автор: Дворянцева Татьяна Витальевна
педагог – психолог
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1583 имени К.А. Керимова»
Методы арт. терапии в работе педагога – психолога
Дворянцева Татьяна Витальевна
педагог – психолог
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
города Москвы
«Школа № 1583 имени К.А. Керимова»
Методы арт. терапии
в работе педагога – психолога
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи.
Дошкольное образование на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности:
- самооценки,
- эмоциональной сферы,
- нравственных ценностей,
- смыслов и установок,
- социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
В дошкольном учреждении ребенок получает первый опыт взаимодействия с взрослыми, зарождения и освоения дружеских отношений с другими детьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в гармонии с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнает много нового и интересного. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Главной задачей работы педагога-психолога в детском саду является оказание поддержки в развитие личности ребенка, развитие индивидуальных способностей, ресурсов. В настоящее время в нашем регионе увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, вследствие чего проблема своевременной коррекции, становится актуальной. В этом мне помогают арт.терапевтические методы, они дают широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Использование арт.терапевтических методов и приёмов в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию. Использование арт.терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями:
- воспитательной,
- развивающей,
- коррекционной,
- психотерапевтической,
- диагностической.
Арт.терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. Ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг, причем часто сталкивается с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе. Взрослые хотят помочь ребенку, но часто не знают, как правильно и без травмы для психики это сделать. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок затрудняется объяснить, что с ним происходит: например, почему он не хочет идти в детский сад или чего он боится в темноте. Как раз в таких случаях и может помочь арт.терапия.
Применение арт.терапевтических методов буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арт.терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Например, рисуя, создавая песочную композицию, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального ответного реагирования социально приемлемым способом. В случае трудностей общения – замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстниках или в излишней стеснительности ребенка арт.терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Арт.терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Арт.терапия включает в себя такие виды как:
- песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции , где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
- изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности ;
- сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
- музыкотерапия – это вид арт.терапии, где музыка используется в коррекционных целях;
- куклотерапия – изготовление и применение различных кукол;
- фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе с детьми;
- игровая терапия – метод коррекции посредством игры и др.
Один из методов арт.терапии – это песочная арт.терапия. Игра с песком как способ развития и само терапии известен с древних времен. Ребенок часто не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, на этом этапе очень хорошо использовать песочную терапию. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Можно использовать также и кинетический песок. Он пластичный, легко меняет форму, рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться даже после окончания воздействия. Использование терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гипер активности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психо эмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.
Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние, как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками целесообразно использовать такой метод работы, как изотерапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей. Для малышей изотерапия представляет собой комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния. Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Это, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Занятия не ограничиваются обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов : краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В процессе изотерапии дети создают рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за затем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.
В работе педагога –психолога можно использовать такой метод как Сказкотерапия . Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи. Сказка для ребенка — особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме. Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт.терапии, эта форма психологического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым методом практической работы с дошкольниками.
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения надо использовать мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц ,шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Слушая такую музыку, дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. На занятиях музыкотерапией можно использовать психо гимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо эмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.
На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, изотерапия, Сказкотерапия , техники телесно-ориентированной арт.терапии и другие, наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения. Таким образом, использование арт.терапевтических приемов в психо- коррекционной практике способствует творческому самовыражению личности ребенка, закладывает основные предпосылки для самопознания и гармонизации в развитии у всех участников воспитательно-образовательного процесса, является мягким и безопасным методом при работе с психо эмоциональным состоянием ребенка, при условии сочетания как индивидуальных, так и групповых форм работы.