автор: Егорова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов МБОУ
“Доскинская школа”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доскинская школа»
Инклюзивное образование
в практике работы Доскинской школы
с. Доскино
2017
Содержание.
- Введение.
- Основная часть. Общая характеристика практики внедрения инклюзивного образования в деятельность образовательного учреждения .
2.1. Общая характеристика практики внедрения инклюзивного образования в деятельность образовательного учреждения.
2.2. Организация учебной деятельности с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
2.3. Социализация детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения
- Заключение.
- Введение. Не секрет, что в мире и в нашей стране увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Не исключением является и Доскинская школа. Год от года увеличивается контингент учащихся, среди которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Поэтому важной задачей становится дать образование таким детям в соответствии с их возможностями, помочь успешной социализации в обществе. Эту задачу успешно решает инклюзивное образование.
По большому счету работа с такими детьми началась в Доскинской школе давно, но в этом году инклюзивное образование стало одним из главных направлений работы. Мы обобщили имеющийся опыт и вплотную подошли к созданию Программы по здоровьесбережению и инклюзивному образованию, что является, по мнению педагогического коллектива и администрации школы, актуальным на ближайшие годы.
- Общая характеристика практики внедрения инклюзивного образования в деятельность образовательного учреждения.
2.1. Наша основная задача – создать условия для обучения каждого ребенка. Педагоги школы вплотную занимаются инклюзивным образованием, которое исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, а таких у нас немало: в 2015 году их было 10 человек, сейчас 15 обучаются по адаптивным программам 8 вида, еще 6 человек занимаются инклюзивно в разных классах, один учащийся имеет возможность учиться дистанционно. Что же сделано в школе за последние три года?
Во-первых, активно ведется обучение педагогических кадров, так как инклюзивное образование имеет свою специфику. 3 педагога повысили квалификацию в НИРО, один педагог был обучен в Центре здоровьесберегающих технологий, еще один – в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Во-вторых, в школе систематически ведется мониторинг необходимых условий здоровьесбережения.
Еще одним важным шагом стало сотрудничество с организациями, работающими с данными категориями детей. Например, очень тепло принимают наши учащиеся постановки театра «Пиано» школы-интерната для глухих детей. Уже 2 года проводим совместные мастер-классы, где общаются наши дети и дети из этого образовательного учреждения.
Сотрудничаем с центром «Дети против наркотиков» и областным социально-психологическим центром «Доверие. Нашими партнерами являются Храм иконы Казанской Божией Матери в селе Доскино и Богородский центр социальной поддержки семьи, что тоже немаловажно для сохранения нравственного и психологического здоровья ребенка.
2.2. Организация учебной деятельности с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Работа с данной категорией детей начинается с оценки образовательных потребностей и возможностей ребёнка, уровня его развития. Педагоги школы стараются разработать более гибкие подходы к преподаванию и обучению, что необходимо для удовлетворения различных потребностей в обучении, т.к. в школе обучаются дети с заболеваниями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Для этого организуется работа творческой группы педагогов и специалистов: психолога, логопеда, социального педагога, руководителя ЛФК, администрации.
По согласованию с родителями психологом школы выявляется уровень развития основных компетенций у ребёнка по определённым методикам, после чего творческой группой педагогов составляется индивидуальная карта развития. Она включает четыре блока траекторий деятельности учащегося с ОВЗ:
- Медицинские рекомендации (программа реабилитации);
- Учебная деятельность;
- Внеурочная деятельность;
- Социализация ребёнка.
Учебная деятельность предполагает индивидуальную траекторию развития ребёнка. Она начинается с разработки индивидуального учебного плана, при котором учитываются возможности школы, уровень мотивации ученика, его потребности и возможности.
Индивидуальный учебный план включает в себя все предметы учебного плана класса, формы обучения (индивидуальное обучение на дому или дистанционное обучение). Например, в настоящее время у ребёнка – инвалида с заболеванием опорно-двигательного аппарата учебный план включает все предметы класса, кроме физической культуры и технологии, изучение которых ограничено указаниями медкомиссии.
Чтобы учебная деятельность была успешной, нужно задуматься об этом до поступления ребенка в школу. Поэтому на первом месте стоят следующие вопросы: во-первых, это здоровьесберегающая деятельность по адаптации учащихся на разных ступенях обучения, а именно: соблюдение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, во-вторых, воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам, к детям с ОВЗ.
Наше образовательное учреждение работает над проблемой непрерывности образования, преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Данное направление работы строится совместно с Доскинским детским садом. Целью работы мы определили создание единого образовательного пространства как условия обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного обучения. Для достижения данной цели в течение учебного года проводится ряд мероприятий: диагностика определения уровня физического и психоэмоционального развития детей; занятия с первоклассниками и детьми подготовительных групп по одним и тем же методикам для развития физического и психоэмоционального статуса ребенка.
Уже много лет в нашем образовательном учреждении работает Школа будущих первоклассников. Занятия психолога и логопеда, консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей позволяют выявить трудности у будущих первоклассников и своевременно их решить.
2.3. Социализация детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения – одно из условий успешной социализации в обществе.
Во-первых, главная проблема такого ребенка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности. Во-вторых, ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Наконец, ребенок – не пассивный объект, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение потребностей в познании, общении, творчестве. Поэтому нужно, чтобы ребенок получил образование и состоялся как личность. Очень важно выработать у него психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию, подготовить к доступным видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
В нашей школе дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность заниматься лечебной физкультурой. Комплекс включает упражнения на различные группы мышц, помогает развивать координацию движений, дает положительный эмоциональный заряд. Занимаются в художественной и музыкальной школе, работают в пресс-центре. Имеют неплохие результаты участия в конкурсах: 1 и 2 места в районном конкурсе «Добрый волшебник», областном конкурсе «Разговор о правильном питании». При этом упор делается не столько на уровень достижения максимального результата, а на те аспекты деятельности, которые помогают социализации ребенка в обществе. Это свободное общение, умение выражать свои мысли, умение владеть эмоциями, умение слушать и слышать другого человека, развитие координации движений.
- Заключение. Работа, которая ведется в нашем образовательном учреждении, нацелена только на одно: ребенок – инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен чувствовать себя полноценным членом школьного коллектива, поверить в свои силы, получить багаж знаний, умений и навыков, который станет основой для получения профессии. Успешность сегодня для такого ребенка – уверенный шаг в непростой взрослый мир. С другой стороны, мы учим детей и взрослых быть добрее к окружающим, откликаться на чужую беду.
Мы считаем, что дети, имеющие проблемы со здоровьем и не имеющие таких проблем, обучаясь вместе, обретут особые качества, которыми обладает далеко не каждый: уверенность в своих силах, целеустремленность, искренность, милосердие, неравнодушие ко всему, что происходит вокруг тебя. Воспитать человека – мы называем это так.