автор: Дятлова Екатерина Валерьевна
учитель начальных классов
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»
Воспитательный компонент на уроках математики в начальных классах
Статья «Воспитательный компонент на уроках в начальных классах».
Подготовили учителя ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»
Дятлова Е.В.
Одной из главных целей обучения математике детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Главное для школы – не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, знания.
Целью воспитательного процесса в коррекционной школе является создание условий для воспитания социально – адаптивной личности и интеграция детей с недостатками интеллектуального развития в социум. Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики – не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё – и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы. Каждая секунда урока воспитывает. Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте.
Содержание программного материала позволяет учителю воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому родной страны, развивать нравственные и эстетические качества личности. Необходимо воспитывать у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общечеловеческие черты, такие как: справедливость, милосердие, доброта, ответственность, правдивость, трудолюбие. Очень важно в современных условиях воспитывать и развивать потребность к здоровому образу жизни, а также содействовать выбору профессии.
Воспитание как целенаправленное воздействие на человека в процессе формирования личности играет определяющую роль, т.к. именно посредством его в сознании и поведении воспитанников с УО (интеллектуальными нарушениями) формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Проблемы воспитания всегда должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и каждого учителя. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив трудоустройства, отсутствие четких нравственных ориентиров – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Нужно отметить, что воспитательная работа с учащимися воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной работе.
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. Каждому выпускнику придётся столкнуться в жизни с решением экономических задач бытового характера. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество, а также воспитывает у них ответственность, аккуратность, самостоятельность, уверенность, помогает формированию этических норм поведения. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации. В активный словарь учащихся вводятся термины: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «себестоимость», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». На уроках решаем с детьми задачи, связанные с расчетом оплаты за израсходованную электроэнергию за месяц.
Решение задач с элементами экономики при обучении детей с УО (интеллектуальными нарушениями) помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени воспитывает у них жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение. У ребят формируется более адекватная оценка своего и чужого труда и социальных действий государства, воспитывается уважение к результатам труда людей.
В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования победы в Великой Отечественной войне проводятся тематические уроки: «Сталинградская битва в цифрах», «Математика и математики в Великой Отечественной войне», «Битва под Москвой» – учащимся были предложены задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия наших войск и противника в этой битве.
Решая предложенные задачи, ребята сами убедились в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий.
Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала.
Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.
Одна из главных воспитательных задач, осуществляемая на уроке – преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики широко используется цифровой материал по экологии.
Развитию творческой активности учащихся и воспитанию у них трудолюбия, ответственности и самостоятельности как черты характера, является умело организованная разнообразная самостоятельная работа на всех этапах урока. Самостоятельная работа на каждом этапе урока математики имеет свои цели и задачи. Самостоятельная работа должна способствовать продвижению в развитии каждого ребенка, формировать у него умения и вычислительные навыки и воспитывать желание самому добывать знания. Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами: карточки, тесты, контрольные минутки и т.д.
Большую помощь в обучении и воспитании учащихся оказывают наглядные пособия и технические средства обучения.
Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, то урок становится живым и интересным для каждого ученика, а значит – воспитывающим.
И так каковы же условия, позволяющие успешно решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
– Виды деятельности на уроке должны быть разнообразными в соответствии с поставленными образовательными, коррекционными и воспитательными целями и задачами;
– Способы и приемы подачи материала и осуществления воспитательных задач должны быть оптимальными;
– Необходимо применение наглядности и ИКТ;
– Числовой материал должен соответствовать образовательным, коррекционным и воспитательным задачам;
– Необходимо применять различные виды текущего контроля;
– Создание ситуации успеха на каждом уроке;
– Использование краеведческого и исторического материала;
– Рефлексия на каждом уроке с целью коррекции в дальнейшем образовательных и воспитательных задач.
Процесс воспитания на каждом уроке – эта сама жизнь учащегося, и она должна быть интересной и содержательной.
Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.