автор:

Кофанова Яна Юрьевна

педагог-организатор МКУ “Центр семейного устройства” г. Алдан

Никаненкова Ольга Михайловна

педагог-организатор МКУ “Центр семейного устройства” г. Алдан

Формирование социально-нравственной активной жизненной позиции подростка посредством реализации программы “Школа лидеров”

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»  

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145)   329-52.

Факс:  (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail.ru

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Доклад

Формирование социально-нравственной активной жизненной позиции подростка посредством реализации программы “Школа лидеров”

 

 

Автор: педагоги-организаторы I категории:

Кофанова Я.Ю., Никаненкова О.М,

 

 

Важное место в воспитательном процессе школы занимает развитие социальной активности подростков, как одно из  условий формирования активной социальной позиции. От количества развития ярких самостоятельных личностей в школе зависит успешность реализации всех планов объединения детей.

В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача развития социальной активности и создания условий для развития лидерства в школьной среде. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в различных социально – экономических условиях.

Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и в не ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным. Развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать коллективе – основная задача «школы лидера».

Её задача помочь, побудить к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего. Она предполагает выявление, стимулирование и подготовку социально активных школьников.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс развития социальной активности и лидерства должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой. Идеи формирования социально активной личности нашли отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В.Зеньковского, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др.

Особое значение сегодня приобретает проблема формирования социальной активности учащихся подросткового возраста, что объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности.

Критериями активности подростка по мнению педагога-психолога  Т.Ю. Музыченко) выступают:

  • включенность подростка в общественную деятельность;
  • интерес подростка к активной деятельности;
  • способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения;
  • уровень ответственности, самодеятельности подростка.

Формы работы, направленные на формирование активности подростков: групповая, фронтальная, парная.

 Наиболее традиционными формами деятельности являются:

  • учеба актива,
  • школа лидеров,
  • организация семинаров,
  • тематические встречи,
  • брейн-ринги по различным видам деятельности и др.

Обычно, вернувшись в свои школы, многие ребята становятся инициаторами новых интересных дел.  Перечислим некоторые из них:

Занятия-практикумы:

– «В зеркале отношений»

– «Мы выбираем жизнь» ( по профилактике ВИЧ\ СПИДА и наркомании среди подростков)

– «Лидерами не рождаются»

– «Взгляд со стороны» ( по профилактике алкоголизма среди подростков)

– «Преступление и наказание»

Игры:

– « Азбука права»

– День отказа от курения»

– «Формула успеха»

Тренинги:

– «Планета людей»

– «Лидер и его команда»

Круглые столы»:

– «Береги здоровье смолоду»

– «В поисках истины»

 Мастер-классы:

–  «Игры на сплочение коллектива»

– «Организуй себя сам» и многие другие.

Мониторинг социальной активности участников ДОО актива штаба «Здоровей» показал, что повысилась мотивация детей к социально-ориентированной деятельности. На протяжении 5 лет существования ДОО ОУ штаб «Здоровей» стал не  только школой навыков, но и школой активности и адаптации учащихся в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская общественная организация  является одной из эффективных моделей социализации детей и подростков в современном мире.  

Литература:

  1. Федеральный Закон «Об общественных объединениях», 1995.
  2. Программа «Лидер». – М., 1992.
  3. Музыченко Т.Ю Самооценка активности. // «Социокинетика» Стратегия и тактика детского движения нового века.  – М., 2003.

 

Формирование социально-нравственной активной жизненной позиции подростка посредством реализации программы “Школа лидеров”