автор: Егорова Светлана Николаена
учитель МБОУ СОШ №16
тема: Семья и Отечество
Классный час в 11 классе
ТЕМА: « Семья и Отечество»
Цель Единого классного часа «Семья и Отечество »:
- воспитание ценностного отношения к семье;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине.
Задачи единого классного часа «Семья и Отечество»:
– воспитание у выпускников ответственного отношения к созданию в
будущем своей семьи;
– сохранение семейных ценностей, традиций;
– формирование правовой культуры, правосознания выпускников, их
уважение к Отечеству;
– развитие у одиннадцатиклассников чувства гордости за Кубань, как
многонационального, поликультурного, поли конфессионального
региона.
Оборудование: презентация « Наш класс – дружная семья», видеоролик
« Семейные ценности», видеоролик « Пожелание педагогов школы»
Ход классного часа:
- Вступительное слово учителя.
– Дорогие дети, родители! Вот и настал тот день, когда для вас прозвенел последний звонок. Последнее – всегда несправедливо. Последнее всегда больно. Никогда вы больше не будете учениками, никогда больше не войдёте в класс как ученики. Осенью в этот кабинет на правах хозяев войдут другие ребята. А я буду вспоминать о вас и рассказывать новым поколениям юных, буду их сравнивать с вами.
Конечно, расставание всегда печально. Но расставание означает завершение одного этапа в жизни и начало другого. Впереди вас ждёт новая жизнь. Непривычная, сложная, не во всём понятная. Но она прекрасна, эта новая жизнь.
А в преддверии расставания со школой помните:
Самое благое поприще-служение Отечеству!
Самые святые понятия – мама, отчий дом, семья
Самая верная дорога-дорога честного труда
Самое значительное дело – то, что ты сам выбрал и которому предан
Самый мужественный поступок – признание собственных ошибок
Самая прочная жизненная опора – знания.
17 лет – 18 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Многие из вас уже задумываются не только о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать, но и мечтают о будущем: а это, прежде всего семья, любимое дело, служение Отечеству.
- Введение в ситуацию.
– Учитель:
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
– А как вы понимаете это слово «семья»?
(дети отвечают)
- Беседа «Что такое семья»?
– Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Высказывания детей).
– Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – это ваш дом, ваша семья.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.
– Послушайте стихотворение о семье.
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: – О чем идет речь в этом стихотворении? Что же это СЕМЬЯ, какая она должна быть? Что для вас семья?( дети отвечают)
– Расскажите об отношениях, сложившихся в ваших семьях.(дети рассказывают)
- «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Семейные ценности очень важны для жителей Кубани. Кубанские казаки и народы, проживающие в нашем регионе, считают традиции уважения к старшим, заботу о детях, любовь к женщине – основными в личной и общественной жизни. Именно семья и Родина для казака были теми ценностями, ради которых он шел на войну, защищал Родину. Издавна казачьи семьи были большими, дружными, трудолюбивыми. Тесное содружество с народами Кавказа сроднило традиции и обычаи всех кубанцев. Широко распространялись традиции гостеприимства, боевого и трудового побратимства. Опора на эти позитивные традиции, имевшие большое значение для наших предков, важны для развития духовнонравственных ценностей
У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
1.К чему может привести отсутствие семейных ценностей?
2.Могут ли быть данные ценности значимыми для всей страны (Отечества)?
- Насколько значимы ценности семьи для судьбы Отечества? Свой ответ аргументируйте.
- Какую роль играют данные ценности в вашей жизни?
- Какую роль играют данные ценности в жизни страны?
- Докажите, что семья – это опора Отечества.
- Традиции семей казаков
Цитата из статьи Д. С. Лихачева: «Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)
- Хранительница очага – мама. Семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама. Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы помогли детям преодолеть первую жизненную школьную дорогу, благодаря вам они не свернули с нее и добрели до конечного пункта. Какой энергетический заряд они получали от вас, особенно после родительского собрания! И, наверное, не совсем права была уже ставшая афоризмом фраза, что дети учатся только для себя, а не для родителей – и для них тоже, ведь они так надеются на вас! Давайте скажем спасибо нашим родителям за все, что им пришлось пережить за эти 11 лет!
– Дорогие мамы, ваши дети любят вас и ценят вашу заботу, без вас не было бы семьи. ( просмотр видеоролика « Семейные ценности»)
6.Наш класс – одна семья. Сегодня мы собрались дружной семьёй в нашем доме под названием «школа». Школа – большая семья, семья – маленькое Отечество. Говорят, что школа – это наш второй дом. А почему второй? Давайте посчитаем : Сколько дней «вычеркнуто из жизни» и проведено в стенах данной школы?
(В учебном году 34 недели. Это 238 учебных дней. Умножим на 11 лет. Получится примерно 2618 дней)
Давайте подсчитаем, сколько времени ученик 11 класса проводит в школе и дома.Поэтому мы с вами с полным правом можем утверждать, что школа – это наш первый дом! За 11 школьных лет вы многое здесь узнали, многому научились, и хочется, чтобы школа осталась в вашей памяти не только учебным учреждением, но и добрым, светлым домом. ( Интервью ( видео)
Презентация « Наш класс – дружная семья!»
7. Письмо в будущее
А сейчас…Мой любимый славный класс! Каждый из вас напишет следующее: свои ФИО, 24 мая 2017 г
Каким вы видите себя через 10 лет, чего бы вы хотели сделать для страны и семьи за эти 10 лет и чего добиться?
Положите этот лист в конверт, заклейте. Напишите сверху: ФИО. Вскрыть в 2027 году на вечере встречи выпускников.
8.Клятва на классном журнале
Я, выпускник школы 2017 года , на пороге начала самостоятельной жизни перед лицом своих друзей торжественно клянусь:
Пронести память о тех, кто меня учил и с кем я учился
Быть всегда честным и принципиальным
Гуманным и справедливым
Никогда не останавливаться на достигнутом
Клянусь продолжить образование
Не запятнать звание выпускника 2017 года
Приумножать мощь и красоту родного края и родной станицы!
Все хором: Клянемся!!!
- Заключение.
Дорогие, родные ребята,
Мой любимый, 11 класс!
До сих пор мне еще не понятно
Что же здесь происходит, а?
Расстаемся? Не правда, не верю.
Вы придете опять в сентябре.
Голосков ваших звонкие трели
Вновь услышу на школьном дворе.
И увижу опять в кабинете
Беготню вашу, шум, кавардак…
Я готова отдать все на свете,
Лишь бы все это было бы так.
Но, увы, стрелки ходят по кругу
Только вправо, без всякого “но”.
И сейчас на прощанье друг другу
Нам осталось сказать лишь одно –
Всё, что было не так, вы простите.
Из любой самой дальней дали
Вспоминайте, пишите, звоните –
Не прожить мне без вашей любви.
Я люблю вас, люблю вас, ребята,
Мой родной, самый лучший мой класс!
До сих пор мне еще не понятно –
Что же я буду делать без вас?
Расправляйте же крылья, летите.
Ваша жизнь – покорение высот.
Всю любовь свою людям дарите –
Лишь она жизни смысл придаёт.
И тогда будет светлой дорога,
Бог вам даст и здоровья, и сил!