автор: Евладова Алла Викторовна
Преподаватель Муниципальное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств Краснокутского муниципального района”
Вокализ как жанр вокальной музыки.
ВОКАЛИЗ КАК ЖАНР ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Вокализ как жанр вокальной музыки в переводе с латинского vocalis – означает звучащий, поющий. Это музыкальное произведение для голоса без слов. Это пьеса, которая должна исполняться исключительно голосом. Примечательно также то, что слов она не имеет, а исполняется на основе какого – либо гласного звука. Чаще всего – на гласную «А», иногда с закрытым ртом. Благодаря такому приему пьеса приобретает особое, необычное звучание. Чаще всего одних распевок для вокалистов не достаточно. Тогда им в помощь приходят небольшие пьесы, в которых есть четкая мелодия, чаще всего построенная в минорном ладу. Эти произведения и называются вокализами. Или вокальными этюдами. Они могут охватывать определенный диапазон: высокий, низкий или же широкий. Именно поэтому певцам просто выбирать среди множества вокализов именно тот, который идеально подойдет их голосу. Подобная пьеса является отличной тренировкой для голосовых связок. Она развивает и грудной, и носовой резонаторы и постепенно расширяет диапазон исполнителя .
Детям очень нравится работа с вокализом, так как в них есть мелодическая линия (мелодия), музыкальные фразы, динамические оттенки. Это песня в целом, но без слов. В разных возрастных группах исполняются свои вокализы, в зависимости от возрастных особенностей, музыкальных данных детей, диапазона голоса и его регистра. На первых стадиях обучения вокалу педагог предлагает ученику простейшие вокализы, строящиеся на самых доступных музыкальных интонациях и оборотах. Звук должен быть ярким, звонким и в то же время округлым и мягким. Звук атаковать активно, точно, без «подъездов». Вокализы рекомендуются вначале сольфеджировать, а затем переходить к пению на гласные. Для достижения чистоты интонации полезно петь вокализы без аккомпанемента. Необходимо следить за рациональным использованием дыхания. Звук тянуть ровно, выдерживая длительность каждой ноты. Упражнения и вокализы помогают выработке основных элементов вокальной техники: овладению кантиленой и динамикой звука, гибкостью и подвижностью голоса, произношением гласных звуков и слогов, освоению мелизмов. После того как будет освоена эта техника исполнения, можно переходить к произведениям с текстом. Необходимо, чтобы ученик понимал каждую конкретную задачу, которую ему предстоит выполнить, для чего это нужно, то есть какую цель преследует педагог, давая ему задание и как, какими средствами добиться ее осуществления. Нельзя подходить на занятиях формально к вокальным упражнениям, они являются первой ступенью в развитии певческого голоса.
Зародившись ещё в XVII столетии, этот жанр получил активное развитие и дожил до наших дней. А между тем, анализ литературных источников показывает, что тема вокализа и на сегодняшний день остаётся малоизученной.
Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо и предназначались они для женского голоса. С XVIII века вокальные упражнения, написанные в жанре вокализа, широко применяются в учебных целях. В XIX веке вокализ становится весьма популярным. В силу того что эти вокальные этюды являются столь полезными для голоса, в былые годы ведущие мировые учителя и оперные певцы писали их. Среди самых знаменитых авторов вокализов стоит назвать композитора Г. Панофки, а также Дж. Конконе. Их вокализы пользуются особой популярностью. Эти итальянские преподаватели сочинили для своих учеников гениальные пьесы, которые можно не только исполнять голосом, но и играть на различных инструментах. Также следует отметить доступные детям вокализы известных композиторов – Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж.Россини, Л.Лаблаша.
Среди отечественных композиторов также есть авторы вокализов. Вокализы сочиняли М.И. Глинка, А.Е. Варламов. Некоторые вокализы представляют собой концертные пьесы, например, «Вокализ в форме хабанера» М. Равеля, «Концерт для голоса с оркестром» Р. Глиэра, «Соната – вокализ» и «Сюита – вокализ» Н. Метнера. Изумительный по красоте вокализ представляет собой кода (кульминация) в последнем романе – «Арион» Н. Метнера пушкинского цикла («Шесть стихотворений» ор.36) «Пять мелодий без слов» С.С. Прокофьева. К числу концертных произведений относится и «Вокализ» С.Рахманинова – знаковое сочинение, одно из лучших кантилен в музыкальной литературе.
Из современных композиторов в этом жанре можно назвать работы следующих композиторов: А.Гречанинов, К.Молчанов, Н.Соколовский «50 вокализов для среднего голоса», »50 вокализов для сопрано», Н.Раков «10 вокализов», О.Померанцева «Вокализы русских и советских композиторов для сопрано в сопровождении фортепиано», Мирзоева «Вокализы».
Во второй половине XX века вокализы стали популярны в советском кино. Самые известные принадлежат Андрею Петрову в фильмах «Служебный роман» и «Осенний марафон». В это же время были опубликованы и нашли широкое применение в вокальной педагогике вокализы И. Н. Вилинской, дочери известного композитора Н. Н. Вилинского.
Изначально данная музыкальная форма имела небольшой объем. Как правило, исполнитель справлялся с вокализом в течение пары минут, однако за это время звучало множество красивейших гармоний и нотных сочетаний. Первые вокализы, которые появились на свет в 18 – 19-м веках, предназначались для женского голоса. Не важно, охватывали они высокий или низкий диапазон, – петь непременно должна была девушка. С годами столь строгое правило потеряло свою значимость, и вокализы стали писать не только для мужчин и женщин, но и для целых хоров. Это позволило композиторам создавать красивые мелодии из аккордов. Что объединяет вокализы – это то, что все они должны быть написаны в минорном ладу. Непременно вокализ должен быть грустной песней, протяжной и медленной. И неважно, исполняет его голос или же целый хор. Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей и они не имели художественного значения. Теперь это самостоятельное художественное произведение для голоса с сопровождением.
Вокализ имеет множество различных форм композиторских воплощений: сюиты- вокализы, сонаты- вокализы, песни-вокализы, концертные вокализы. Вокализ в современном понимании не только вокальное произведение — он исполняется на различных музыкальных инструментах, поскольку вокализ предоставляет исполнителям исключительную возможность продемонстрировать красоту звучания своего инструмента и мастерство кантилены на нём.
Подводя итог всему ранее сказанному, хочется сказать, что вокализ – одна из самых удивительных и молодых форм в этом виде искусства, которая выполняет множество функций. Он и развивает голос, и улучшает дыхание, и тренирует связки. Немаловажно также и то, что именно вокализ является одной из самых чувственных пьес.