авторы:
Дмитриева Светлана Николаевна
Воспитатель МКДОУ № 6, город Барабинск, Новосибирская обл.
Суханова Светлана Николаевна
Воспитатель МКДОУ № 6, город Барабинск, Новосибирская обл.
Народное декоративно-прикладное искусство средствами проектной деятельности (из опыта работы).
Народное декоративно-прикладное искусство
средствами проектной деятельности (из опыта работы).
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. В современном мире технического прогресса и компьютерных технологий, нас и наших детей окружает мир электроники: компьютерные игры, мобильные телефоны, различные гаджеты. Чем больше в нашей жизни появляется продуктов технического прогресса, тем больше чувствуется утрата интереса к русской культуре и традициям. Поэтому очень важно приобщать детей к культуре своего народа, активировать познавательный интерес к истории своей Родины.
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего народа. Государство прилагает к этому значительные усилия. Патриотизм провозглашен национальной идеей и государственной идеологией. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих граждан своей Родины.
Художественно-эстетическое развитие является одним из главных приоритетных направлений работы нашего ДОУ. Оно охватывает несколько направлений: музыкальная, художественно-речевая и изобразительная деятельность.
Большое внимание также уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В детском саду создаются условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является победы в конкурсах, соревнованиях и мероприятиях различных уровней.
Немаловажное значение в достижении этих результатов имеет внедрение в практику работы проектов. Творческие, духовно-нравственные, исследовательские проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, приобщают к истокам русской народной культуры, и, исходя из детских потребностей и интересов, развивают их как личности.
Начиная работать с детьми нашей группы по данному направлению, мы разработали долговременный проект по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным творчеством «Город мастеров». На протяжении трех лет дети знакомились с изделиями народных художественных промыслов (Дымка, Гжель, Хохлома и др.), с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии в краеведческий музей, храм, на выставки в детскую художественную школу, встречи с людьми разных профессий (художник, резчик по дереву, гончар), игры (задания-квесты, путешествия и др.) творческого характера на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они очень легко воспринимаются детьми. Произведения народного декоративного творчества близки детям красочностью, простотой композиции. Старались выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства осуществляли через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию.
В декоративном рисовании использование цвета усложняли постепенно. Знакомить с цветом начинали с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивали оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях, использовали следующие дидактические игры «Подбери цвет и оттенок» (закрепляли представление о цвете и оттенках). Упражняли в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.), «Теплые и холодные краски» (закрепляли знания о теплых и холодных цветах), «Палитра» (развивали чувство цвета у детей, продолжали знакомить с основными цветами и их оттенками, формировали умение получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре).
Наш многолетний опыт показал, что одним из средств развития творческих способностей детей является знакомство детей с декоративной лепкой. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяется кругозор и фантазия. Дошкольникам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривали простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомились с декоративными пластиками. Совместно с детьми создавали интересные изделия, использовали их в играх или как настенные украшения, сувениры для родителей и своих товарищей.
При знакомстве детей с легендами и сказками о видах декоративно-прикладного творчества нам с ребятами пришла идея о создании пластилинового мультфильма «Легенда о Гжели» (откуда в Гжели синий цвет). Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства для нас заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для наших воспитанников, так как они становятся не только главными художниками и сценаристами этого произведения, но и сами озвучивают его, сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Таким образом, нами был разработан и воплощен в жизнь проект «Пластилиновая фантазия».
При подготовке к открытому мероприятию совместно с родителями «Ярмарка ремесел» поняли, что дети заинтересовались таким видом искусства, как вышивка крестом. Так появилась идея создать проект «Рукодельницы». Вышивание – очень полезное занятие для детей. Это рукоделие отлично развивает мелкую моторику ребенка, вырабатывает цветовое восприятие, усидчивость, внимательность, совершенствует пространственное мышление. Вышивание способно увлечь ребенка, так как он собственными руками создает красивое художественное произведение. В результате дети освоили вышивку крестиком и смогли создать своими руками подарки для родителей.
Заключительным этапом стала разработка и внедрение педагогического проекта «К родным истокам». Вместе с тем были получены следующие результаты:
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих
способностей.
- Воспитанники интересуются декоративно-прикладным искусством. Имеют «опыт зрителя» в музеях и на выставках, совместно с родителями принимают активное участие в творческих выставках ДОУ.
- У воспитанников сформированы представления о различных народных промыслах; умеют составлять узоры и выполнять элементы росписи по мотивам народных промыслов на основе любой формы и размера, лепить по мотивам народной игрушки; умеют подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла.
-
- Воспитанники овладели особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
- Организована развивающая среда, способствующая художественно-эстетическому развитию детей.
- Разработан дидактический комплекс по каждому народному декоративно-прикладному творчеству(наглядно-дидактический материал; картотеки народных подвижных и хороводных игр; сценарии фольклорных праздников, развлечений; рекомендации, консультации, памятки для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов), создан мини-музей народного костюма.
- Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.
- Обобщён опыт работы по реализации проектов и его распространению на педагогическом совете, методическом объединении Барабинского района.