автор:
Кофанова Яна Юрьевна
педагог-организатор МКУ “Центр семейного устройства” г. Алдан
Никаненкова Ольга Михайловна
педагог-организатор МКУ “Центр семейного устройства” г. Алдан
Формирование социально-нравственной активной жизненной позиции подростка посредством реализации программы “Школа лидеров”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail.ru
______________________________________________________________________
Доклад
Формирование социально-нравственной активной жизненной позиции подростка посредством реализации программы “Школа лидеров”
Автор: педагоги-организаторы I категории:
Кофанова Я.Ю., Никаненкова О.М,
Важное место в воспитательном процессе школы занимает развитие социальной активности подростков, как одно из условий формирования активной социальной позиции. От количества развития ярких самостоятельных личностей в школе зависит успешность реализации всех планов объединения детей.
В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача развития социальной активности и создания условий для развития лидерства в школьной среде. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в различных социально – экономических условиях.
Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и в не ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным. Развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать коллективе – основная задача «школы лидера».
Её задача помочь, побудить к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего. Она предполагает выявление, стимулирование и подготовку социально активных школьников.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс развития социальной активности и лидерства должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.
Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.
Критериями активности подростка по мнению педагога-психолога Т.Ю. Музыченко) выступают:
- включенность подростка в общественную деятельность;
- интерес подростка к активной деятельности;
- способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
- уровень ответственности, самодеятельности подростка.
Формы работы, направленные на формирование активности подростков: групповая, фронтальная, парная.
Наиболее традиционными формами деятельности являются:
- учеба актива,
- школа лидеров,
- организация семинаров,
- тематические встречи,
- брейн-ринги по различным видам деятельности и др.
Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел. Перечислим некоторые из них:
Занятия-практикумы:
– «В зеркале отношений»
– «Мы выбираем жизнь» ( по профилактике ВИЧ\ СПИДА и наркомании среди подростков)
– «Лидерами не рождаются»
– «Взгляд со стороны» ( по профилактике алкоголизма среди подростков)
– «Преступление и наказание»
Игры:
– « Азбука права»
– День отказа от курения»
– «Формула успеха»
Тренинги:
– «Планета людей»
– «Лидер и его команда»
Круглые столы»:
– «Береги здоровье смолоду»
– «В поисках истины»
Мастер-классы:
– «Игры на сплочение коллектива»
– «Организуй себя сам» и многие другие.
Мониторинг социальной активности участников ДОО актива штаба «Здоровей» показал, что повысилась мотивация детей к социально-ориентированной деятельности. На протяжении 5 лет существования ДОО ОУ штаб «Здоровей» стал не только школой навыков, но и школой активности и адаптации учащихся в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что детская общественная организация является одной из эффективных моделей социализации детей и подростков в современном мире.
Литература:
- Федеральный Закон «Об общественных объединениях», 1995.
- Программа «Лидер». – М., 1992.
- Музыченко Т.Ю Самооценка активности. // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003.