приснилось? Или это показалось? Что с луною вдруг случилось? С неба вдруг она свалилась. С неба вдруг она свалилась … Или это мне приснилось? |
| 3 | Профессии. | «Повар» О. Григорьев.
Повар готовил обед, А тут отключили свет. (Дети ребром одной ладони стучат по другой.) Повар леща берёт И опускает в компот. (Загибают большие пальцы на обеих руках.) Бросает в котёл поленья, (Загибают указательные пальцы на обеих руках.) В печку кладёт варенье. (Загибают средние пальцы на обеих руках.) Мешает суп кочерёжкой, (Загибают безымянные пальцы на обеих руках.) Угли бьёт поварёшкой. (Загибают мизинцы на обеих руках.) Сахар сыплет в бульон. (Разводят руками.) И очень доволен он! (Машут рукой.) |
Хороводная игра «Кровельщик».
То не град, то не гром – Кровельщик на крыше. (Хоровод.) Бьёт он громко молотком – (Изображают удары молотком.) Вся округа слышит. (Закрывают уши руками.) Он железом кроет дом, (Изображают удары молотком.) Чтобы сухо было в нём. (Наклоняются, достают руками носки.) |
Распевка – чистоговорка
«К врачу». Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Я сейчас пойду к врачу. Чо-чо-чо, чо-чо-чо – Разболелося плечо. |
| 4 | Диагностика. | |||
| 5 | Диагностика. | |||
| Май | ||||
| 1 | День Победы. | «День Победы».
Что такое день победы? (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.) Это праздник! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.) Ордена и награды боевые. (Кулачки прижимают к груди.) И салюты золотые, (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.) И тюльпанчики цветные, (Показывают руками бутон.) И чистая земля. (Рисуют большой круг в воздухе). |
«Самолёт».
Ну-ка, лётчики-пилоты, (Дети стоят прямо, руки по швам.) Приготовились к полёту. К самолёту подошли (Маршируют.) И по трапу вверх взошли. Начинается полёт, (Приседают на одно колено, расставив руки в стороны – «самолёт».) Загудел наш самолет. (Гудят: «У-у-у…») Вверх поднялся, полетел. (Встают на ноги.) Лётчик вправо посмотрел, (Поворачивают головы вправо, влево.) Лётчик влево посмотрел. Быстро полетел вперёд (Бегут по кругу на носках.) Наш почтовый самолёт. (Дети «улетают на самолёте».) |
«На парад» К.Л. Обухова,
Н.В. Нищева. Мы шагаем на парад, Детскосадовский отряд. Раз, два, три, четыре, На парад пойти решили. |
| 2 | Рыбы пресноводные
и аквариумные. |
«Рыбка» Н.В. Нищева.
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка.) — Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальцем.) Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.) Рыбка спинку изогнула, (Изображают, как плывёт рыба.) Крошку хлебную взяла. (Делают хватательные движения обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка.) |
«Аквариум» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Улитки ползут, Свои домики везут. (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.) Рогами шевелят, На рыбок глядят. (Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.) Рыбки плывут, Плавничками гребут. (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперёд-назад.) Влево, вправо поворот, А теперь наоборот. (Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот.) |
«Сом» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Сом собрался на охоту, Быть голодным неохота. Выплыл сом со дна реки. Берегитесь, окуньки! |
| 3 | Комнатные растения. | «На окне» Н.В. Нищева.
На окне моём цветы Небывалой красоты: (Ритмично сжимают и разжимают кулаки.) И фиалки, и монстера, Аспарагус, сансевьера, А ещё глоксиния – Синяя-пресиняя. (Загибают пальцы на обеих руках на каждое название растения, начиная с больших пальцев.) |
«На лужайке».
На лужайке по ромашкам (Можно менять название цветов.) Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко- низко наклоняюсь. (Действия выполняются по тексту). |
«В нашей группе на окне»
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. В нашей группе на окне, Во зелёной во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польём мы спозаранку, Я и все мои друзья. |
| 4 | Насекомые. | «Паучок» Е. Железнова.
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик».) Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками «солнышко светит».) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным.) |
«Бабочка» Л.Б. Гавришева,
Н.В. Нищева. Словно бант у нашей Ани, Эта бабочка – краса. (Бегут по кругу, изображая полёт бабочки.) Кружит, вьётся над цветами, Где, как мёд, блестит роса. (Кружатся на месте, взмахивая руками, как крыльями.) |
«Оса» Муз. О. Насонова, слова Н. Гридчиной.
Са – са – са, са – са – са, Ой – ой – ой! Летит оса! Сы – сы – сы, сы – сы – сы, Не боимся мы осы! Су – су – су, су – су – су, Видел кто из вас осу? Сы – сы – сы, сы – сы – сы, Мы не видели осы. Са – са – са, са – са – са, Отгадайте, где оса. |
Литература:
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников: учебное пособие / Ярославль: Академия развития, 2005.
- Нищева Н.А., Гаврищева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры: учебно-методическое пособие / ООО Издательство «Детство – Пресс», 2018.
- Овчинникова Т.С. Логопедические распевки / Санкт-Петербург / КАРО, 2022.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Издательство АСТ, 2022.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Санкт-Петербург / «Детство — Пресс» 2004.
