автор: Дворянцева Татьяна Витальевна
педагог – психолог
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1583 имени К.А. Керимова»
Применение здоровье сберегающих технологий в работе педагога – психолога
Дворянцева Татьяна Витальевна
педагог – психолог
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
города Москвы
«Школа № 1583 имени К.А. Керимова»
«Применение здоровье сберегающих технологий в работе педагога – психолога
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии , творчества.»
В.А. Сухомлинский
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами :
- эмоциональными
- интеллектуальными
- телесными
- психическими.
Психологическое здоровье – индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в работу педагога – психолога обязательно должны быть включены здоровье сберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого , стабильного результата в более короткие сроки.
К коррекционным технологиям , применяемым в работе педагога – психолога , относятся :
- Сказкотерапия
- Арт.терапия
- Цветотерапия
- Музыкотерапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика.
Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение ребенка, избавляет его от страхов и способствует здоровому психо – эмоциональному развитию.
Арттерапия – представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является – активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок учится понимать свои проблемы, самостоятельно их решает, учится выражать себя, разбираться с чувствами и переживаниями.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
Песочная терапия – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Психогимнастика – чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, дети учатся владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состояний.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья воспитанников относятся :
- Пальчиковые игры
- Кинезиологические упражнения
- Гимнастика для глаз
- Релаксация
- Физкультминутки и динамические паузы.
Пальчиковые игры – развивают координацию движений, совершенствуют деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти, развивают речь, манипуляции рук влияют на функции высшей нервной деятельности.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Гимнастика для глаз – снимает усталость, расслабляет внутриглазную мышцу и помогает сохранить хорошее зрение.
Релаксация – это не просто расслабление, а путь …к здоровью! Умение перезагрузить свой организм, погрузиться в состояние покоя и душевного равновесия, необходимо в нашем мире.
Физкультминутки и динамические паузы – прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся :
- Игротерапия
- Су-Джок терапия
- Коммуникативные игры
- Сухой бассейн
Игротерапия – лечение с помощью игры, помогает поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства.
Су – Джок терапия – является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Су-джок терапию можно отнести к методам самопомощи. … Использование Су – Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности.
Коммуникативные игры – игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Сухой бассейн – хорошо подходит для развлечения и развития детей, позволяет улучшить сердечно -сосудистую деятельность малышей, расслабить их нервную систему, игры с шариками полезны и для органов дыхания, а еще улучшают опорно-двигательный аппарат.
С целью сохранения и укрепления психологического здоровья, повышения интереса родителей и педагогов к психологии, в детском саду рекомендуется ежегодно проводить Неделю психологии. В рамках Недели следует планировать и осуществлять интересные мероприятия с семьями воспитанников, с педагогами, детьми, включающие выше представленные здоровье сберегающие технологии. Каждому дню должно соответствовать свое название и своя тема. Заранее нужно провести рекламную и подготовительную работу. В ходе проведения Недели, повышается уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса. Неделя психологии – стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых инициатив, здоровье сбережение образовательной цепочки: дети-родители-педагоги. Применение в работе педагога-психолога здоровье сберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.