автор: Дятлова Екатерина Валерьевна
учитель начальных классов
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»

Воспитательный компонент на уроках математики в начальных классах

Статья «Воспитательный компонент на уроках в начальных классах».

Подготовили учителя ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»

Дятлова Е.В.

Одной из главных целей обучения  математике детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами  математики. Главное для школы – не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни  умения, знания.  

          Целью воспитательного процесса в коррекционной школе является создание условий для воспитания социально – адаптивной личности и интеграция детей с недостатками интеллектуального развития в социум. Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие  творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики –  не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё – и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы. Каждая секунда урока воспитывает.    Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте.

 Содержание программного материала позволяет учителю воспитывать у учащихся патриотические чувства, гражданственность, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому родной страны, развивать нравственные и эстетические качества личности. Необходимо воспитывать у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общечеловеческие черты, такие как: справедливость, милосердие, доброта, ответственность, правдивость, трудолюбие. Очень важно в современных условиях воспитывать и развивать потребность к здоровому образу жизни, а также содействовать выбору профессии.

           Воспитание как целенаправленное воздействие на человека в процессе формирования личности играет определяющую роль, т.к. именно посредством его в сознании и поведении  воспитанников с УО (интеллектуальными нарушениями) формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.

           Проблемы воспитания всегда должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и каждого учителя. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив трудоустройства, отсутствие четких нравственных ориентиров – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Нужно отметить, что воспитательная работа с учащимися воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной работе.

           Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека.  Каждому выпускнику придётся столкнуться в жизни с решением экономических задач бытового характера. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество, а также воспитывает у них ответственность, аккуратность, самостоятельность, уверенность, помогает формированию этических норм поведения. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.  В активный словарь учащихся вводятся термины: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «себестоимость», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». На уроках решаем с детьми задачи, связанные с расчетом оплаты за израсходованную электроэнергию за месяц.

           Решение задач с элементами экономики при обучении детей с УО (интеллектуальными нарушениями) помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени воспитывает у них жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. С помощью предметно-практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение.  У ребят формируется более адекватная оценка своего и чужого труда и социальных действий государства, воспитывается уважение  к результатам труда людей.

           В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования  победы в Великой Отечественной войне  проводятся тематические уроки: «Сталинградская битва в цифрах», «Математика и математики в Великой Отечественной войне», «Битва под Москвой» – учащимся были предложены задачи с числовым материалом, отражающим  реалии количественного участия  наших войск и противника в этой битве.

Решая предложенные задачи, ребята  сами убедились в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий. 

         Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение.  Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках  математики очень полезно решать  задачи на основе краеведческого  материала. 

         Использование  материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.

          Одна из главных воспитательных задач, осуществляемая на уроке  – преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней. Вспоминаются слова писателя Леонида Леонова: « Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает  дурного поступка, он прошел душевный университет» На уроках математики  широко используется  цифровой материал по экологии. 

          Развитию творческой активности учащихся и воспитанию у них трудолюбия, ответственности и самостоятельности как черты характера, является  умело организованная разнообразная самостоятельная работа на всех этапах урока. Самостоятельная работа на каждом этапе урока математики имеет свои цели и задачи.  Самостоятельная работа должна способствовать продвижению в развитии каждого ребенка, формировать у него умения и вычислительные навыки  и воспитывать желание самому добывать знания. Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами: карточки, тесты, контрольные минутки и т.д.

Большую помощь в обучении и воспитании учащихся оказывают наглядные пособия и технические средства обучения.

Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, то урок становится живым и интересным для каждого ученика, а значит – воспитывающим.

И так каковы же условия, позволяющие успешно решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

– Виды деятельности на уроке должны быть разнообразными в соответствии с поставленными образовательными, коррекционными и воспитательными целями и задачами;

– Способы и приемы подачи материала и осуществления воспитательных задач должны быть оптимальными;

–  Необходимо применение наглядности и ИКТ;

– Числовой материал должен соответствовать образовательным, коррекционным и воспитательным задачам;

– Необходимо применять  различные виды текущего контроля;

– Создание ситуации успеха на каждом уроке;

– Использование краеведческого и исторического материала;

– Рефлексия на каждом уроке с целью коррекции в дальнейшем образовательных и воспитательных задач.

    Процесс воспитания на каждом уроке – эта сама жизнь учащегося, и она должна быть интересной и содержательной.

         Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенкуМетодически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.   

Воспитательный компонент на уроках математики в начальных классах