автор: Евсеева Ольга Алексеевна

преподаватель ФГБОУ ВО “Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева”

тема: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ

БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В связи с происходящими изменениями в системе образования, возникает необходимость использовать в подготовке бакалавров педагогического образования новые технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала.

Среди таких технологий в настоящее время все чаще выделяют метод проектов, который успешно используется на разных ступенях обучения.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом [8, с. 76].

Отметим, что проектные умения выступают одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки бакалавров, а их формирование является актуальной педагогической задачей [1, с. 33-35].

В связи с эти уточним сущность понятий «умение», «проектное умение» и выявим особенности формирования проектного умения.

В психолого-педагогической литературе достаточно подробно изучено понятие «умение». Исследователи выделяют в нем такие общие признаки, как способность действовать на основе определенных знаний; использование в действиях ранее полученного опыта; умственные и практические действия; наличие определенной структуры личностных качеств и свойств. Однако, сущность понятия «умение» рассматривается исследователями с различных позиций, и имеются различные точки зрения в определении сущности этого понятия.

Под проектными умениями будем понимать группу умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. Совокупность проектных умений включает следующие умения:

  • разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания;
  • выбирать информацию, относящуюся к теме задания-проекта; анализировать и выбирать наиболее рациональные способы решения проектного задания;
  • создавать и осуществлять свои варианты действий по созданию проектов;
  • осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий [5, с. 21-27].

Умения, входящие в содержание проектных, находятся в системной взаимосвязи друг с другом и являются умениями интеллектуального и творческого характера, связанными с созданием мысленных образов. Специфическими признаками проектных умений являются: применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности; преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую; вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности [2].

К. К. Платонов, отмечал, что умениям необходимо учить и, следовательно, думать о соответствующей методике, при этом овладение знаниями и навыками следует использовать в качестве важных, но подчиненных этой цели задач. В этой связи встает вопрос о разработке специальных методов формирования проектных умений в условиях личностно-ориентированного обучения [7, с. 52].

Необходимо учитывать, что процесс формирования умений (в том числе, и проектных), всегда носит сознательный характер. Для того чтобы овладеть проектными умениями, учащийся должен не только осмыслить цель своей деятельности, но и сознательно усвоить приемы и овладеть средствами практического применения имеющихся у него знаний. Поэтому особое значение в формировании проектных умений имеет приобретение студентом личностного опыта действий в определенных условиях. Формирование проектных умений в процессе обучения в вузе открывает широкие возможности для предоставления студентам инициативы, независимости и свободы в процессе познания и, что особенно важно, для развития творческих способностей. Свободное владение данной группой умений позволяет студенту сотрудничать с преподавателем в процессе создания проектов, способствует раскованности и развитию познавательной активности. В процессе проектной деятельности студент не только применяет, но и углубляет, проверяет свое познание мира, что, в свою очередь, способствует обогащению личностного опыта и формированию более совершенных проектных умений [4, с. 25].

И. С. Якиманская установила, что успешное формирование проектных умений неизбежно связано с овладением такими основными мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация [9, с. 7]. В большинстве своем авторы сходятся во мнении о необходимости использования таких методов формирования проектных умений, которые обеспечивают творческое, активное приобретение знаний в контексте личностного развития и способов их практического применения. Реализации этих требований способствует, как показал анализ работ вышеперечисленных авторов, постановка заданий, ставящих перед необходимостью активного, целенаправленного использования личностного опыта.

Перед тем, как сформировать любые умения, необходимо создать такие условия, которые будут вызывать у бакалавров мотив к выполнению соответствующей деятельности. На первых порах такие условия создает педагог, определяя опорные мотивы, то есть те волнующие бакалавров вопросы и проблемы, а, следовательно, формируется собственный смысл изучаемого материала. Постепенно педагог стимулирует у них самостоятельную деятельность [6].

К проектным заданиям на формирование мотивации к получению проектных умений можно отнести опережающие задания, задания с недостающим условием, задания, ставящие обучаемого в ситуацию выбора. То есть такие учебные задания, где бакалавр столкнется с трудностью, для преодоления которой ему будет необходимо изучение нового материала, освоение специфических умений.

Проектные задания, ориентированные на содержание учебной деятельности по формированию проектных умений логично разделить на две большие подгруппы.

  1. Предметно-познавательные задания, включающие работу по усвоению и переработке изучаемого материала. Решение любой задачи, реализация любого проекта в рамках предметной области предполагает построение ориентировочной основы, стержнем которой является система знаний, поэтому на начальном этапе обучения превалируют предметно-познавательные задачи, направленные на освоение понятийного и операционного аппарата изучаемой дисциплины, способствующие сознательному усвоению нового материала.
  2. Практико-ориентированные задания, направленные на применение полученных знаний на практике и непосредственно на выработку проектных умений. Приобретя необходимое количество знаний, выработав собственную личностную позицию и получив некую ориентировку от педагога, бакалавр способен осуществить деятельность по образцу, а также модифицируя в соответствии с целями и логикой проектного задания. Здесь можно выделить задания: на вычисление; на применение известного алгоритма; на применение теории в знакомой ситуации; на адаптацию; на преобразование; на конструирование; на сравнение; на планирование; на выбор; на оптимизацию [3, с. 30].

Таким образом, использование проектных заданий в качестве средства формирования проектных умений способствует творческому, активному овладению знаниями в контексте личностного развития и обеспечивает способами их практического применения.

За время обучения в вузе бакалавр должен приобрести умение методически последовательно и вполне осознанно выстраивать схему процесса работы над решением конкретной задачи, т. е. отыскивать органическую связь между причиной и следствием, содержанием и формой для успешного достижения поставленной цели.

 

Список использованных источников:

  1. Алисиевич, Е. П. Проектные умения как один из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов / Е. П. Алисеевич // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 1. – C. 33-35.
  2. Веселова, В. Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции : автореф. дис. канд. пед. наук. / В. Г. Веселова. – Брянск, 2002. – 22 с.
  3. Викулина, М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) / М. А. Викулина. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 136 с.
  4. Гаджиев, Г. М. Проектно-учебная деятельность как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности: автореф. дис. докт. пед. наук. / Г. М. Гаджиев. – Белгород, – 2003. – 42 с.
  5. Горбунова, Н. В., Кочкина, Л. В. Методика организации работы над проектом / Н. В. Горбунова, Л. В. Кочкина // Образование в современной школе. – 2000. – №4. – С. 21-27.
  6. Емельянова, Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе / Н. В. Емельянова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 82–84.  
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной, М. В. Моисеевой, А. Е. Петрова. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
  8. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
  9. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – № 7. – С. 7.

 

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ