автор: Дыбошина Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
смоленская область, г. Рославль МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности дошкольника.

Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности дошкольника.

Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.

Л.Н.Толстой

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес, способствует развитию самостоятельности. 

Особую значимость познавательный интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

 Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

Любопытство. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком  к активности и самостоятельности ребенка.

На этом этапе своего развития ребенок задает много вопросов «Как, почему, где, зачем, сколько и т.д.»

Отвечая на вопрос ребенка, необходимо побуждать его к новым размышлениям, наблюдениям. Иногда вместо ответа предлагаю ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» «А что получится, если…», Можно вместе поискать ответ на вопрос в энциклопедии (в интернете). Оставляю всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Активно провожу беседы в форме «вопрос – ответ», вопрос задают все желающие, выслушиваются все ответы детей, а потом  подводится  итог сказанному и дополняю ответы детей своими знаниями.

Объясняю родителям о необходимости поддерживать стремление  ребенка задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к чаду и подробном разъяснении всего того, что его интересует.

Любознательность. Любознательность — ценное состояние личности. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании познавательного  интереса у детей старшего дошкольного возраста. На этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью, формируется активность и самостоятельность дошкольника.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Занятия должны быть всегда интересным с новыми заданиями. С этой целью насыщаю свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Использую различный занимательный познавательный материал и дидактические игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, занимательные ситуации. Большой интерес вызывает у детей «интрига» в начале занятия, а  просмотр видео ролика или мультфильма по теме занятия (например «Крошка енот», «Мойдодыр»), прослушивание  тематической аудиозаписи вызывает бурю  положительных эмоций .

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Поэтому на каждом  занятии присутствует игровая ситуация или обыгрывание того или иного момента занятия.

Посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо – плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения.

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел.

 В этом немаловажная роль отводится родителям. Совместно с родителями дети участвуют в конкурсах, мастерят поделки, рисуют, выполняю задания педагога. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях, авансировать успешный результат, (особенно детей не уверенных в своих силах) «У вас обязательно получиться..» ,«Я даже не сомневаюсь в успешном

результате», хвалить. Ведь для него похвала – путь к будущим успехам. 

Одним из важных условий развития самостоятельности у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя. 

Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии – Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод: « Если  педагог делает процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников,  формируется необходимый , для будущего учения ,  познавательный интерес, неразрывно связанный с активностью и самостоятельностью ребенка. 

 

 Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий  энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности дошкольника.